Непопулярный в России, но очень острый вопрос: за счет чего вы собираетесь жить в старости? Пенсионная реформа, очевидно, не удалась, это значит, что государство, несмотря на отчисления и накопления готово предоставлять гражданам РФ полунищенское существование, к которому мы давно привыкли по нашим старикам. Вы к такой жизни готовы? Попробуйте поживите уже сейчас как типичный российский пенсионер и проверьте.
Оптимистический ответ такой: пенсия не нужна, будем пахать до самой смерти.
В этом есть некоторый смысл. Сейчас мало кто работает на фабриках, где требуется хорошая физическая форма, в основном все просиживают штаны в офисах/на встречах. Для того, чтобы делать работу сейчас, вы должны быть просто в состоянии жать клавишу. С этим в принципе может справится даже глубокий старик, особенно если мы верим в фармакологическую революцию, которая принесет вместе с собой более легкую старость.
Проблема, правда, в том, что старикам может угрожать безработица. С одной стороны подпирают молодые, злые и дешевые мигранты, которым ведь не всегда мести улицы или работать на стройке. Очень скоро они захотят как белые люди сидеть за мониторами. А с другой стороны вполне реальную угрозу представляют собой роботы – понятые в предельно широком смысле слова, включая программные комплексы, например, по автоматическому переводу технических текстов, и заканчивая реальными андроидами, скажем, курьерами (в крупных городах много пенсионеров сейчас работают курьерами в веб-ритейле).
Наступление роботов уже испытывают на себе китайские рабочие, занятые на заводах крупнейших производителей электроники. А потенциально роботы могут отобрать у нас все привычные формы занятости, включая научные исследования. Кевин Келли написал об этой проблеме статью в духе кибероптимизма. По его мнению, роботы будут делать все, что делаем мы, но за людьми останется самая важная функция – ставить роботам задачи. Будущая профессия людей – своеобразный Robot Resoursces Management по аналогии с нынешним HR.
Ясно, что ждет нас в будущем, в том будущем, где мы состаримся. Нанешние поколения на “ты” с компьютером в том смысле, что мы продвинутые пользователи, мы умеем пользоваться стандартными графическими интерфейсами. При этом большинство из нас не умеет программировать – проектировать и адаптировать новые формы взаимодействия людей и машин. Здесь лежит пространство для нового цифрового разрыва, digital gap. Как сегодня мы удивляемся неспособностью старшего поколения настроить себе Skype, так завтра, в эпоху всеобщего programming literacy, будут удивляться нашей неспособностью запрограммировать робота.
Будущее угрожает нам двойным исключением. На уровне национальной пенсионной системы и изменения правил игры в глобальной экономики мы будем исключены как неимущие. На уровне технологии и идеологии мы будем исключены как неумеющие общаться с роботами, как неграмотные крестьяне середины XXI века. По сути, мы обречены повторить судьбу нынешних стариков, выброшенных в России и за пределы достойной жизни, и за рамки цифровой революции.
Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there. |
по вашей теме,
этот сайт оказался
пожалуй самым полезным.
Большое спасибо з
а этот авторам статей!.