ИДЕЯ, СТАРАЯ КАК МИР
Идея политической и экономической интеграции стран Латинской Америки не нова, она существует ровно столько, сколько существуют сами эти страны. Самая первая попытка создания единого государства на территории Южной Америки принадлежала еще Симону Боливару и, как известно из истории, окончилась неудачей. Освободившись от испанской колониальной зависимости, будущие страны Латинской Америки не спешили создавать совместное государство, возобладавшие силы дезинтеграции разделили бывшие испанские колонии на ряд независимых государств, отношения между которыми не всегда оставались безоблачными. Одновременно с этим Латинская Америка попадает в сферу интересов США.
На протяжении 19-20 веков «северный сосед» стремился вытеснить с латиноамериканского континента своих европейских конкурентов (в первую очередь Великобританию) и одновременно создать подконтрольное себе объединение стран Южной и Центральной Америки. Окончательно эта задача была выполнена в промежутке между двумя мировыми войнами. Именно в это время Латинская Америка становиться «задним двором» США, а американские монополии превращаются в полноправных хозяев континента.
Однако революционные события 50-60-х готов бросают вызов гегемонии США на континенте, а начавшийся в 80-90-ее годы процесс глобализации заставляет страны региона задуматься об интеграции для того, чтобы как минимум не ухудшить своего положения на мировом рынке. Пример Европейского Союза и процесс интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона заставляет, с одной стороны, страны Латинской Америки вновь обратиться к идеям Боливара, а с другой - подталкивает США к тому, чтоб поставить процесс объединения под свой контроль.
ОТ ВАШИНГТОНСКОГО КОНСЕНСУСА - К НАФТА И ФТАА
80-е годы стали тяжелым временем для экономик почти всех стран Латинской Америки. Промышленное производство не росло, зато росла инфляция, ухудшался жизненный уровень населения. Политика импортозамещающей индустриализации начала давать сбои. Именно в этот момент Вашингтон начал активную пропаганду идеи либерализации экономики стран Центральной и Южной Америки. Заручившись поддержкой некоторой части населения, правительства латиноамериканских стран одно за другим стали проводить неолиберальную программу, получившую название «Вашингтонского консенсуса».
Меры, предложенные ее разработчиком Дж. Вильямсоном из Института международной экономики, были просты: либерализация внешней торговли, снятие барьеров для иностранных капиталов, приватизация государственных предприятий, дерегулирование, сокращение государственных расходов на социальные нужды и т.д. В краткосрочной перспективе неолиберальные рецепты оздоровления экономики дали положительный результат. Инфляция была остановлена, укрепились местные валюты, наметился рост в экономике в целом. Однако головокружение от успехов прошло очень быстро.
Уже с середины 90-х годов (т.е спустя 5 лет после начала реформ) континент начинают сотрясать финансово-экономические кризисы. В них оказались втянуты ведущие страны региона (Аргентина, Мексика). В целом политика Вашингтонского консенсуса привела к еще большей зависимости латиноамериканских стран от экономики США и других ведущих капиталистических стран. Совокупный внешний долг стран Латинской Америки к 2002 году составил 800 млрд. долларов, на его обслуживание уходила большая часть их и без того небольших бюджетов. Количество бедняков в регионе выросло до 220 млн. человек и поляризация общества продолжалась.
Единственной выигравшей стороной оказались американские транснациональные корпорации, получившие доступ на ранее закрытые для них рынки и сферы производства. В качестве примера можно привести деятельность американской энергетической компании «АЕС Корпорейшен», которая скупила акции венесуэльской «Электрисидад де Каракас де Венесуэла», бразильской «Электропауло», чилийского конгломерата «Генер» и ряда других предприятий и контролирует потребление электроэнергии почти 16 млн. клиентов!
Вместе с тем ведущие экономики региона - Бразилия и Аргентина - по-прежнему были не до конца подконтрольны США, более того - возросла конкуренция со стороны европейских и японских компаний, так же активно осваивавших латиноамериканский рынок, наметился процесс интеграции стран региона без участия «северного соседа». Все это заставило правительство и деловые круги США приступить к новому плану по созданию Панамериканской зоны свободной торговли.
Пробным мячом для осуществления этой цели должна была стать Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Первоначально договор должен был быть заключен между США и Канадой, чьи экономики и без того достаточно сильно интегрированы. Однако руководство соседней Мексики, чей экспорт на 80% также был связан с Соединенными Штатами, поспешило присоединиться к договору. Что и было осуществлено в декабре 1993 года. С самого начала США видели в НАФТА не только структуру, регулирующую экономические интересы, но и инструмент по созданию «сообщества демократий Западного полушария», т.е. данный договор должен был стать ядром вокруг которого консолидировались бы страны региона.
Не откладывая дела в долгий ящик, администрация Белого дома в декабре 1994 года в Майами провела встречу в верхах, на которой должно было состояться обсуждение предложения США по созданию Панамериканской зоны свободной торговли (ФТАА). На встрече проект представленный США получил одобрение большинства, но не всех представителей латиноамериканских стран. Итогом стало подписание декларации о намерениях по созданию зоны свободной торговли к 2005 году. Вместе с тем здесь резко обозначились противоречия между латиноамериканскими странами. Те из них, что были привязаны к экономике США с воодушевление поддержали предложение Вашингтона (речь идет о Мексике и странах Карибского региона – Доминиканской республике, Гондурасе, Сальвадоре). Гораздо более сдержано на инициативу отреагировали Бразилия, Аргентина и Венесуэла. Двойственную позицию заняли Колумбия и Эквадор.
