Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Коммунизм и гражданские свободы
Сегодня мы поговорим о надлежащем отношении коммунистов к демократии. Точнее, об отношении собственно к демократии (т. е. выборности, сменяемости и подотчетности государственных чиновников) мы поговорим позже, а сейчас приглядимся к гражданским свободам, которые в просторечии тоже называют демократией.

(Далее изложение местами будет слишком абстрактно, так что сразу поясню: читая, стоит иметь в виду свободу слова и конкретно борьбу против 282-й статьи УК РФ; свободу собраний и конкретно, при всей ее ущербности, «Стратегию-31»; право родителей на воспитание детей и конкретно борьбу против «ювенальной юстиции». А также свободу союзов и конкретно борьбу против «законов об экстремизме». Вообще любую гражданскую свободу, зафиксированную в каком-нибудь документе, например, Пакте ООН о гражданских и политических правах, Пакте ООН о социальных и экономических правах, Европейской Конвенции Прав Человека, американском Билле о правах, второй главе российской Конституции, далее везде. Или любое другое аналогичное требование).

Теория

Исторически марксизм и демократия c самого начала были тесно связаны. Собственно, большую часть XIX-XX веков становление в мире (буржуазной, номинально) демократии и (буржуазно-демократических, номинально) гражданских свобод происходило главным образом усилиями коммунистов и их предшественников социал-демократов первых Интернационалов — у собственно буржуазии интерес к демократии (но не к бахвальству по поводу собственной демократичности) к тому времени изрядно ослаб.

Современная российская левая относятся к идее гражданских свобод в лучшем случае безразлично. Даже и враждебные выпады по адресу «буржуазной выдумки про права человека» не считаются экзотическими или непристойными. Почему так произошло, можно писать длинные диссертации. Практически, вопрос сводится к тому, что нашим коммунистам сейчас неоткуда взять действительное, несфальсифицированное врагом представление о демократии, и они не имеют навыка, традиции борьбы за демократическую программу.

Объективная логика борьбы практически насильно заставляет левых занимать демократические и правозащитные позиции. Под это наскоро сочиняются различные теории, то объясняющие демократические лозунги тактической необходимостью союза с либералами (при том что российских либералов давно уже любые политические вопросы интересуют исключительно в персональном разрезе), то цитирующие классику на тему того, что демократические права - это инструмент борьбы с капитализмом (формально верно, но очень узко).

На самом деле борьбе коммунистов за гражданские права имеется гораздо более простое, прямолинейное и фундаментальное обоснование. Коммунизм — это бесклассовое и, что не менее важно, — безгосударственное общество. Целью коммунистов является уничтожение классового господства — и уничтожение государства, орудия этого господства. Но любое гражданское право, если мы приглядимся внимательно — это как раз ограничение государства, изгнание государства из определенной сферы общественной жизни. Полное уничтожение государства потребует революции, но ничто не мешает нам уже сейчас требовать изгнания государства из отдельных областей общественной жизни. Революции это не сделает, но на этом конкретном кусочке уже можно будет учиться строить новые общественные отношения.

• Если мы выступаем против какой-либо цензуры Интернета, то не потому что полагаем сетевых троллей подлежащими охране редкими животными, а потому что государству нечего, ну совершенно нечего делать в Сети.

• Если мы требуем отмены пресловутой 282-й статьи, то это не потому что нам жалко осужденных по ней нацыков, а потому у чиновников вообще не должно быть возможности совать свой нос в чужие разговоры. С нацыками, если возникнет такая необходимость, мы разберемся сами, без лягавых. Кстати, и решать, кто нацык и чего он заслуживает, тоже будем сами, без посредничества «Центров Э» и всяких прочих «мемориалов».

• Если мы выступаем за гражданские права гомосеков, то это не потому что сношаться в попу как-то по-особенному революционно, а потому что секс втроем с Большим Братом — куда большее извращение, причем уже не только сексуальное.

