Чего не понимают либертарианцы - так это того, что первоосновой экономики является общество. И что оно будет функционировать так, как сложится баланс общественных сил. Юридические термины, вроде частной собственности, сами по себе никакой силы не имеют. Силу им дает общество, признающее как частную собственность вообще, так и какие-то конкретные ее формы.
В этом мы опять наталкиваемся на противоречие между демократической и капиталистической логикой. Первая - материалистическая. Вторая - идеалистическая.
"Общество не должно со своими экологическими требованиями вмешиваться в дела частного собственника. Почему? Потому что это ЕГО дела и ЕГО бизнес". Однако они его ровно до тех пор, пока он играет по правилам этого общества. Его пространством возможностей является на абстрактный "мир", а совершенно конкретная общественная конфигурация. Которая может предполагать, например, 90%-ые налоги.
Конечно, можно построить такую общественную конфигурацию, которая будет вредить 99% населения, и приносить пользу 1%. Но тут есть два момента.
Во-первых, для этого понятие "пользы" нужно очень сильно редуцировать. Например, до максимальной прибыли. Потому что уже давно стало понятно: чем больше в обществе несчастных людей, тем хуже ДЛЯ ВСЕХ его членов. В том числе и для выгодополучателей.
Во-вторых, установить такой порядок, с разрушением общины, традиционного мировоззрения и прочих "полезных" реликтов, можно только силой грубого и неприкрытого насилия.
Таким образом, любые либертарианские утописты встанут перед необходимостью укреплять репрессивную составляющую государства и в то же время постоянно вычищать из своей среды штрейкбрехеров, которым надоест казарменная свобода. (Кстати, как ни ругайте Жижека, но тут действительно наблюдается интересная параллель с историей КПСС.)
Вот и сейчас, когда по всему миру начались протесты, две логики вновь пришли в столкновение. Вновь многим непонятно, что и почему происходит, и каким образом сверхприбыли криворуких топ-менеджеров связаны с количеством безработных. Еще бы - ведь сама Тэтчер (после Муссолини и незадолго до Пиночета) сказала, что никакого общества нет. Значит, есть только не понимающие своего счастья бездельники, которых хорошо было бы разогнать силой полиции.
Что ж, разогнать - это можно. Дело только в том, что общество - куда более реально, чем частная собственность. И Нью-йоркская биржа, и полиция, и Тэтчер с ее последователями это только часть общества. В их воображении они разгонят несогласных и все будет как раньше. На самом деле разгон повлечет разнообразные последствия. Возможно в следующий раз разгонять придется в несколько раз большее число демонстрантов.
В любом случае, направлений движения как обычно всего два - к социализму или к варварству. Понятно, что социализм - это табу. Но вот захотят ли "те, кто наверху" жить при полицейском-корпоративном-тоталитарном варварстве?
Как плохо про них не думай, но все-таки они обычные люди.
Источник |