pretre_philippe приводит несколько однотипных христианских притч: "Неподалеку от одного селения подвизался некий монах. Однажды он оказался свидетелем ссору двух односельчан. Один, по всей видимости, был абсолютно прав, но другой никак не хотел с ним согласиться и в своем ожесточении дошел до того, что схватил топор и разбил своему оппоненту голову, после чего, оставив бездыханное тело на месте злодеяния, удалился. Монах, увидев эту трагедию и тяжело пережив ее в своем сердце, ожидал от Бога немедленного вмешательства и наказания убийцы. Но напрасно. Его постигло горькое разочарование. «Нет справедливости у Бога! – подумал он. – А раз так, то чего я мучаюсь здесь в уединении?» После этого он собрался и ушел, чтобы вернуться в мир. По пути он встретил юношу, с которым далее пошел вместе. На закате странники зашли в дом богатого человека, и тот пустил их на ночлег. Когда они уходили, юноша в знак почтения подарил хозяину золотой сосуд. Следующим вечером путники постучали в дверь какого-то христианина, который тепло их принял, накормил и уложил их спать. Ночью юноша удушил младенца, спавшего в люльке, разбудил монаха, и они спешно покинули гостеприимный дом. Вскоре путь им преградил глубокий и бурный поток, через который был перекинут узкий деревянный мостик. Подслеповатый старичок пытался переправиться по нему через реку. Юноша подбежал к нему, но вместо того, чтобы помочь, толкнул несчастного старца, и тот утонул. Как только странники ступили на твердую почву, монах спросил у юноши: - Кто ты, в конце концов? Диавол или человек? - Ангел. - И при этом совершаешь такие поступки?! - Помнишь, как ты ждал, что Бог тотчас накажет того человека, который убил топором своего односельчанина, а поскольку не произошло то, чего ты ожидал, ты соблазнился и разуверился в существовании Божественной справедливости? Так вот, Господь послал меня, чтобы я втолковал тебе, что Он праведен и потому управляет жизнью каждого человека, святого или грешного, по справедливости и ради пользы для его души. Богач, который принял нас у себя в доме, разбогател за счет воровства и мздоимства и после смерти отправится в ад. Однако в своей жизни он успел сделать и нечто доброе и должен быть за это вознагражден. Я почтил его золотым сосудом, так что сделанное им добро было выкуплено оказанной ему честью. Родители младенца, которого я удушил, люди благочестивые и заботились о спасении своего ребенка. Со слезами они молили Господа: «Боже наш, если наш ребенок станет хорошим христианином и спасет свою душу, пусть живет долго. Если же нет, то возьми сына сейчас, чтобы он попал в рай!» Именно так и поступил Отец наш Небесный. Встреченный нами старичок прожил добродетельную жизнь и достоин Царствия Небесного, но в ранней молодости совершил убийство. Я утопил его в реке, чтобы он смог смыть свой грех и душа его обрела бы спасение… После этого потрясенный монах возвратился в свою келью, прославляя справедливость Бога, Который все (и даже самое для нас болезненное) направляет к нашей же пользе". ---------------------------------- Что здесь настораживает самих верующих? То, что некие злодейства (хоть они в притче представлены как "по-видимости злодейства") приписываются непосредственно Богу. А в соответствии с нынешним самым распространённым вариантом теодицеи о Боге тут надо было бы говорить лишь как об инстанции вынужденно попускающей зло. Поэтому вместо допотопного ангела к монаху должен был бы спуститься Андрей Кураев в сиянии славы и объяснить соблазнившемуся лицезрением безнаказанного убийства монаху, что справедливость божественная есть, только проявится она не на этом, а на том свете. Показать ему картину загробного будущего, где злодей страшно мучается (духовно, разумеется, - не каменный век, чтоб сковородками пугать) в аду, ежели евангельского "скрежета зубовного" тому недостаточно для понимания. И пристыженный монах опять пришёл бы в чувство глубокого удовлетворения. Религия тоже развивается. Современному верующему не близок авторитарный Бог, Бог, "отвечающий за всё", руководящий каждым деянием. В вере тоже должна быть демократия, децентрализация и недирективные методы. Нынешние верующие своего Бога склонны рассматривать, скорее, как очень либерального гендиректора гигантской корпорации, который позволяет подчинённым спорить с собой, не соглашаться, принимать самостоятельные решения и совершать ошибки. Этот цивилизованный Бог-директор терпит вороватых и даже туповатых менеджеров и их злоупотребления, уповая на великую силу самоорганизации компании. И лишь в конце рабочего пути раздаёт каждому премиальные и пенсионные по заслугам. Ну а негодяев лишает права называться работниками компании. Впрочем, поскольку никакая конкуренция корпорации не грозит, стоит ли и впрямь ему беспокоиться. Куда они денутся с подводной лодки. Вот если бы Бог-директор знал, что существует иная цивилизация, созданная иным Богом, и она может вступить в смертельную схватку с этой и пожалуй, выиграть - тогда бы он, наверное, перестал почивать на лаврах, а перешёл бы в режим ручного управления...
Источник |