• Если мы поддерживаем борцов за «лигалайз» марихуаны ли, револьверов ли, то это не потому что мы надеемся с их помощью сделать революцию, а потому что начальство слишком много на себя берет, когда решает, что для нас будет полезно, а что вредно.

Об изничтожении государства

Напомню, что именно марксисты называют государством и как именно они собираются его уничтожать. Тем, кто совсем не знаком с вопросом, надо срочно идти читать Ленина, «Государство и Революцию», здесь же конспект для тех, кто когда-то ее читал. По своим функциям государство — орудие господства одного класса над другими, машина, позволяющая господствующему классу держать в повиновении прочие классы.

Государство является неизбежным следствием антагонистической классовой структуры общества, то есть наличия в обществе классов с диаметрально противоположными интересами. Обществу без антагонистических классовых противоречий государство, в общем-то, не нужно. По своей структуре государство — это «особые отряды вооруженных людей, поставленных над обществом и противопоставленных ему» - войско и полиция прежде всего, а также «принудительные учреждения всякого рода» - от тюрем и судов до какой-нибудь пожарной или налоговой инспекции. Учреждения эти по внешности своей могут быть довольно далеки от полицейского сапога, однако существуют исключительно в силу последнего.

Важный нюанс. Чтобы мы признавали учреждение частью системы государственного принуждения, оно вовсе не обязательно должно называться государственным в официальных бумагах. Совсем не редкость в наше время, когда важный элемент государственной машины номинально считается как бы общественной организацией, как бы частной фирмой или как бы и вовсе незаконен. Исходить следует не из названия, а из реальной роли. И наоборот. Существующие государства, помимо собственно власти, обычно выполняют различные хозяйственные функции из числа достигших наиболее высокой степени обобществления — от дорог, образования и медицинской помощи до инфраструктурных отраслей промышленности, вроде энергетики и связи. Отнесение этих функций к обязанностям государства — распорядителя коллективной воли правящего класса — в общем неслучайно. Однако же частью государства как такового мы эти функции не считаем. И ни о каком уничтожении их речи, конечно, не идет.

Уничтожение государства — это уничтожения государственной системы насилия и принуждения и всего, что из этой системы вытекает. Притом, конечно, уничтожение не насилия как такового — такой лозунг был бы внутренне противоречив — а только уничтожение специальных, отделенных от общества и противопоставленных обществу общественных институтов, уничтожение специальных людей со спецправами и спецсредствами. При коммунизме же поддержание общественного порядка и обеспечение исполнения оставшихся законов становятся в равной мере правом и обязанностью каждого гражданина. Возможно, останутся какие-то профессии, отдаленно напоминающие современного следователя, судью или ревизора. Но признаваемое обществом право на насилие, физическая возможность такого насилия у них будет такая же, что и у любого человека с улицы, не большая, чем у самих подследственных и проверяемых.

Современное общество настолько пронизано государственным принуждением, что даже искренним противникам существующих порядков приходится делать над собой изрядное усилие, чтобы вполне усвоить эту концепцию. Уйма товарищей тратит уйму времени, с серьезным видом дискутируя, что следует и что не следует (sic!) запрещать при коммунизме. Ничуть не смущаясь тем обстоятельством, что отсутствие какой-либо запрещалки является фундаментальным свойством коммунизма. (В коммунистическом обществе, конечно, будут способы поставить на место хулигана или жулика, но можно быть уверенным: с декретированием законодательных запретов они не будут иметь ничего общего).

Следует отметить, что представление об уничтожении государства у коммунистов противоположно представлениям о «борьбе с государством» радикальных буржуазных сторонников «свободного рынка», требующих уничтожения общественной медицины, социального страхования, налогов и т. д., но не видящих ничего плохого в чудовищных расходах на полицию или порывах государства сунуть нос гражданам в постель. Мы выступаем за уничтожение государства как машины классового принуждения. Они выступают за более дешевое государство, более эффективно (как им кажется) осуществляющее это самое принуждение. При этом они на каждом шагу рассуждают, что социализм и коммунизм — это де «вмешательство государства» в частную, типа, жизнь. Ситуация запутывается еще и тем, что сейчас распорядителями воли капитала во многих европейских странах являются социал-демократические партии, действительно бывшие когда-то социалистическими, и они действительно (не из-за социалистического прошлого, а из-за того, что таковы сейчас реальные потребности империализма) устанавливают все более глубокое вмешательство государства во все сферы общественной жизни.

