Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
К вопросу об эволюции форм общественного сознания
 
По Гегелю искусство – одна из форм Абсолютного духа, предшествующая религии и философии, в нем присущее  этому духу чувство прекрасного реализуется в созданных человеком прекрасных, чувственно воспринимаемых образах. Этот процесс восхождения Абсолютного духа к самому себе в лице философии в понимании Гегеля начинается с воспроизведения всеобщего посредством архитектурных форм, в которых прекрасное выражается еще слишком абстрактно, чтобы стало ясно его внутреннее содержание. О том, что это содержание существует, символически намекает лишь красота самих форм, созданных из тяжеловесных, обладающих грубой телесностью материалов, и потому предельно ограниченных в своей способности раскрывать содержание.
В скульптуре как следующей ступени самопознания Абсолютной идеи символизм архитектуры уступает место строгости, отсекающей все частности, но, тем не менее, позволяющей предстать содержанию в его обобщенной форме перед человеческим взором.
Следующими, «романтическими», ступенями являются живопись и музыка. Первая - посредством цвета, а вторая – посредством звука проникают в суть, в душу явлений и, запечатлевая их на холсте или в нотах, познают как частные моменты Абсолютной идеи.
Высшая ступень развития искусства, которая в то же время есть его самоотрицанием, представлена по Гегелю поэзией. Именно в этой форме благодаря тому, что единственным материалом для ее создания служат письменные знаки, символизирующие человеческую речь и при необходимости свободно переходящие в ее звучание, содержание прекрасного обретает максимальную свободу выражения в своем раскрытии миру, разрушая одновременно ограничения в представлении и передаче внутреннего смысла, присущие предыдущим ступеням развития искусства и порожденные необходимостью абстрагирования чувственно воспринимаемых форм из конкретики всеобщего содержания. В поэзии живопись и музыка при помощи фантазии представляют снятое единство, новое основание и преобразуются в живущие собственной жизнью образы, которые обретают эту жизнь лишь посредством благозвучного сочетания слов и ритма.
Исчезая, чувственно воспринимаемые формы дают необыкновенный простор раскрытию содержания, наиболее полно передают всеобщее и потому относятся уже не к сфере чувственных форм, а их духовного содержания, преодолевая тем самым искусство как способ самопостижения Абсолютного духа. Отрицая себя самое в поэзии, искусство превращается в следующую ступень этого самопостижения – в религию, которая, в свою очередь, дойдя до предела своего развития, самоотрицается с тем, чтоб Абсолютная идея познала самое себя в сфере чистого духа – философии.
Однако, если посмотреть на процесс развития трех форм самопознания, но не Абсолютной идеи, а человека как продукта общественных отношений, не с позиции диалектического идеализма, а – материалистической диалектики. Т.е., перевернув систему Гегеля с головы на ноги, заглянуть в действительную историю развития религии, искусства и философии, то можно увидеть, что первичной формой общественного самосознания человека было отнюдь не искусство само по себе, а именно некая синкретичная форма, включающая в себя зачатки религии, искусства и философии. Причем, определяющей в этом синкретичном единстве являлась отнюдь не эстетическая и, тем более, не философская, а именно религиозная составляющая,  порожденная полной зависимостью и беспомощностью первобытных людей перед силами природы и собственной коллективности.
Зародыши человеческой чувственности и мышления тогда еще не являлись искусством и философией в полном смысле этих слов, как, собственно, и религия, но не были они и чем-то иным, подобно человеческому эмбриону, находящемуся в животе матери. Он еще не человек, но содержит в себе в свернутом виде все необходимое, чтобы когда-нибудь стать им.
Именно в эпоху античности, в эпоху становления первой формы классового общества, как искусство, так и философия обрели относительно самостоятельное существование, оставаясь при этом связанными с той формой бывшего синкретичного единства, которая так же находилась в процессе своего становления как религия. Но уже тогда обозначился особый характер их связи – из тождества возникло различие. Эстетическая и философская формы общественного сознания развивались, полемизируя с мифологическим пониманием действительности, господствовавшем в античном обществе.
В зачатках всех трех форм человеческого самосознания в свернутом виде присутствовали все направления, развившиеся в процессе обособления этих форм друг от друга и становления их в виде цепи последовательно разрешаемых диалектических противоречий. Религиозная форма общественного сознания достигла полного раскрытия своего содержания в лице христианства. И в апогее своего развития вошла в антагонизм с философией и искусством, что выразилось в кострах инквизиции, освещающих эпоху Возрождения. Борьба религии с противостоящими ей формами общественного сознания окончилась отрицанием ее собственной идеологической основы и максимальным развертыванием содержания, как искусства, так и философии.
Однако пика своего расцвета разные виды искусства достигали в разные эпохи. Причем полному раскрытию того или иного вида искусства соответствовало становление определенного направления философской мысли.
Так, например, античному искусству, получившему свое наибольшее развитие в форме архитектуры и скульптуры, отвечал стихийный материализм древнегреческих философов. Живописи и театру Возрождения – натурфилософия и сенсуализм, возрождающегося на новых общественных основаниях материализма. Бетховен, Моцарт и Паганини – это эпоха Просвещения, выразившаяся в идеях Великой Французской буржуазной революции. Абсолютный идеализм Гегеля явился вершиной немецкой классической философии и был  снят в научном мировоззрении Маркса, что по времени соответствует полному раскрытию литературной формы искусства в Западной Европе, да и стремительному становлению ее в России. Революционной эпохе сознательного преобразования человеческого общества на основании марксистского мировоззрения, соответствует снятие всех форм искусства в его новой, синтетической форме – кино. В нем не только в своем претворенном виде взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга, все, раскрывшиеся ранее, виды искусства, в нем, впервые за всю историю развития этой формы общественного сознания, находит воплощение коллективное творчество, основанное на технологической дисциплине производственного процесса, которая сводит к минимуму зависимость результата коллективных творческих усилий от случайной прихоти режиссера. Кинематограф по праву можно считать самым революционным видом искусства, потому что, отображая действительность в ее непрерывном изменении и движении, он тем самым способствует развитию процесса сознательного преобразования общества. Недаром лучшие образцы киноискусства созданы либо как острая критика отжившего уклада, либо как демонстрация правоты и красоты прямого революционного действия.
