Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
За нашу и вашу свободу

При упоминании Сталина еще пылают страсти на форумах, еще льется типографская краска и брызжет слюна, но градус неумолимо падает. Катаясь на роликах на ВДНХ, я уже на протяжении месяца созерцаю там памятник Сталину. На коленях у Виссарионыча лежат гвоздики или васильки, перед ним кучкуются  фотографирующиеся, – и… ничего. Ни возмущающихся TV-головых сограждан, ни оскорбительных надписей, ни демшизовых пикетов. Сталин непринужденно сидит в компании Черчиля и Рузвельта, рекламируя какой-то фестиваль песчаных скульптур, вокруг носятся роллеры и кружат голуби. Я хотел по-товарищески бросить ему под ноги красную гвоздику, но гвоздик там не продают, и я "забил" – далеко идти. Если бы там бесновались оппоненты, если бы это было формой столкновения взглядов, тогда бы, конечно, не поленился, а так какой смысл?.. Быки перестали реагировать на красные тряпки. Мы становимся спокойнее, - менее фанатично преданными, менее нетерпимыми. Толерантными.

 

Недавно украинские националисты в знак протеста против милицейских преследований попытались разрушить памятник Надежде Константиновне, в результате у него, как у сфинкса, отвалился нос. Националисты остались с носом, а Крупская - без носа. Однако интересно, какую мотивацию они привели. Понятно, что разбить нос менту сцыкотно, то ли дело памятнику, - чего я не ждал, так это углубленного экскурса в историю. Оказывается, в политической фигуре Крупской этих националистов больше всего возмущает ее деятельность по очистке библиотек от реакционной литературы. В частности, составление списка книг, которые предполагалось изъять по идейным соображениям. Туда, помнится, попали Бердяев, Пруст, пара произведений Толстого. Граждан не смущает, что их предшественники составили бы скорее список разрешенной литературы. Причем, не длинный. Сомневаюсь, что туда попал бы даже Бердяев, потому что, по их мнению, все, что было сверх «поститься-молиться» - опасное вольнодумство. Странно, но факт: у нациков вырос актив, который против запрещения книг. Они обличают цензуру. Они изображают священный ужас от слов «спецхран» и «списки». Им даже не приходит в голову, что раньше по-другому не могло быть.

 

А вот пример из другого лагеря.

«…Грустно и смешно мне наблюдать за дискуссией, развернувшейся - сначала в Петербурге, а потом и за его пределами, - вокруг права Сталина на появление книги о нем в серии «Жизнь замечательных людей». Сталин был замечательным - в смысле «заметным», - в своем роде первоклассным злодеем. Требовать сегодня идеологически правильной книги о нем - значит впадать в самый подлинный сталинизм; признаю, что книга Рыбаса малоудачна, - напишите другую, но не рассматривайте в ней Сталина с точки зрения либерализма. Сталин - фигура дохристианской эры, по слову Пастернака, и в христианских терминах говорить о нем бессмысленно: не оцениваем же мы природу с точки зрения этики?»


В переводе с русского на русский: да, в серии ЖЗЛ вышла книга про Сталина, еще и не ругательная – ну и что? Оставьте ее в покое! Не нравится – напишите другую! Это говорит либерал Дмитрий Быков, и я готов снять шляпу перед его поступком. От либерала я ждал такой позиции в последнюю очередь, однако она заявлена, ipse dixit. Нам остается только приучать себя к мысли, что либеральные либералы существуют - это не миф! - они завелись в России и быстро размножатся.

Из символа классовой борьбы и построения социализма во враждебном окружении (проще говоря, подполья, репрессий и ВОВ) Сталин становится символом свободы, нашей и вашей. Разумеется, это далеко не единственный символ: где-то в одном ряду с ним уличные акции, мат, свастика и порно. Возможно, это и не лучший символ, но я бы попросил товарищей его не портить.

Я с удовольствием ставлю в пример господина Быкова тем немногочисленным, но утомительным сторонникам коммунизма, которые все еще цепляются за архаичные формы информационного госконтроля, как неграмотные крестьяне за подсечно-огневое земледелие. А также тем, кто воспринимает любое упоминание на communist.ru «не кошерного» деятеля или любой  дискуссионный материал как аццкий ужос. Не нравится статья – напишите в ответ свою. Мы не обладаем монополией на истину, но мы ищем.