Зачем?

Как уже говорилось, гражданскими правами власть не возьмешь и до социализма не доедешь. Буржуазия может отдать какой-то кусочек своего господства, чтобы залатать прорехи в главном, но действительно важное она добровольно не отдаст никогда. Власть как таковую можно взять только революцией, насильственной и ломающей все буржуазные законы.

Возникает закономерный вопрос: а зачем тогда вся это возня с правами? Зачем чудовищными усилиями отвоевывать микроскопические уступки, если на следующий же день после революции мы все равно получим все это — сразу и бесплатно? Причины на самом деле есть.

• Во первых таки да, гражданские свободы — это наш инструмент в борьбе с капитализмом и в особенности с отдельными капиталистами. Инструмент, сразу надо отметить, так себе. Теория и практика дружно говорят нам, что как только у капитала запахнет жареным, как только появится сколь-нибудь реальная угроза классовому господству, — все права и свободы, как и вообще все писаные законы, будут тут же забыты. Как средство борьбы гражданские права годятся для относительно мирного времени и для относительно небольших конфликтов. Мы, однако, не в том положении, чтобы отвергать даже и относительно слабые инструменты. Мечтать о великих битвах богоугодно, но пока что мы сплошь и рядом проигрываем и маленькие бои.

• Во вторых, нам совершенно неизвестно, каков будет расклад сил в грядущей мировой революции. Быть может, те уступки и кусочки нового мира, которые мы сейчас выторгуем у вражеского государства, станут той каплей, которая позволит грядущей революции победить. Где-то властям потребуется лишняя неделя, чтобы прикрыть радикальную газету (говорят, правда, что дни газет и так сочтены :) ). Где-то чиновник будет лишен возможности нейтрализовать революционера, подбросив ему наркотики или отобрав детей, и ему придется искать более сложные и менее надежные ходы. Где-то налету черносотенной нечисти будет данн вооруженный отпор, и несколько дополнительных коммунистов доживут до революции.

• В третьих, борьба за гражданские свободы — это средство политического развития, строительства партии, организации класса. Чрезвычайно трудно построить дееспособную партию, имея в качестве цели лишь революцию и захват власти. Коротко говоря, история таких случаев не знает. Армия, готовящаяся исключительно к великим битвам, войну проиграет. Никакая «теоретическая работа» не заменит практического навыка политической борьбы. Никакое чтение классиков не дает такую волю к борьбе, как самая маленькая победа. Поскольку же гражданские свободы можно рассматривать как маленькие кусочки коммунизма, то и борьба за них имеет гораздо больше общих черт с настоящей революцией, чем какая-нибудь избирательная компания (игра по правилам, написанным буржуазией для себя) или даже стачка (дележ общего пирога при сохранении статуса-кво). Тут нужно отметить распространенное стррррашно принципиальное представление что «революционные» (направленные на свержение капиталистического строя, сейчас или в будущем) и «реформистские» (направленные на вышибание у буржуазной власти или отдельного буржуя каких-либо уступок) акции есть совершенно различные и никак не связанные вещи. Это, во-первых, неумно, а во-вторых, совершенно точно не марксизм. Классики неоднократно подчеркивали, что любая, самая заурядная экономическая стачка содержит в свернутом виде все существенные элементы гражданской войны.

