Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Социалистическая социализация
Читая текст Йенны Кристианы, обратил внимание на очень важную для меня деталь. 

Я тогда, в молодости, много читала Макаренко. Он писал о подростках, которые стремились, мечтали из семьи уйти в эту его коммуну Дзержинского. В "детский дом" пресловутый! И я, кстати, тоже думала - ну а что, если бы вот существовали такие интернаты, с хорошим крепким коллективом, где вместе трудились бы, делали что-то настоящее, вместе все решали бы, были бы интересные внешкольные занятия вроде нашего же научного общества... Я даже сочиняла что-то такое. В такие интернаты дети и подростки сами бы стремились. Фактически не "интернат" даже, а общежитие, самоуправляющееся.

Вот, пожалуй, еще один кирпичик и в мое понимание "общественного воспитания детей", и в мое представление о том, как должен выглядеть коммунизм (от слова коммуна).

Общественное воспитание именно детей - это все-таки не лучшая, на мой взгляд, идея. Потребность быть рядом с матерью заложена в ребенке биологически, никакие няни и воспитатели тут рядом не стояли. В раннем возрасте ребенку несомненно лучше в семье - если, конечно, там не происходит никаких ужасов...

А вот если мы рассмотрим уже не детей, а подростков, даже ранний подростковый возраст - все довольно сильно меняется.

Ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, сопротивляться "воспитанию" (которое, будем честны, в большинстве случаев состоит в агрессивном навязывании совершенно случайных поведенческих моделей - среди которых попадаются и исключительно полезные, и однозначно вредные, и полностью бессмысленные). В семье начинаются систематические конфликты.

В то же время объект воспитания поступает в среднюю школу, где ему предстоит много лет в замкнутом коллективе осваивать знания, оторванные от жизни - либо устаревшие, либо бессистемно изложенные, либо такие, для проверки которых на практике нужен Большой Адронный Коллайдер. К тому же преподают их нередко люди некомпетентные и слабо социализованные, что дополнительно снижает эффективность обучения.

Коллектив же, подростковое общество, автономно в самом худшем смысле слова. То есть - никакой реальной свободы, кроме свободы строить внутреннюю иерархию. Пользуются этим, как и везде в подобной ситуации, самые дегенеративные индивиды, в результате чего образуется соответствующий "социальный микроклимат".

Плюс сексуальные проблемы ботаников, которых естественно у подростков быть не может, бо они до 18 лет не целуются. И тесно связанные с ними психологические, которых тоже быть не может, потому что "какие у тебя могут быть проблемы, в твоем-то возрасте?".

И вот эта вот "антиутопия в миниатюре" носит гордое название социализации. При таком характере социализации, вопроса, откуда в обществе столько неадекватных, не встает. Встает вопрос, откуда в нем берутся нормальные люди?

Вообще говоря, подросток это ведь уже полноценный человек. С "естественным образом ограниченным опытом и кругозором" - но в этом он не сильно отличается от 95% населения. Фактически, разница в том, что подростка общество не признает равноправным членом себя, в отличие от взрослого. Это естественно - подростки не нужны экономике. Пока ей не были нужны женщины, они тоже подвергались тяжелому поражению в правах.

Но ограничения, которые общество налагает на подростков, не соответствуют их потенциальным возможностям. В этом неутоленном стремлении к самореализации лежат корни множества феноменов - от хунвейбинов и современных молодежных субкультур до подростковой наркомании и гаражных рок-групп.

Предложенная Йенной модель мне кажется практически идеальной. Если бы существовали независимые трудовые коллективы, коммуны, со смешанным по возрасту составом - социализация бы стала гораздо более гуманной и соответствующей потребностям человеческой личности. Остановлюсь на нескольких моментах.

Во-первых, вход и выход из подобных общежитий должен быть добровольным. То есть, чтобы подростка нельзя было туда насильно "отдать", но и "забрать" тоже было нельзя. Однако сам он мог уйти в любой момент. Естественно, для этого требуется пересмотреть правовой статус подростков, признав их полноценными личностями - и уже в этом я вижу длиннющий плюс.

Во-вторых, коммуны должны обеспечивать свои членам проживание и пропитание. Подобное место, куда можно уйти - вот чего не хватает огромному числу подростков, вынужденных идти на уступки авторитарным требованиям родителей только потому, что они экономически зависимы. Но и те, кто счастливо избежал конфликтов в семье, будут рады возможности безболезненно начать независимую жизнь

В-третьих, направлять жизнь подобных коммун до известного предела должны квалифицированные педагоги-психологи. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО квалифицированные. И именно - до известного предела. Если учитель будет Учителем с большой буквы, как у Стругацких, а не старшим товарищем - то будь он хоть трижды демократичный, коллектив будет строиться по традиционной модели, "Я начальник, ты дурак". Отсюда вытекает в-четвертых.

В-четвертых - это демократическое внутреннее устройство, самоуправление. Педагоги должны быть авторитетными - но не авторитарными. Конечно очень трудно совместить работу специалистов и широкое самоуправление (тем более - подростковое). Но эта проблема, сочетания демократии и эффективности, и так находится в числе проблем, традиционно изучаемых левой мыслью, следовательно дополнительных сложностей не создаёт.

В-пятых - и, наверное, в-главных - коммуна должна приносить обществу пользу. Заниматься полезным делом. Неважно, будет ли это производительный труд или изучение реальных научных проблем, или творческая деятельность (главное, чтобы не военно-патриотическое воспитание). Важно то, что это делает коммуну открытой, создает естественный базис для равенства, хоть и относительного, между воспитанниками и воспитателями, препятствует образованию внутренней "обезьяней" иерархии, приучает людей с раннего возраста к свободному коллективному труду.

Да, систему образования, вероятно, придется пересмотреть. Но опять же - с тех пор как изобрели интернет, возможностей для социального творчества стало гораздо больше. Сочетая свободный доступ к научной информации, "добровольные курсы" и другие технологии дистанционного обучения с получением научных и практических навыков "по месту проживания", подросток сможет получить тот уровень образования, который сочтет необходимым и достаточным. И всегда будет иметь возможность восполнить пробелы, изменив свое мнение.

Вот, что я думаю о воспитании подростков вообще и о "воспитании нового человека" - в частности.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Все вещи имеют свои имена, смелость назвать их и есть война
Вис Виталис
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.