Эволюция взглядов в сторону политической либерализации коснулась и правых, и не правых. Она не является новейшим достижением одной из идеологий, напротив, имеет место адаптация жизнеспособных концепций к сложившейся ситуации. Просто выработалась привычка получать и распространять информацию без идеологических и эстетических ограничений. Мы стали свободнее не потому, что хорошо боролись за свободу. Нет, ее нам принесли технологии. Но мы с ней сжились и будем отстаивать ее не только потому, что нам так удобнее, но прежде всего, потому что ее невозможно уничтожить, не уничтожив  радиоволны в воздухе и ток в розетке. Даже нынешнее правительство, хотя его гораздо больше ругают в инете, чем в пикетах, в цехах и на кухнях, не особо ретиво тужится в этом плане. (Правда, это пока компьютеры в основном у офисного планктона и школьников). Коммунизм без цензуры пока не может похвастать успешной практикой, но соответствует марксовой теории. Жесткие меры? Забудьте. Здесь не к чему стремиться, - это не достижение, а трагедия режимов, которые, убив дракона, сами становились драконами.

 

Возврата в доцифровую эпоху не будет.

 

 

Комментарии
#1 | Vader 19 2010 15:05:37
По сути правильно, но…

«Я с удовольствием ставлю в пример господина Быкова тем немногочисленным, но утомительным сторонникам коммунизма, которые все еще цепляются за архаичные формы информационного госконтроля, как неграмотные крестьяне за подсечно-огневое земледелие. А также тем, кто воспринимает любое упоминание на communist.ru «не кошерного» деятеля или любой дискуссионный материал как аццкий ужос. Не нравится статья – напишите в ответ свою. Мы не обладаем монополией на истину, но мы ищем».

Я - за. Только давайте будем отличать свободу выражения мнения от поверхностности, халтуры и пустоты; дискуссию от холивара. Для этого требуется, по крайней мере, соблюдение мало-мальских норм дискуссии и каких-никаких требований к качеству статей. Это тоже отбор, фильтрация, и эта «драконья» работа должна ложиться на плечи редакции. Иначе ничего хорошего и уж точно никакой продуктивной дискуссии не получится.

«Просто выработалась привычка получать и распространять информацию без идеологических и эстетических ограничений. Мы стали свободнее не потому, что хорошо боролись за свободу. Нет, ее нам принесли технологии».

Когда Вы говорите «информация», Вы не путаете одно из ее действительных определений с объемом данных или пропускной способностью канала?
С т.з. прагматики я сомневаюсь, что «технологии» принесли нам большую свободу. Скорее наоборот. Опять же, что Вы понимаете под термином «свобода»: умножение вариантов выбора, степень независимости от других субъектов (от папы или гос-ва, напр.) или то, что под свободой понимается в марксистской трактовке?

Да, и «информации без ограничений» в принципе — не бывает. Идеология и эстетика это, в частности, инструменты для работы с информацией и одновременно продукт такой работы. При этом социальные инструменты, объективно сложившиеся отличительные качества человека (у животных их нет). Вопрос о «партийности» в науке бородат, но то же относится ко всей сфере идеального.

«Но мы с ней сжились и будем отстаивать ее не только потому, что нам так удобнее, но прежде всего, потому что ее невозможно уничтожить, не уничтожив радиоволны в воздухе и ток в розетке».

Возможно и легко. С радиоволнами это практически доказано. Может все дело в том, что на самом деле, возможно пока, никакой действительной свободы у вас нет? Будет — будут меры.

«Коммунизм без цензуры пока не может похвастать успешной практикой, но соответствует марксовой теории. Жесткие меры? Забудьте. Здесь не к чему стремиться, - это не достижение, а трагедия режимов, которые, убив дракона, сами становились драконами».

Под «коммунизмом» Вы здесь понимаете социалистические режимы? Сказки про «убить/не убить дракона» — это романтично. Но Вам не приходило в голову, что подобная практика, как и запрет на выезд для отдельных категорий граждан, была объективно необходимой мерой? И почему?
По сравнению с тем, что эти режимы давали взамен (и, зная сегодня, чего на самом деле стоили те «кладези мудрости» к которым нам ограничивали доступ), были не такой уж большой платой. Вечного двигателя нет.

При этом я, конечно, понял Вашу основную мысль, и понял ее так: не надо боятся иных мнений и утверждений, нужно давать им свои оценки, интерпретации, обозначать свою позицию. Прагматичным и рациональным в сегодняшних условиях является не избегание (это для нас практически невозможно), а участие и парирование. Пассивная позиция vs, фактически, реактивная [тоже не фонтан, но сойдет]. ОК. Но мне кажется, что под разговоры о «либерализации», можно договориться до отказа от идеологических и эстетических ограничений/установок (особенно при оперировании столь расплывчатыми терминами). Тогда никакой собственной позиции точно не будет. Будет рефлекторное дерганье в Интернете на ниточках спин-докторов или хаотичные метания от мягкого к теплому.
#2 | mtrevolis 23 2010 16:10:58
> Когда Вы говорите «информация», Вы не путаете одно из ее действительных определений с объемом данных или пропускной способностью канала?

