Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Миром правит Любовь?

Я абсолютно не согласна с Алексеем Блюминовым, который считает, что фильм «Облачный атлас» – это антикапиталистическое кино. Ведь левизну можно при желании рассмотреть практически в любом мало-мальски затрагивающем тему свободы и угнетения фильме. «Вчитать» ее туда.

Высказывание получилось размазанным, «за все хорошее и против всего плохого». Фильм всячески приветствует разные формы эмансипации (свободу рабам, геям, «биофабрикатам», пожилым людям, свободу от последствий экологического загрязнения и т.д.). И каждый раз эмансипация показана как личный выбор индивида, одиночки, которая по большому счету, даже в случае фабриката Сонми, проповедующего для масс по радио, не приводит к революции, к изменению жизни многих.

«Все взаимосвязано», мы обречены на вечное повторение, на вырождение, на деградацию цивилизации к крайним, убогим формам капитализма, включающим сегрегацию и экплуатацию труда специально выведенных в пробирке недолюдей-рабов – этим и заканчивается фильм. Но финал, тем не менее, пафосно экзальтирован – герои всех новелл отвоевывают себе маленький островок личной свободы: кто-то решил не эксплуатировать африканских рабов на плантации (самая слабая линия в фильме...), кто-то погиб за право знать рассказать другим, что в обществе будущего есть рабы-фабрикаты, кто-то, блин, сбежал из дома престарелых…

Это очень мило, но, простите, если вы называете это левым антикапиталистическим искусством, то покажите, где здесь исторический материализм Маркса. Ведь он, в том числе, заявляет необходимость изменения общественного бытия (а не только свое личное индивидуальное сознания – мол, вот не буду я больше рабов эксплуатировать), а это под силу сплоченным группам людей.

Этот же фильм проникнут гламурно-розовенькой гегельянщиной (саморазвитие абсолютного духа в обратную сторону, к полному трындецу) – но, при этом, миром правит любовь (то есть то, что миром правит исключительно Любовь и не что иное, не противоречит той крайней форме упадка, в которой мы его застаем в «будущем»), и при этом любое сопротивление – это только личное сопротивление, укладывающееся в некий непреложный и неведомый отдельному человеку скрытый закон мироздания. 

Кстати, а что это за фигура Дьявола, в новелле с Томом Хэнксом – дикарем из будущего? То есть, у нас уже естьи всепронзающая весь мир Любовь, и Дьявол-соблазнитель, нашептывающий греховные мысли? Побойтесь Бога, какой тут Маркс, какая левизна?

Самая важная новелла – о био-рабыне Сонми, которая осознала свое плачевное положение в классовой структуре общества будущего. Она заканчивается весьма бодряще. Самопожертвование ради «правды», «свободы» – это классно, мимишно, и совершенно бесполезно. Но, конечно, подвиг Сонми будет жить в веках.

Итого: спиритуализм, индивидуализм, и никакого революционного посыла. После этого фильма хочется пойти погладить котенка, а не освободить таких же фабрикатов (ведь недолюди-фабрикаты – это не будущее, а сегодняшний день), которые в Пакистане на подпольном заводике впахивают круглые сутки на тарелку похлебки.

Кроме того, в фильме упоминаются два автора – Солженицын (неоднократно) и Кастанеда. Не чувствуете, что что-то тут немножечко не то?

Да. Братья и сёстры Вачовски вряд ли еще снимут что-то лучше «Матрицы». Это был великий фильм, трезвый и бесконечно печальный. И тоже абсолютно не революционный – но хотя бы честный, без розовых соплей про Солженицына. Свобода – это не индивидуальное состояние. Да, надо по капле выдавливать из себя раба, во всех смыслах этого слова. Но пока рядом с тобой рабы – ты не свободен. Свобода – это исключительно социальное понятие. Нельзя быть свободным среди фабрикатов. Поэтому искусству нужен марксизм – а не эти релятивистские кивки в его сторону.

В этом фильме меня смущает ровно то же самое, что и в последнем слове девушек из Пусси Райот. Ты считаешь себя революционным художником, тебя осудят и ты гарантированно сядешь. Тебе дали слово – так говори четко и внятно. На тебя смотрит весь мир, ты это заработал. Говори. Но нет, все три революционерки начинают мямлить, растягивать свои школьные сочинения о справедливости во всем мире на тридцать минут. Блаблабла. Даже если бы они повторили в суде свой лозунг «Богородица, Путина прогони» – это было бы более умно и действенно, чем их блеяние.

То же самое с «Облачным атласом». У режиссеров и продюсера нашелся бюджет – большой толстый бюджет. Если бы они вдруг радикально полевели, донести свои идеи можно было бы просто – например, развив новеллу о Сонми, из чего вполне мог бы получится сравнимый с «Матрицей» фильм. Но нет, мы начинаем снимать сразу про все на свете, теряя общий пафос, ясность мысли и всякие ориентиры.

Значит ли это, что они просто не смогли? Вачовски с Тыковером – не смогли? Вряд ли. Просто не хотели. Они делали коммерческое зрелищное кино, и не могли не привить к нему немного (самую малость) целительного пафоса (для забуксовавшего в клише жанра блокбастера) индивидуальной эмансипации. Именно это, а не революция для масс, составляет сердцевину фильма. Но, разумеется, миром правит Любовь. 

Это радует. А смотреть фильм необязательно.

 

источник

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Уничтожение дармоедов и возвеличение труда - вот постоянная тенденция истории
Добролюбов
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.