• Наконец, гражданские свободы уже тем хороши, что они выстраивают мозги в правильную сторону. Когда не в бесконечно далеком коммунистическом будущем, а здесь и сейчас изо дня в день напоминаешь себе о необходимости и желательности обходиться без городового с дубинкой — то, во-первых, очень хорошо учишься без него таки обходиться. А во-вторых, понимаешь, что городовой и вообще-то нужен только для дел гнусных и постыдных. Проветриванием собственной (и не только собственной) головы нужно заниматься сейчас, ибо во время революции будет cильно не до того.

Гражданские свободы и диктатура пролетариата

Следующий вопрос. Ну хорошо, государство при капитализме наш враг и мы заинтересованы в его ослаблении, в защите от него именем гражданских свобод. При коммунизме никакого государства не будет, и вопрос о свободах отпадает сам собой. Но как же обстоит дело между ними в период диктатуры пролетариата/социализма/переходного периода/хоть-горшком-назови? Следует ли нам, Когда Мы Придем к Власти, признавать и соблюдать все и всяческие права и свободы, которые были когда-либо провозглашены?

Ответ на этот вопрос, собственно, совпадает с ответом на вопрос о государстве вообще. Мы полагаем государство злом. Но мы не верим в возможность — именно возможность, а не правильность или желательность — единовременной отмены государства революционным декретом. Для того чтобы государство ушло из какой-то области, нужно чтобы общество — и по своим производительным силам, и по сложившимся отношениям — было готово заместить эту область негосударственным механизмом.

То же и с гражданскими свободами. Для нас это вещь количественная. Марксизм, собственно, не имеет какого-то фиксированного списка прав и свобод, которые нужно защищать любой ценой. В конечном счете гражданин будет иметь любую мыслимую свободу, просто потому что некому будет ее нарушать. Но ровно поэтому он не дает и обязательств обеспечить какое-то фиксированное количество свобод единомоментно и любой ценой.

Конечно, если какая-то свобода полноценно существовала уже при буржуазном государстве, то она должна сохраняться и при переходном режиме. Если какая-то свобода была в фокусе широкой кампании, то осуществить ее так скоро, как только возможно — обязанность революционной власти. Свобода слова в Интернете есть и никаких специальных вложений не требует — для нас она должна быть неприкосновенна. «Свободы слова на телевидении» не было нигде и никогда, навряд ли она вообще возможна, и лучшее, что мы можем сделать, — это перестать поддерживать иллюзии по этому поводу. Есть, однако, нюансы.

Если полицию, суд и тюрьмы не увидеть довольно трудно, то по поводу прав и свобод в любой капстране бытует огромное количество хвастовства, передергиваний и прямого вранья. Сплошь и рядом в заслуги режима записывается свобода, фактически существующая лишь для привилегированных классов, иногда даже для тончайшей верхней прослойки общества. Говоря другими словами, демократия в капиталистическом обществе имеет классовую природу — она существует для господствующего класса прежде всего. Вполне себе справедливо и закономерно, что такие свободы и при переходном режиме существуют первое время только для правящего класса — пролетариата (и реализуются классово-специфичными методами). Для «бывших» потеря ими прежних привилегий выглядит как уничтожение свободы — то, что раньше эта свобода существовала для них лишь ценой отсутствия ее у большинства, самими бывшими во внимание не принимается. Извините ребятки, но если мы отнимем бумагу у «Правды», чтобы напечатать ваших любимых Солженицына с Климовым, то никакой свободой слова это вовсе не будет, а как бы даже наоборот.

Новый правящий класс многократно многочисленнее старого, и может статься, что и старые свободы для него будут обеспечиваться далеко не с тем изяществом, с каким обходились старые хозяева. Обеспечить свободу печати, свободу собраний для пары тысяч финансовых воротил-миллионеров, и обеспечить их же для миллионов трудящихся — это задачи, требующие разных ресурсов и даже разных методов.

Революция, гражданская война — это все довольно разрушительные мероприятия. Увы и ах, но даже вполне успешная революция часто приводит к временному падению уровня производительных сил в стране. Это падение в свою очередь может пагубно сказаться на обеспечении гражданских свобод. Не говоря уже о том, что само состояние войны — весьма характерное для периода Мировой Революции, столь же мало способствует демократизации социалистического государства, сколь и капиталистического.