Вряд ли с пропускной способностью канала, но что есть "данные" в данном случае? 8-) Моя велик-могуч русский языка теряется в терминах. )

> С т.з. прагматики я сомневаюсь, что «технологии» принесли нам большую свободу. Скорее наоборот. Опять же, что Вы понимаете под термином «свобода»: умножение вариантов выбора, степень независимости от других субъектов (от папы или гос-ва, напр.) или то, что под свободой понимается в марксистской трактовке?

Afaik марксисткая трактовка свободы есть лишь наиболее общее определение, на которое накладывается все остальное - тут и выбор, и независимость, и все прочее, что способствует тому, чтобы "осознавать" и действовать.

> Возможно и легко. С радиоволнами это практически доказано.

Не знаю, чего там доказано с радиоволнами, но свобода распространения информации в Сети ограничивается законодательно. Не технически. На данный момент тенденция очевидна.

> Может все дело в том, что на самом деле, возможно пока, никакой действительной свободы у вас нет? Будет — будут меры.

Ну что за манера требовать абсолютного, а за неимением оного объявлять существующее несуществующим? 8-) Меры, законодательные, есть. Хотя я бы не советовал определять наличие чего бы то ни было при помощи ответных мер в принципе. Чайник Рассела не будет существовать, даже если NASA протянет античайную сеть от Луны до Сатурна.

> Но Вам не приходило в голову, что подобная практика, как и запрет на выезд для отдельных категорий граждан, была объективно необходимой мерой? И почему?

Да ради бога, запрет на выезд для отдельных категорий граждан и щас есть. Я же не против объективно необходимых мер. Даже про цензуру написал:
"Им даже не приходит в голову, что раньше по-другому не могло быть".
Я против того, чтобы люди стереотипно цеплялись за то, что не только перестало быть необходимостью, но и даже перестало быть технически осуществимым.

> По сравнению с тем, что эти режимы давали взамен

А не надо давать взамен. Надо давать в дополнение. )

> можно договориться до отказа от идеологических и эстетических ограничений

Отказ от государственных ограничений - это одно. Отказ от ид. и эстетических ограничений второе, и это второе осуществляется в масштабах общества.
В масштабах сайта с названием Коммунист.ру оно, прямо скажем, вряд ли будет осуществляться. )
Но в масштабах общества будет.
И это зашибенно. Pfft
#3 | Vader 23 2010 21:29:56
> Когда Вы говорите «информация», Вы не путаете одно из ее действительных определений с объемом данных или пропускной способностью канала?
Вряд ли с пропускной способностью канала, но что есть "данные" в данном случае? 8-) Моя велик-могуч русский языка теряется в терминах. )


Вот и я об том же. Определений И. существует море, весьма далеких друг от друга. Когда употребляются столь семантически неоднозначные термины всегда лучше уточнять их, хотя бы для того, чтобы быть уверенным в том, что говоришь именно то, что имеешь в виду.

Вариант из теории информации:
«Понятие И. близко понятию данные. Однако между ними есть различие: данные — это сигналы, из которых еще надо извлечь И. Обработка данных есть процесс приведения их к пригодному для этого виду. Процесс их передачи от источника к потребителю и восприятия в качестве И. может рассматриваться как прохождение трех фильтров:

1) физического, или статистического (чисто количественное ограничение по пропускной способности канала, независимо от содержания данных, т. е. с точки зрения синтактики);

2) семантического (отбор тех данных, которые могут быть поняты получателем, т. е. соответствуют тезаурусу его знаний);

3) прагматического (отбор среди понятых сведений тех, которые полезны для решения данной задачи).» (Лопатников. Экономико-математический словарь. Информация. — [url]http://slovari.yandex.ru/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%9B%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/[/url]).


В философском плане в материалистической трактовке И. связывается с понятием отражения, но не тождественна ему. Отражение — это всеобщее свойство материи, воспроизведение (в самом широком смысле) особенностей одной системы в особенностях другой. А И. завязана на прагматику и подразумевает управление, И. — это «образ мира в действиях субъекта» (В.Н. Ильин).

Отсюда и сомнения на счет «свободы».

