Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Миром правит Любовь?

Я абсолютно не согласна с Алексеем Блюминовым, который считает, что фильм «Облачный атлас» – это антикапиталистическое кино. Ведь левизну можно при желании рассмотреть практически в любом мало-мальски затрагивающем тему свободы и угнетения фильме. «Вчитать» ее туда.

Высказывание получилось размазанным, «за все хорошее и против всего плохого». Фильм всячески приветствует разные формы эмансипации (свободу рабам, геям, «биофабрикатам», пожилым людям, свободу от последствий экологического загрязнения и т.д.). И каждый раз эмансипация показана как личный выбор индивида, одиночки, которая по большому счету, даже в случае фабриката Сонми, проповедующего для масс по радио, не приводит к революции, к изменению жизни многих.

«Все взаимосвязано», мы обречены на вечное повторение, на вырождение, на деградацию цивилизации к крайним, убогим формам капитализма, включающим сегрегацию и экплуатацию труда специально выведенных в пробирке недолюдей-рабов – этим и заканчивается фильм. Но финал, тем не менее, пафосно экзальтирован – герои всех новелл отвоевывают себе маленький островок личной свободы: кто-то решил не эксплуатировать африканских рабов на плантации (самая слабая линия в фильме...), кто-то погиб за право знать рассказать другим, что в обществе будущего есть рабы-фабрикаты, кто-то, блин, сбежал из дома престарелых…

Это очень мило, но, простите, если вы называете это левым антикапиталистическим искусством, то покажите, где здесь исторический материализм Маркса. Ведь он, в том числе, заявляет необходимость изменения общественного бытия (а не только свое личное индивидуальное сознания – мол, вот не буду я больше рабов эксплуатировать), а это под силу сплоченным группам людей.

Этот же фильм проникнут гламурно-розовенькой гегельянщиной (саморазвитие абсолютного духа в обратную сторону, к полному трындецу) – но, при этом, миром правит любовь (то есть то, что миром правит исключительно Любовь и не что иное, не противоречит той крайней форме упадка, в которой мы его застаем в «будущем»), и при этом любое сопротивление – это только личное сопротивление, укладывающееся в некий непреложный и неведомый отдельному человеку скрытый закон мироздания. 

Кстати, а что это за фигура Дьявола, в новелле с Томом Хэнксом – дикарем из будущего? То есть, у нас уже естьи всепронзающая весь мир Любовь, и Дьявол-соблазнитель, нашептывающий греховные мысли? Побойтесь Бога, какой тут Маркс, какая левизна?

Самая важная новелла – о био-рабыне Сонми, которая осознала свое плачевное положение в классовой структуре общества будущего. Она заканчивается весьма бодряще. Самопожертвование ради «правды», «свободы» – это классно, мимишно, и совершенно бесполезно. Но, конечно, подвиг Сонми будет жить в веках.

Итого: спиритуализм, индивидуализм, и никакого революционного посыла. После этого фильма хочется пойти погладить котенка, а не освободить таких же фабрикатов (ведь недолюди-фабрикаты – это не будущее, а сегодняшний день), которые в Пакистане на подпольном заводике впахивают круглые сутки на тарелку похлебки.

Кроме того, в фильме упоминаются два автора – Солженицын (неоднократно) и Кастанеда. Не чувствуете, что что-то тут немножечко не то?

Да. Братья и сёстры Вачовски вряд ли еще снимут что-то лучше «Матрицы». Это был великий фильм, трезвый и бесконечно печальный. И тоже абсолютно не революционный – но хотя бы честный, без розовых соплей про Солженицына. Свобода – это не индивидуальное состояние. Да, надо по капле выдавливать из себя раба, во всех смыслах этого слова. Но пока рядом с тобой рабы – ты не свободен. Свобода – это исключительно социальное понятие. Нельзя быть свободным среди фабрикатов. Поэтому искусству нужен марксизм – а не эти релятивистские кивки в его сторону.

В этом фильме меня смущает ровно то же самое, что и в последнем слове девушек из Пусси Райот. Ты считаешь себя революционным художником, тебя осудят и ты гарантированно сядешь. Тебе дали слово – так говори четко и внятно. На тебя смотрит весь мир, ты это заработал. Говори. Но нет, все три революционерки начинают мямлить, растягивать свои школьные сочинения о справедливости во всем мире на тридцать минут. Блаблабла. Даже если бы они повторили в суде свой лозунг «Богородица, Путина прогони» – это было бы более умно и действенно, чем их блеяние.

То же самое с «Облачным атласом». У режиссеров и продюсера нашелся бюджет – большой толстый бюджет. Если бы они вдруг радикально полевели, донести свои идеи можно было бы просто – например, развив новеллу о Сонми, из чего вполне мог бы получится сравнимый с «Матрицей» фильм. Но нет, мы начинаем снимать сразу про все на свете, теряя общий пафос, ясность мысли и всякие ориентиры.

Значит ли это, что они просто не смогли? Вачовски с Тыковером – не смогли? Вряд ли. Просто не хотели. Они делали коммерческое зрелищное кино, и не могли не привить к нему немного (самую малость) целительного пафоса (для забуксовавшего в клише жанра блокбастера) индивидуальной эмансипации. Именно это, а не революция для масс, составляет сердцевину фильма. Но, разумеется, миром правит Любовь. 

Это радует. А смотреть фильм необязательно.

 

источник

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве
Герцен
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.