Гражданские свободы и СССР

Далее пойдут многочисленные обвинения в несоблюдении свободы и демократии различными социалистическими режимами, от Парижской Комунны до Кубы и КНДР, в первую очередь конечно Советским Союзом. Как на них отвечать?

Ну, прежде всего следует успокоиться и не придавать обвинениям такого рода большего значения, чем они того заслуживают. Следует понимать, что обвинения коммунистов антикоммунистами в покушениях на демократию следуют в гораздо большей степени из природы антикоммунистов, а не коммунистов. В 1852 году в Германии ни коммунизма, ни демократии толком еще не было, а Штибер и Вермут в книге «Коммунистические заговоры XIX столетия» уже живописали о диктаторских злодеяниях Маркса в образах и выражениях, не слишком отличающихся от современных сочинений на эту благодатную тему.

Девять десятых обвинений при ближайшем рассмотрении сводятся к жульничеству, передергиванию или прямой лжи. Первоначально я планировал посвятить известное место разбору характерных схем. Однако внутренний редактор усиленно намекает, что текст и так уже под двадцать кило, а потому пора закругляться.

Разумеется, СССР делали не святые и не сверхчеловеки, и какое-то количество ошибок в сторону ущемления демократии в нем было. Можно даже сказать, что в худшие его времена ущемления прав и свобод в СССР было лишь немногим меньше, чем в ведущих капстранах в то же время. Как историк-любитель я не могу поставить эти ошибки в личную вину вождям СССР. Но как коммунист я озабочен тем, чтобы не повторять советских ошибок. Только для этого требуется не каяться и отрекаться от советского прошлого, — тем более перед кем? Перед буржуазными демагогами-пропагандистами? Нафиг-нафиг!!! — а овладевать существом вопроса в настоящем — и времени, и деле.

Комментарии
#1 | tsiapin 01 2010 00:29:34
<здесь же конспект для тех, кто когда-то ее (работу Ленина "Государство и революция"Wink читал>

А что делать тем, кто читал еще и работы Энгельса? Например, вот эту фразу из главы 1 "Немецкой философии": «Именно потому, что индивиды преследуют только свой особый интерес, не совпадающий для них с их общим интересом, и что всеобщее вообще является иллюзорной формой общности, - это всеобщее выступает как «чуждый» им, «независимый» от них, т.е. опять-таки особый и своеобразный «всеобщий» интерес, или же они сами вынуждены двигаться в условиях этой разобщенности, как это происходит в демократии. А с другой стороны, практическая борьба этих особых интересов, всегда действительно выступавших против общих и иллюзорно общих интересов, делает необходимым практическое вмешательство и обуздание особых интересов посредством иллюзорного «всеобщего» интереса, выступающего в виде государства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Издание второе. Т.3. Стр. 33. Государственное изд. политической литературы, М., 1955). А ведь из нее следует, что первопричиной возникновения государства явился отнюдь не классовый антагонизм, а противоречия внутри класса, необходимость ограничить аппетиты собственников, упорядочить "правила игры" для них, чтобы не пожрали друг друга, как пауки в банке.
Нет, я конечно не оспариваю Ленина. Когда писалась "Государство и революция", этот аспект - государство как орган классового принуждения - для него был главным. Но сейчас, после поражения социализма (то есть переходного периода), не слишком ли опасно такое упрощение? Не приведет ли оно к новым поражениям в будущем? Не пора ли признать, что любое государство - это диктатура правящего класса и над членами самого этого класса?
Уж извините, но когда всё общество снизу доверху получает за свою работу пропорционально отработанному времени (по труду), независимо от результатов этого труда, то как, кроме государственного принуждения, добиться работы всех (или хотя бы большинства) с потребной обществу отдачей?
Пока мы не перестанем приукрашивать социализм, пока не поймем, как минимизировать эту необходимость в принуждении, то есть пока не поймем, как сделать социализм действительно коротким периодом в истории, толку от нас, марксистов будет мало: утопий можем настроить великое множество, а подлинно научного ответа не найдем.
#2 | Integral 01 2010 16:26:53
А ведь из нее следует, что первопричиной возникновения государства явился отнюдь не классовый антагонизм, а противоречия внутри класса, необходимость ограничить аппетиты собственников, упорядочить "правила игры" для них, чтобы не пожрали друг друга, как пауки в банке.