> С т.з. прагматики я сомневаюсь, что «технологии» принесли нам большую свободу. Скорее наоборот. Опять же, что Вы понимаете под термином «свобода»: умножение вариантов выбора, степень независимости от других субъектов (от папы или гос-ва, напр.) или то, что под свободой понимается в марксистской трактовке?
Afaik марксисткая трактовка свободы есть лишь наиболее общее определение, на которое накладывается все остальное - тут и выбор, и независимость, и все прочее, что способствует тому, чтобы "осознавать" и действовать.


Марксистское понимание свободы тоже завязано на прагматику: практика критерий истины. «… вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» (В.И. Ленин).
Свобода, в марксизме, это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Чувствуете связь информации и свободы? Это принципиальный момент. Без достаточности действительной информации не бывает свободы. И выбор и «независимость», иррелевантные целям и объективному положению вещей, не имеют ничего общего со свободой. И СМИ и Интернет (и царь его Спам), — о которых Вы говорите, — как раз и преуспели в таком выборе и в такой «независимости».
(Давайте еще термин «независимость» разберем, гы).

> Возможно и легко. С радиоволнами это практически доказано.
Не знаю, чего там доказано с радиоволнами, но свобода распространения информации в Сети ограничивается законодательно. Не технически. На данный момент тенденция очевидна.


Вы утверждали, что «ее [свободу] невозможно уничтожить, не уничтожив радиоволны в воздухе и ток в розетке». Практически доказано, что свобода распространения/получения радиопередач эффективно ограничивалась (напр., во время войны), без уничтожения радиоволн и электричества.
Законодательное ограничение всегда подразумевает наличие способов принуждения. Иначе это ограничение никого не колышет. На страже частной собственности, напр., стоят дяди с пистолетами и др. техническими средствами. Технически лишить доступа в Интернет — как два пальца обоссать, даже пистолеты не понадобятся.

> Может все дело в том, что на самом деле, возможно пока, никакой действительной свободы у вас нет? Будет — будут меры.
Ну что за манера требовать абсолютного, а за неимением оного объявлять существующее несуществующим? 8-) Меры, законодательные, есть. Хотя я бы не советовал определять наличие чего бы то ни было при помощи ответных мер в принципе. Чайник Рассела не будет существовать, даже если NASA протянет античайную сеть от Луны до Сатурна.


It's my point. Об чем и говорю. Вы в исходном тексте определяете наличие практической неубиваемости «свободы» по отсутствию неких активных действий со стороны правительства («даже нынешнего»). Может дело-таки в другом?
Никто не требует абсолютов, с пониманием свободы бы сначала разобраться. Думаю, все встанет на свои места и без абсолютов.

Я против того, чтобы люди стереотипно цеплялись за то, что не только перестало быть необходимостью, но и даже перестало быть технически осуществимым.


Ну, с этим нельзя не согласиться.

> По сравнению с тем, что эти режимы давали взамен
А не надо давать взамен. Надо давать в дополнение. )


Ах, если бы у бабушки были бы яйца… Shock
Я же писал, что вечного двигателя нет. В условиях ограниченности ресурсов за все нужно платить чем-то другим. Вопрос в оптимальности распределения. Возвращаемся к «по сравнению…».
А так, да, я тоже за мир во всем мире, чтобы все были счастливы, и чтобы не было войн, больных, уродливых и пидарасов.

> можно договориться до отказа от идеологических и эстетических ограничений
Отказ от государственных ограничений - это одно. Отказ от ид. и эстетических ограничений второе, и это второе осуществляется в масштабах общества.
В масштабах сайта с названием Коммунист.ру оно, прямо скажем, вряд ли будет осуществляться. )


Ну, тогда за Коммунист.ру я совершенно спокоен.

Но в масштабах общества будет.
И это зашибенно. Pfft


Ага, левые будут окормляться православной Истиной и станут радушно умиляться паталогическим выходкам тупоголовых наци (видя в экскрементах искусство), а волки объединятся с козлищами. «Отказ от ид. и эстетических ограничений» — Гы! )
Но я все же надеюсь, что наше общество выживет после затяжной и тяжелой болезни, а прогресс человечества продолжится. Человека без идеологии и эстетики — не бывает. Не надо путать буржуазные эгоцентричность и беспринципность как императивы идеологии, расчеловечивание, беспредметность и эпигонство как императивы эстетики с «широтой души».
#4 | matvejyqp 09 2013 22:20:23
Хорошо написано! С большим уважением, Ваш преданный читатель Семен Кириллович Высоченко из города Светлое. Завтра снова зайду. До свидания!
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 0% [Нет голосов]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 100% [1 Голос]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Все вещи имеют свои имена, смелость назвать их и есть война
Вис Виталис
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.