В пятницу Госдума приняла в первом чтении проект, ужесточающий закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Его сочинили политолог Сергей Марков (Единая Россия), глава думского Комитета по делам молодежи Павел Тараканов (ЛДПР) и Михаил Емельянов (Справедливая Россия). Однако даже сами авторы из других партий в итоге предпочли отозвать свои голоса, и единственной фракцией, которая взяла за него ответственность, стала ЕР.
Поводом к разработке очередного «тащить и не пущать» стало то, что в прежнем законе не прописано проведение мероприятий с использованием автотранспортных средств. В остальном, по словам Маркова, представившего доклад по законопроекту, закон «О собраниях…» и так неплохо работает. (Речь о том самом порядке согласования акций, при котором мирных граждан, вышедших на митинг в центре Москвы, регулярно прикладывают мордой об асфальт и распихивают по отделениям). Предполагается, что он будет работать еще лучше.
Законопроект запрещает подавать заявки лицам, которые на момент подачи считаются привлечёнными к административной ответственности за нарушение правил проведения митингов. С таким "криминальным прошлым" ходит большинство организаторов, и новая норма является прямым нарушением их законных прав, которых они могут быть лишены только по суду. Срок согласования увеличивается до трех рабочих дней. Если организаторы собираются проводить акцию «с использованием транспортных средств», к которым относятся также железная дорога и метрополитен, то они обязаны указать это в заявке. Порядок использования транспортных средств отдадут на откуп местным властям.
Отвечая на вопрос, зачем он позорит профессию политолога, Марков ответил: «…Мы заинтересованы в том, чтобы всё происходило в рамках закона, а законы должны быть готовы для обострения ситуации». Вопрос о том, относится ли к нарушениям нового закона «синее ведро», законодатель предпочел проигнорировать.
В первую очередь закон направлен на автомобилистов, протестующих против засилья мигалок на дорогах (люди маркируют свои машины стикерами и синими ведерками, устраиваются авто- и велопробеги). Надо отдать должное ЕР, она оперативно отреагировала на новую и потому не учтенную форму протеста. Но закон создаст проблемы и "традиционалистам". Широкая формулировка об использовании транспортных средств может получить, особенно в регионах, самое фантастическое толкование. |