Цапин, храни вас Аллах, с чего вы это взяли??? В процитированном отрывке речь идет только о таком явлении, как отчуждение. Возникновение гос-ва не рассматривается. ...борьба ...интересов...делает необходимым практическое вмешательство... государства - вы где здесь _возникновение_ увидели?

Не пора ли признать, что любое государство - это диктатура правящего класса и над членами самого этого класса?


Что значит "не пора ли признать"? Это самоочевидно для всех.

когда всё общество ...получает ...(по труду), независимо от результатов этого труда, то как, ... добиться работы ...с потребной обществу отдачей?


Элементарно, Ватсон. Материальное стимулирование даже при капитализме очень слабый фактор. Все стремятся самовыражаться в гораздо большей степени, чем потреблять. Наплевательство на результаты труда и рвачество как идеология масс побеждают там и тогда, когда бабло в дает больше влияния на реальность, чем мнение работяг.

Пока мы.... не поймем, как ...сделать социализм действительно коротким периодом в истории, толку от нас, марксистов будет мало


Ну зачем так драматизировать. Экономике наплевать, что вы поймете, а что нет. Не надо пытаться решать кабинетными умстсвованиями то, то решается только массовой практикой.
#3 | baliasov 01 2010 21:16:28
Это самоочевидно для всех.

лол. Это вопервых.
А вовторых ничего самоочевидного быть недолжно -- это подрывает материалистический монизм ))
#4 | baliasov 01 2010 21:18:06
А меня интересует -- накаком топливе или на каком приводе работает машина государства?
#5 | lqp 01 2010 21:29:07
Присоединяюсь к предыдущему оратору. Из приведенной цитаты никак не следует то, что товарищ tsaplin в ней видит. В лучшем случае из нее можно вывести тривиальное утверждение о существовании классовых атагонизмов в современном автору обществе. Видимо товарищ введен в заблуждение специфической гегельянской манерой, в которой написана статья.

Политические теории, ставящие целью социализм без коммунизма (то есть в частности, без обобществления труда и отмирания государства) возможны и даже в избытке существуют, но это просто-напросто не к нам.
#6 | tsiapin 02 2010 02:20:41
Ну, если из приведенной ранее цитаты не следует, что государство, в первую очередь, возникает из необходимости поставить собственников в определенные рамки, то лишь потому, что вы не увязываете это высказывание Энгельса с другими его высказываниями. Он, между прочим, утверждал в "Анти-Дюринге": «Пока тот или иной способ производства находится на восходящей линии своего развития, до тех пор ему воздают хвалу даже те, кто остается в убытке от соответствующего ему способа распределения… Лишь когда данный способ производства прошел уже немалую часть своей нисходящей линии, когда он наполовину изжил себя, когда условия его существования в значительной мере исчезли и его преемник уже стучится в дверь, - лишь тогда все более возрастающее неравенство распределения начинает представляться несправедливым...»
Ну и какого рожна появилось бы государство как орган классового принуждения, если рабы в начале рабовладельческого строя свое распределение по физиологической потребности, своё рабское бытие считали справедливым?
Может, мне и другие цитаты привести, или вы сами знаете, что до появления рабовладения пленных, например, просто убивали, а то и съедали?

Основной экономический закон человечества - это закон экономии рабочего времени, суть которого вам, безусловно известна: максимально полное удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей общества. То есть проводится этот закон за счет материальной заинтересованности. Даже Дюринг это понимал, а Энгельс его клеймил, что это само собой разумеющееся утверждение, давно всем известную обыденную истину тот возвел в ранг фундаментального закона.

