Выражая протест против благоуханных букетов и пышных оберток, мой друг дарит в Международный Женский День только живые растения горшках. Видно, есть в этих ежегодных пышных «цветочных похоронах» что-то до боли символичное... Но к цветам вернемся позже, а сначала разберемся, что к чему.
Осознание политизированности Международного Женского Дня, названного таковым по инициативе Социалистической Партии США в 1909 и Социалистического Интернационала в Копенгагене в 1910 гг., за несколько последних десятилетий значительно притупилось - с одной стороны тенденцией привития ему черт праздника любви, весны и красоты, с другой – попытками реакционной нечисти придать историческим событиям, легшим в основу праздника, нагло-религиозный и националистический подтекст (как, например, в теории православного диакона Андрея Кураева по этому вопросу - вопиющей по степени пренебрежения фактами и кишащей псевдонаучными умозаключениями).
Идея о проведении Международного женского дня впервые возникла в начале ХХ века, когда промышленно развитый мир переживал период надвигающейся кульминации противоречий и кризисов своего капиталистического способа производства. Предложение Клары Цеткин о проведении праздника прозвучало как призыв к женщинам всего мира подняться на борьбу против гендерного неравенства, против нищеты, за право на труд, за мир, за человечность. После датской резолюции Женский день отмечался в разные дни в разных странах, а в 1914 году впервые повсеместно был проведен 8 марта. Его популярность значительно снизилась в 30-е годы, но в СССР его продолжали чтить. На Западе 8 марта возродилось в 60-е гг. в так называемом «государстве благосостояния», не утратив своей политической окраски.
Дата праздника не случайна. Она берет начало с 1857 года, когда нью-йоркские работницы текстильных и швейных фабрик организовали массовую манифестацию с требованиями улучшения ужасных условий труда, в которых они вынуждены были работать, сокращения рабочего дня (к тому времени мужчины путем акций протеста отвоевали себе 10-часовой рабочий день; женщины же продолжали трудиться по 16 часов в сутки, получая при этом гроши), установления одинакового уровня заработной платы для мужчин и женщин. Выступление рабочих женщин 1857 года в Манхеттене известно как «марш пустых кастрюль», а также как создание первого женского профсоюза. Женские выступления в США повторились 8 марта 1908 года, когда на улицы Нью Йорка вышло более 15000 женщин с требованиями улучшений условий труда и предоставления женщинам избирательного права. Эти демонстрации были разогнаны полицией с использованием шлангов с грязной ледяной водой.
В последствии многие женские акции протеста приурочивались к Женскому дню. 19 марта 1911 года в ряде европейских стран Международный женский день сопровождался массовыми митингами, требованиями которых были предоставление женщинам права голоса и права занимать государственные посты, а также права на профессионально-техническую подготовку. В этот же день 2 года спустя женщины разных стран вышли на антивоенные демонстрации, пытаясь предотвратить грядущее мировое военное столкновение. Во время первой мировой 23 февраля по действовавшему на то время в России юлианскому календарю (по григорианскому – 8 марта) 1917 года в Санкт-Петербурге прошли массовые женские демонстрации под лозунгом «за хлеб и мир», вызванные истощением запасов продовольствия. После отречения царя от престола, через несколько дней после митинга, Временное правительство наделило женщин избирательным правом. Во многом женские выступления тех дней стали предвестниками Октябрьской революции.
Парадоксально, но хотя сегодня протестный характер Международного Женского Дня смазан и опошлен, это не останавливает либеральных жлобов в их параноидальном стремлении задавить остатки прогрессивности в своих наименьших проявлениях. То и дело нам пытаются внушить, «шо не женское это дело – забастовки устраивать», или что Клара Цеткин – еврейка по национальности – подложила националистического и чуть ли не религиозного червя в бутерброд своим воинственным сестрам (видите ли 8 марта - дата празднования еврейского праздника Пурим); или, что еще поразительнее, упрекают в том, что идея равенства полов привела к появлению в СССР такой "сугубо женской" профессии как асфальтоукладчица! (Уж лучше быть проституткой или просто жить под забором, как при нормальном капиталистическом положении вещей!) А то, что отчаявшиеся от нищеты и безысходности люди вышли отстаивать свое право на жизнь и были при этом цинично разогнаны – это для их умов непостижимо. Нечего выпендриваться, скажут они и посоветуют смириться с бесчеловечной эксплуатацией и нескончаемой нищетой.
Вот, что пишет по этому поводу Полин Ньюман, которой ребенком довелось работать на нью-йоркской швейной фабрике Triangle Waist (фабрика «прославилась» пожаром в 25 марта 1911 г., унесшим жизни 146 молодых работников, большинство которых составляли восточно-европейсике и итальянские иммигранты): «Оглядываясь на эти годы фактического рабства, я практически убеждена, что условия, в которых мы работали (...), были апогеем эксплуатации, совершаемой по отношению к беззащитным мужчинам, женщинам и детям – как наказание за нашу бедность и покорность». Действительно – полтора доллара в неделю (72 часа), рабочий день с 7:30 до 18:00 (фактически же до 21:00 без оплаты дополнительного времени), за плечом - надсмотрщик высчитывающий из зарплаты за каждую минуту опоздания или паузу в работе, «детский уголок», где дети трудятся, как взрослые, а с приходом инспектора прячутся в приготовленные владельцем коробки для тканей – чтобы его не обвинили в преступном использовании детского труда, и любимая песенка работниц «I would rather sleep, than eat» («Я бы лучше спал, чем ел») – все это даже ставит под сомнение бедственность положения классического раба, которого кормили и отхаживали для поддержания нормальной работоспособности, - в сравнении с положением промышленного рабочего, для которого ничего этого делать уже не нужно. Безработица – один из главных козырей капитализма – поставила наемного работника на колени, не оставив ни малейшей возможности борьбы.
***
Международный женский день – это день солидарности женщин в борьбе за свои социальные, экономические и политические права, уходящей своими корнями в глубь истории, день человеческого прогресса и эмансипации – борьбы за возвращение человеческого мира самому человеку, день рождения женского пролетариата и Женщины-Революционерки, возроджение образа женщины-двигателя истории.
Пожар на фабрике «Triangle Waist» в Нью Йорке является одним из наиболее трагичных инцидентов с начала промышленной революции. Злободневность этой трагедии не исчерпывает себя по сей день, так как она демонстрирует нечеловечность условий, в которых вынуждены работать промышленные работники. Для многих события этого дня выражают ту крайность капиталистической индустриализации, которую в силу социально-экономического и политического положения сегодня не решается обнажить правящая прослойка в на постсоветском пространстве, но которая повсеместно и практически безнаказанно проявляет себя в разных обличьях в странах третьего мира. Эти события въедаются в сознание активистов международного антикапиталистического движения. |