Однако, противоборствуя в процессе своего становления религии как способу постижения мира, искусство и философия одновременно с этим обосабливались и друг от друга, что в результате вылилось в их противостояние. Наиболее полно это противостояние было выражено в философии Гегеля и Шеллинга. «У Гегеля мерой художественного сознания и его продуктов остается Логика, Логическое мышление, чисто теоретический интеллект, в коем он усматривает энтелехию, начало и цель духовного развития. У Шеллинга мы имеем обратную схему: здесь интуиция гения художника, гения продуктивного воображения становится судьей над наукой, а логическая истина – лишь отсветом интуитивно ухватываемого «абсолюта». (Ильенков Э.В., Искусство и коммунистический идеал, М., 1984 г., с.326) Противоречие между религией и этими формами общественного сознания заключалось в том, что первая – это фантастическое отражение объективной реальности, а вторые стремятся постигнуть мир таким, каков он есть на самом деле. Между искусством и философией нет противоречия в способе познания мира. Ведь аналогично тому, как чувство пробуждает и направляет мысль, тенденции дальнейшего направления развития общества, уловленные и отраженные в чувственно воспринимаемых формах искусства, побуждают мысль философов и ученых к поиску ответов на вопросы, поставленные современной им действительностью. Так же и философская мысль направляет работу  творческого воображения. Следовательно, искусство является одним из необходимых условий для развития философии, а философия - искусства. «Это две самостоятельные, равноправные по отношению друг к другу формы сознания. Одна из них не является несовершенной, «неадекватной» копией с другой.
Но как же тогда сохранить при этом понимание внутреннего отношения между истиной и красотой, между наукой и искусством?
Только через «третье». И этим «третьим» не может быть очередная форма сознания и воли, очередная форма феноменологии, будь то мораль или право, философия или религия.
Этим «третьим» может быть только их общий предмет – объективная реальность в том ее серьезном понимании, которое установила серьезная материалистическая традиция в философии». (Ильенков Э.В., Искусство и коммунистический идеал, М., 1984 г., с.326-327)
В первобытном обществе не существовало разделения труда, что явилось условием для возникновения синкретичной формы общественного сознания. С появлением разделения труда начался процесс, достигший выхода на новые основания в античный период,  выделение из единой формы трех тенденций, доминирующей из которых на тот момент была религиозная, а философия и искусство полемизировали с ней, будучи зависимыми от нее. Полное раскрытие содержания религиозной формы соответствует периоду становления феодальных отношений и на довольно длительное время подавляет философию полностью, а искусство – в значительной степени, превратившись в идеальное выражение данного способа производства, соответствующего натуральному хозяйству и труду как частному проявлению, присущему низшим слоям населения. Недаром в христианском раю никто не работает. Развитие товарно-денежных отношений придает труду всеобщий характер, что является необходимым условием для развития искусства и философии и способствует разрешению противоречия между фантастическим и объективным способами познания окружающей действительности. Новый способ производства нуждался в объективном познавании, участь религии как источника знаний о мире была предрешена. Но буржуазный способ производства породил новые противоречия, которые привели к полному отчуждению человека от собственной сущности, к рассудочной стандартизации его жизни, что, в свою очередь, на уровне общественного сознания породило противостояние между искусством и философией как идеальными выражениями сущностных сил человека.
Таким образом, как за противоречием между способами познания, так и за противоборством разума и чувства кроются в основании объективные противоречия общественного бытия. В первом случае это противоречия, свойственные феодализму, а во втором – буржуазному способу производства. Однако, в первом случае противоречия между способом производства и способом объективного познания мира  опосредуются такой фантастической формой общественного сознания, как религия. А во втором – проявляются непосредственно. Общественный характер производства вызвал к жизни двойственный в своей сути метод объективного познания (искусство и философия), а частный характер присвоения общественного продукта породил частичное догматическое мышление, которое всегда противопоставляет друг другу две части единого. Таким образом, противостояние между искусством и философией вызвано субъективным, т.е. ограниченным посредством частного интереса, отношением к познанию и преобразованию действительности, и связано это с тем, что в общественном сознании доминирует рассудочный, метафизический способ мышления. Это доминирование, конечно, возникло не само по себе, а было порождено господством частной собственности, доведенным до крайности разделением труда и соответствующим им частным интересом. Именно рассудок, улавливая частности, не схватывает живой жизни, связующей искусство и философию в единое целое, и потому полагает, с одной стороны, голое чувство, а с другой – чистый разум, противопоставляя их друг другу. Хотя мысль, не обогащенная чувством, вырождается в сухую абстракцию, в бесплодное позитивистское умствование, а голое чувство приводит в сумасшедший дом.
Поэтому уничтожение частной собственности, преодоление разделения труда, а вместе с ним и частного интереса поможет снять противоречие между искусством и философией, что позволит осуществиться взаимопереходу обеих форм человеческого самосознания в новое, соответствующее объективированной всеобщности качество, превратив искусство в форму общественной философии, а философию в содержание искусно оформленного общественного бытия.  
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Каждый дурак знает, что до звезд не достать, а умные, не обращая внимания на дураков, пытаются
Г. Андерсон
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.