Другое дело, что на заре цивилизации, когда производительность была крайне низка, возможность стимулировать всех отсутствовала. Поэтому и возникло своеобразное общественное соглашение, разделившее людей на классы собственников средств производства, присваивающих прибавочный продукт, и не собственников, этот прибавочный продукт производящих и получающих за это от собственника некое возмещение затраченного ими труда. При рабовладении - равное их физиологической потребности.

Но этого соглашения просто не могло бы быть, если бы еще ранее не появилось соглашение о собственности вообще: это - моё, а это - чужое. И если бы еще до появления рабов не существовало бы аппарата принуждения к соблюдению этого соглашения. Потому что совершенно очевидно, что если более сильный в любой момент может отнять собственность у слабого, то никакого стимула производить собственность не будет ни у слабого, ни у сильного. Закон экономии рабочего времени просто не сможет в таких условиях работать.

Так что, в первую очередь, государство появилось для упорядочения отношений между собственниками, лишь позднее, после появления собственности на человека, оно получало все более усиливающуюся классовую окраску.

<Материальное стимулирование даже при капитализме очень слабый фактор>

А вы подумали, когда это писали? Вы что, действительно считаете, что мощнейший рывок в развитии производительных сил, совершенный капиталом, произошел не из-за того, что капиталисты кровно заинтересованы в увеличении своего богатства - капитала, а из-за некоего стремления к самовыражению? - Простите, Холмс, но ваше утверждение к марксистской политэкономии никакого отношения не имеет.

<Не надо пытаться решать кабинетными умствованиями то, что решается только массовой практикой>

Ну, Холмс, вы совершенно не понимаете роль теории в развитии общества. Это только к рабовладению, феодализму и капитализму может привести стихийная "массовая практика". В царство ОСОЗНАННОЙ необходимости стихийно попасть невозможно. Вначале должно появиться теоретическое обоснование, овладеть массами, и только тогда возможно действительное движение вперед.

<Политические теории, ставящие целью социализм без коммунизма... возможны и даже в избытке существуют>

Интересно, если вам предложат из коммунальной квартиры первого этажа переселиться на переходную межэтажную площадку, обещая, что в неведомо далеком светлом будущем вы окажетесь в комфортной квартире на втором этаже, как вы отнесетесь к такому предложению и к тем, кто это предлагает? Вопрос, конечно, риторический.

Дело вовсе не в том, признают или нет неизбежность отмирания государства и торжества коммунизма, а в том, что делают для того, чтоб понять как должно быть изменено бытие, чтобы и отмирание государства, и коммунизм стали реальной программой действий.

Переходный период - социализм,- возникает, когда капитализм уже в значительной степени изжил себя, и пролетариат свое распределение по труду уже считает несправедливым. Но все активно агитирую рабочий класс переселиться в переходный период (на переходную площадку), мол, там подождем светлого будущего.

Социализм уже не может быть целью пролетариата, но это единственное средство попасть на следующий этаж, в комфортную квартиру. Но для того, чтобы ТАК пропагандировать социализм, нужно уже сейчас иметь ясное понятие о следующем шаге.

Насколько могу судить по интернету, кроме меня об этом никто даже вопроса не ставит.
#7 | Integral 02 2010 02:41:19
Балясов, ты чо, не в курсе, что Ходорковского посадили? Может, ты еще не знаешь, что говоришь прозой?
#8 | baliasov 02 2010 18:08:48
Особо не вкурсе. За что, за ростки демократии и истинного капитализма, за бабло?
#9 | baliasov 02 2010 20:51:47
и вобще я не отрицал
что любое государство - это диктатура правящего класса и над членами самого этого класса?

я покусился только на самоочевидность.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [2 Голоса]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Искусство – это не зеркало, а молот, которым выковывают действительность
К. Маркс
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.