Читал я недавно такую историю. В СССР, в пионерский лагерь, приехала делегация чехословацких пионеров. Дело было уже после 1968 года и чехословацкие пионеры приехали изрядно недовольными и с соответствующим отношением к пионерам советским.
И привезли с собой чехословацкие пионеры жевательную резинку в разноцветных упаковках. Советские пионеры просили с ними поделиться, но хозяева резинки придумали получше. Они стали кидать эту жевательную резинку из окна - добившись того, что советские пионеры ползали в траве на коленях, дрались друг с другом и кричали наверх смеющимся чехословацким пионерам "ещё! ещё!"
Прочтя эту историю, я задумался, почему советские дети предпочли явное унижение? Что такого они видели в этих разноцветных жвачках?
А видели они в них - Настоящую Жизнь.
Моя мысль сводится к тому, что практически у каждого человека, говоря суровым техническим языком, есть функция, которую он готов оптимизировать любой ценой. Не считаясь ни с собственным достоинством, ни с благополучием близких людей, ни с моральными принципами. Разумеется, есть и сдерживающие факторы - в первую очередь то, что 95% людей, не привыкших ни рефлексировать, ни, положа руку на сердце, думать вообще, просто не осознают, в чём состоит их фундаментальная потребность. Но потом происходит какой-нибудь внезапный случай и...
У клинических наркоманов всё просто, у них Настоящая Жизнь измеряется в децелитрах и вводится внутривенно. Но наркомания - это крайний случай, который своей наглядностью только затемняет смысл происходящего.
Человек может видеть Настоящую Жизнь в осмысленности происходящего или в победе над страхом смерти - и столкнуться с подходящей религией. После чего он оставит семью, друзей и работу, и навсегда утонет в тёмном океане мистических откровений.
Человек может видеть Настоящую Жизнь в достижениях и развитии - World of Warcraft даст ему и то и другое.
Человек может видеть Настоящую Жизнь в спонтанной любви другого человека. Так и появляются женщины, которые на третий день романа с незнакомцем бросают мужа с детьми и уезжают в отдалённые края. Также, кстати, получаются и нытики, выклянчивающие эту любовь чем угодно, от хорошего поведения до угрозы самоубийства.
Может быть и ещё проще. Настоящей Жизнью может казаться жизнь городская или заграничная - так появляются девушки, тащущие в постель любого городского или иностранного мужчину.
Человек может почти неосознанно считать Настоящей Жизнью большие деньги или успех у противоположного пола - и когда рядом с ним появятся мошенники, предлагающие это на условии "только сначала вы чуть-чуть заплатите", с радостью отдаст им все деньги, до которых дотянется.
Их даже трудно упрекать. Они всего лишь поступают в согласии со своей натурой. Даже понимая, как в последнем примере, что это явный обман - ставки слишком высоки, на кону Настоящая Жизнь.
Всем этим людям просто не повезло: они нашли себя.
В истории же, которую я рассказал в начале поста, всё просто. Потребительский дефицит в СССР привел к тому, что для советских детей Настоящая Жизнь блеснула цветными бумажками - посреди субъективно серой непотребительской действительности. Да, в общем, и не только детей.
В семьдесят третьем году мы едем в Западный Берлин через Польшу и Восточную Германию. Всю дорогу ты сидишь мрачный и напряженный. Возле гостиницы ты выходишь из машины, и тебе непременно хочется посмотреть Берлин - этот первый западный город, где мы остановимся на несколько часов. Мы идем по улице, и мне больно на тебя смотреть. Медленно, широко открыв глаза, ты проходишь мимо этой выставки невиданных богатств - одежды, обуви, машин, пластинок - и шепчешь:
- И все можно купить, стоит лишь войти в магазин...
Я отвечаю:
- Все так, но только надо иметь деньги.
В конце улицы мы останавливаемся у витрины продуктового магазина: полки ломятся от мяса, сосисок, колбасы, фруктов, консервов. Ты бледнеешь как полотно и вдруг сгибаешься пополам, и тебя начинает рвать. Когда мы наконец возвращаемся в гостиницу, ты чуть не плачешь:
- Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы победили, и у нас нет ничего! Нам нечего купить, в некоторых городах годами нет мяса, всего не хватает везде и всегда!"
Марина Влади, "Прерванный полет"
Депривация потребления - болезненная штука. Одно дело - сознательный отказ от потребления, другое - отказ вынужденный. Можно сколько угодно говорить о преимуществах советской экономики, но в принципе, уже видно, что обществу легче смотреть на 20% голодающих, чем на пустые прилавки магазинов.
Всем левым стоит всегда держать это в голове.
во-первых Чехословакия была тогда социалистической страной, вполне способной производить жвачку, значит такое производство вполне можно было наладить и в Советском Союзе. И вообще притянуто как-то за уши, можно подумать пионеры тогда были такие уж приверженцы бархатной революции или социализма с "человеческим лицом". У них и с воих детских дел было полно. Верится с трудом, что это не выдуманная история в стиле дерьмократов.
Во-вторых, что касается дефицита потребительских товаров, то можно было их и спланировать, как это и делала Чехословакия, социалистическая страна.
С другой стороны речь в данном или подобном случае могла идти просто о любопытстве, например, в начале перестройки, при открытии МакДональдфса в Москве тоже выстраивались бешеные очереди, но это не говорит о том, что качество пищи там было луче, чем в советской столовой или ресторане.
Речь идет также о пропаганде и контр-пропаганде, которая при перестройке велась совсем не в пользу СССР. В зарубежных странах и сейчас постоянно ведется такая пропаганда, что Запад лучше всех, а Россия отсталая страна, хотя Россия давно идет по капиталистическому пути.
Вспомним также и том, что партийной верхушке было выгодно устраивать дефицит, чтобы вызвать недовольство народных масс, особенно в период перестройки, чтобы потом на народном недовольстве все народное добро и присвоить.
Мне довелось жить в ГДР, тоже социалистической стране, товаров было гораздо больше, чем в СССР, но народ ведь в конце концов тоже стал недоволен и захотелось еще больше, чего-то недостижимого на самом деле. Тоже ведь при полном отсутствии контр-пропаганды.
Дело ведь и в коррупции, которая например, в Чехословакии была очень высока, особенно на закате социализма. И в желании много иметь и ничего не делать, что характерно и для перерожденной партноменклатуры и всего общества.
По поводу этого еще Ленин сказал Учет и контроль. В эпоху Хрущева контроль постепенно утратился, в эпоху Брежнева и того дальше. Кстати если посмотреть старые фильмы 50 годов, в магазинах вполне было много товаров, и нормального качества. Та же Победа была тоже на уровне западных автомобилей.
Так что не нужно искать причину в потреблении. (причем в пассивном потреблении), ведь активного потребления вполне хватало и в Советском Союзе, например, была возможность учиться и развиваться, чего не скажешь о капиталистическом обществе. Речь идет о том, что как только все стало сводиться к материалистическому потребительству (начиная с эпохи Хрущева), все и пошло под откос. Самое главное развитие человека, а не стремление потреблять тот или иной товар.
А вместе с развитием и приходит более высокий уровень производства.
Посмотрите на Китай, под руководством компартии развивается современное производство. Можно конечно спорить о том, социализм это или нет, но в любом случае это больше социализм, чем развитие в нынешней Россиянии, которое привело почти к полному разрущению страны.