К началу 21 века стали ясны и минусы НАФТА для Мексики. Бурного экономического роста после вступления в НАФТА не последовало, капиталовложения из США носят кратковременный характер, не возникло новых рабочих мест, растет поляризация в обществе, резко ухудшились права трудящихся и профсоюзов. Все это делает более очевидным для латиноамериканских стран подлинный смысл инициатив США. Мексиканские исследователи и авторы статьи «Семь мифов о НАФТА и три урока для Латинской Америки» пишут: «ФТАА… ускорит потерю суверенного контроля латиноамериканских стран над критически важными политическими инструментами формирования какой-либо стратегии развития».
МЕРКОСУР СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ
По мере того, как сквозь формулы плана общеамериканской интеграции, предложенного США, все больше проступали их империалистические замашки, в самой Латинской Америке возник альтернативный план объединения стран региона. Основным застрельщиком Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУРА) выступила Бразилия и ряд других стран Андского сообщества. Причины их особого мнения кроются в экономике.
В отличие от стран Центральной Америки и Карибского бассейна Бразилия мало зависит от торговли с США, кроме того, это практически единственная страна в регионе, обладающая развитой промышленностью, что почти автоматически делает ее источником альтернативной интеграции в Латинской Америке. Видя последствия слепого следования рецептам Вашингтонского консенсуса, она не стремиться ослаблять национальный контроль над экономикой и «на равных» конкурировать с американскими компаниями, резонно полагая, что есть существенная разница между «страной, производящей компьютерные чипы» и «страной, делающей картофельные чипсы». Обладая самодостаточной экономикой, Бразилия стремится объединить вокруг себя латиноамериканские страны в рамках МЕРКОСУРА и по возможности - без участия США.
С приходом к власти левоцентристского правительства Лулы Бразилия на какой-то момент превратилась в лидера альтернативной интеграции в Латинской Америке. Этому способствовала выработка т.н. «консенсуса в Буэнос-Айресе», который предполагает сохранение свободного рынка (как действенного инструмента экономики), но одновременно признает ответственность государства за социальную сферу и сглаживание неравенства в обществе. Приход левоцентристских политиков к власти в Аргентине, Уругвае, Чили и усиление близких к ним по взглядам политических сил в Мексике, Сальвадоре и Эквадоре делают МЕРКОСУР реальной альтернативой плану объединения Латинской Америки в рамках ФТАА и под главенством США.
БОЛИВАРИЙСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Свой вариант интеграции латиноамериканского континента существует и у провозглашающего себя наследником Симона Боливара президента Венесуэлы Уго Чавеса. Его первой инициативой в латиноамериканской политике стало предложение о созыве в Каракасе встречи на высшем уровне, с целью обсуждения вопроса о создании Конфедерации государств Латинской Америки. Однако тогда, в 1998 году, большинство президентов стран Латинской Америки отнеслись к этому предложению прохладно, не видя в Венесуэле «естественного политического лидера континента».
Спустя 6 лет ситуация радикально изменилась. Боливарийская революция изменила не только жизнь внутри Венесуэлы, но и сделала ее образцом для других стран, стремящихся покончить с неравенством и угнетением. Перераспределение доходов от нефти в пользу бедных, социальные программы, приход в политику масс бедноты - все это делает народ Венесуэлы ведущей революционной силой в Латинской Америке.
В декабре 2004 года во время визита на Кубу Чавес объявил о подписании документа, получившего название «Боливарийская альтернатива для Америки» (АЛБА). Вскоре о своем стремлении присоединиться к данной инициативе объявили Никарагуа, Боливия и Эквадор. Основой объединения должна была стать идея взаимопомощи на нерыночной основе. В качестве практических шагов предполагается создание единой энергетической сети, единой валюты, банка, программ развития и общеамериканских СМИ (телевизионного канала и радио). Первые шаги по осуществлению этого плана уже начались. Так в обмен на нефть из Венесуэлы Куба отправила 40 тысяч врачей и учителей для осуществления социальных программ. Создан общеамериканский телеканал, призванный уничтожить монополию буржуазных СМИ на информацию. Активизирован процесс введения единой валюты. Все это бросает прямой вызов интересам США в регионе.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Процесс интеграции латиноамериканского континента, инициированный изменениями в глобальной экономике и первоначально бывший объектом интереса исключительно деловой и политической элиты, теперь обсуждается всеми жителями региона. Три варианта объединения предложены латиноамериканцам. Каковы шансы у этих проектов?
На первый взгляд кажется, что план объединения Латинской Америки в рамках ФТАА, предложенный США, потерпел фиаско. Однако рано хлопать в ладоши и кричать «ура». Не добившись подписания единого соглашения, США добились определенных сдвигов в подписании двухсторонних договоров о свободной торговле с рядом стран Центральной и Южной Америки. Так что выставленная за дверь идея Панамериканской зоны свободной торговли, вполне может пролезть через окошко двухсторонних договоренностей.
Не стоит переоценивать и силу МЕРКОСУРА. Часть активных членов этой организации заключила договоры о свободной торговле с США в рамках двухсторонних договоренностей. А возглавляющие эти страны левоцентристские политики не способны на жесткое противодействие США и готовы к компромиссу с могущественным соседом.
Не все гладко и с начинаниями Чавеса. Боливарийская альтернатива объединяет пока наименее развитые страны региона, сильно зависящие от Венесуэльской нефти. В случае, если революционный процесс не выйдет за пределы Венесуэлы, Боливарийская альтернатива может легко выродиться во второе издание «советской системы», а страны-участники превратятся из равноправных партнеров в нефтезависимых сателлитов.
Впрочем, история знает примеры, когда тяга простых людей к свободе и равенству творила чудеса. Никто не может сказать, как именно будет развиваться процесс интеграции Латинской Америки, ясно лишь одно: такой как прежде она больше не будет.
Источник: Социалистическое движение "ВПЕРЕД"
|