Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Почему я не анархист
Продолжаем критику моделей социализма, перечисленных Коммари. Сегодня я хотел бы поговорить о "безгосударственном социализме" и "прямой демократии", как минимум в анархистском варианте. Несмотря на то, что я считаю уничтожение государства в привычном нам смысле и организацию общества на основе прямой демократии признаками коммунистического общества, т.е. частью стратегической программы коммунистов, с трактовкой, которую нередко получают эти термины, я решительно не согласен.

 

Начнем с самого очевидного пункта разногласий между коммунистами и анархистами - вопроса о политической власти. Анархисты выступают за разрушение централизованного государственного бюрократического аппарата управления. И критиковать их с точки зрения ортодоксального марксизма не очень удобно - потому что государство там предстает машиной, существующей с единственной целью: подавления классовых противоречий.

Однако, очевидно, что это не совсем так. У государства есть целый ряд организующих функций, несводимых к классовому вопросу. Это верно даже для "ночного сторожа" XIX века, а уж для современного государства, занимающегося тысячами разных экономических и социальных вопросов, это верно вдвойне.

В качестве альтернативы предлагается "прямая демократия" и "самоорганизация". Но. Прямая демократия порождает не меньше проблем, чем представительная демократия или авторитаризм.

Во-первых, прямая демократия может существовать только на уровне принятия решений. На уровне осуществления этих решений прямой демократии необходим авторитарный механизм - то есть политическая власть. В случае отсутствия такого механизма, он формируется, так сказать стихийно - путем распада общества на противоборствующие группировки и выделения наиболее сильных.

Государство не только подавляет классовые противоречия, оно, посредством права и других инструментов обеспечивает ненасильственное решение индивидуальных и групповых конфликтов. Там, где государства нет, индивидуальные конфликты решаются путем "кровной мести", а групповые - примерно так, как в Ливии. Муамар Каддафи не случайно не занимает ни одного государственного поста. В полном соответствии с логикой "прямой демократии", он и его сторонники, в собственных глазах, всего лишь одна из общественных сил. Реализующая свои идеи с помощью насилия. Поэтому он и говорит, что его нельзя снять с поста, а можно только убить. В вульгарно-безгосударственном обществе (на статус которого претендует Джаммахирия) общественное столкновение и не может быть разрешено иным образом.

Во-вторых, прямая демократия не равна прогрессивным социальным преобразованием. Возьмем, к примеру, Щвейцарию, которая из европейских стран дальше всех прошла по этому пути - например, все серьезные вопросы там решаются референдумом. Несмотря на это, Щвецария является довольно консервативной страной - женщины там получили право голоса только в 80-ые, а тема засилья мигрантов как всплыла в 30-ые, так и не уходит из фокуса общественного внимания (а в последнее время к ней добавилась исламофобия, вспомните закон о минаретах). К тому же, как пишут местные жители, приводит подобное устройство общество к тому, что любой вопрос обсуждается годами.

В свою очередь, критике самоорганизации были уже посвящено немало текстов, в том числе написанных самими анархистами. Я остановлюсь только на одном аспекте: самоорганизация находится в противоречии с разделением труда, которое является неизбежным спутником экономического развития. Да, целью левых радикалов, в конечном итоге, явлется преодоление "разделения труда", но это вновь тот случай, когда тенденцию нельзя преодолеть, борясь с ней. Она может быть преодолена только выходом на новый уровень развития экономики.

В противном случае, левые неизбежно окажутся на позициях "мелкобуржуазного социализма" - потому что именно мелкая буржуазия являет собой пример экономической самоорганизации. Как мы все знаем, мелкобуржуазное производство не только уступает крупному с экономической точки зрения, но и не приносит никаких благоприятных социальных или экономических последствий. Достаточно сказать, что именно мелкая буржуазия порождает такие людоедские идеологии, как фашизм и либертарианство.

Кстати, насчет разделения труда. Я нередко сталкиваюсь с предложениями преодолеть его путем сознательного решения - например, выполнять неприятные работы всем по очереди. Это утопизм. Группа единомышленников, объединенных подобной идеей, может создать коммуну, которая просуществует в течении некоторого времени, но эта коммуна не станет очагом общественных преобразований. Наоборот, она станет способом сбежать от общества. Это не социализм, а эскапизм.

Попытки же реализовать подобную схему в широком масштабе опять же потребуют насилия. Насилия против людей, не желающих выполнять тяжелую и неприятную работу. Если вывезти студентов на картошку еще возможно (хотя многие до сих пор вспоминают это с неудовольствием), то чтобы заставить всех работать по очереди дворниками уже потребуются массовые расстрелы - то есть откат от экономического принуждения к внеэкономическому, о котором я уже говорил. Это не считая того, что подобные попытки снять разделение труда, разделив "плохую" работу между всеми, невероятно замедлят экономическое развитие.

Ну, и наконец последнее. Ряд подобных теорий отрицает тот факт, что для перехода к коммунизму необходим определенный уровень развития средств производства, рассматривая утопические эксперименты предыдущих эпох как попытки построения коммунистического общества, провалившиеся по неприципиальным причинам. На это я могу сказать только одно: все действительное разумно, все разумное действительно. Поражение подобных экспериментов (как, очевидно, и крах советского эксперимента) можно объяснять тем, что "плохо старались, мало усердствовали", но это ненаучный подход. А научный неизбежно приведет нас к тому, что виной тому объективные причины. Развитие общества определяется экономическими факторами, перейти к коммунизму от рабовладения, феодализма или даже раннего капитализма невозможно. Социализм это не утопическая схема построения общества, а социально-экономическая формация. Помнимание этого было одним из величайших прорывов Маркса - прорывом, который для многих остался незамеченным.

Комментарии
#1 | tsiapin 23 2011 14:00:54
<Социализм это не утопическая схема построения общества, а социально-экономическая формация.

А почему не переходный период от капитализма к коммунизму?
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
В словах "бог" и "религия" вижу тьму, мрак, цепи и кнут
Белинский
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.