"Как нам, коммунистам, вести себя, если на Россию нападет враг?" - вопрос, прозвучавший во время одной из наших партийных дискуссий на вечную тему национализма и интернационализма. Задававший вопрос сам себе ответил: "Нужно будет страну защищать, а уж потом с буржуазией разбираться". Реакцию такая точка зрения вызвала противоречивую, а потому давайте лучше разберемся сейчас, чем потом.
Сомневаться в том, что данный вопрос может встать в повестку дня, не приходится. Империализм есть империализм, природу его, в том числе свойство непрерывно порождать войны, никто не отменил. Как и то, что источником империалистических войн является соперничество за рынки сырья и сбыта. Если существование могучего социалистического Советского Союза до сих пор подавляло межимпериалистические противоречия и не давало им перейти в военную стадию, то с исчезновением СССР они обострились и разгулялись на просторе. Целая серия локальных войн, пронесшихся по планете после распада Советского Союза, тому подтверждение.
В том, что дележ советского наследства есть одно из главных направлений борьбы за рынки, тоже сомневаться не приходится. Направление, да еще какое! От успехов, достигнутых на нем, во многом зависит будущее капиталистического мира в целом, а уж благополучие отдельных капиталистических стран тем более. И Россия, естественно, здесь самый крупный и лакомый кусок.
Сегодня беспрепятственная эксплуатация природных и иных ресурсов России ведущими империалистическими державами достигается без военных усилий с их стороны. Но положение может измениться. Российская буржуазия тоже "встала на крыло", тоже перешла в империалистическую стадию и уже не согласна оставаться пассивной жертвой мирового передела. Она теперь тоже, выражаясь словами одного чеховского героя, "свой жанр имеет" и в предполагаемой нами схватке хищников претендует на роль активного участника. На это прямо указывает перестановка в лагере правящего класса. Оттеснена от власти группировка самых последовательных либералов-компрадоров.
Они так "любят" Россию, что все время рекомендуют ей выйти из "искусственных большевистских границ РСФСР" и превратиться, на радость западного и восточного капитала, в "международное сообщество самоуправляемых регионов".
Но у руля власти теперь буржуазия "охранительная", толкующая устами своих идеологов про "возрождение национального начала", "воссоздание великого Отечества" и особый "Российский путь в опоре на Православную империю". Тяжеловесная риторика, под которой нет ничего, кроме стремления обеспечить продвижение своих интересов и своих капиталов.
При любых конкретных обстоятельствах (как возникла, по какому поводу, чьей вины больше) никакой другой, кроме как империалистической, весьма вероятная будущая война быть не может. Не может иметь и другого источника, кроме как конкуренция за рынки и источники сырья.
И, конечно. обязательное для всех войн при капитализме отвлечение внимания трудящихся от внутренних социальных проблем с переключением его на "внешнюю угрозу". (Для буржуазной России с ее дикими социальными контрастами это особенно привлекательно). И что для коммунистов в условиях такой войны, прими она даже форму нападения на Россию, означал бы призыв к народу встать грудью на защиту Отечества? Согласие на то, чтобы народ сражался до последней капли крови за государство дерипасок и абрамовичей с чубайсами, чтобы, упаси бог, не упали их прибыли от эксплуатации российской нефти и газа. Это стало бы для коммунистов предательством своего класса и пособничеством буржуазии.
А дело коммунистов, если вспомним ленинскую работу "Война и российская социал-демократия", на всякую войну, начатую буржуазными правительствами, отвечать усиленной проповедью гражданской войны и социалистической революции и выдвижением лозунга превращения войны империалистической в войну гражданскую против своей буржуазии, как единственно правильного пролетарского лозунга.
Единственно правильным остается он и сегодня. Как и большевиков, это сделало бы нынешних коммунистов объектом самых яростных нападок, обвинений в непатриотизме и прямых преследований. Но только так коммунисты могут сохранить верность интересам трудящихся и не потеряться в мутной волне буржуазного шовинизма и национализма. Только призывом отстранить от власти виновника войны - буржуазию. А при капитулянтской позиции российского буржуазного правительства в войне, что весьма вероятно, такой призыв становится еще более актуальным.
В нас жива память о Советском Союзе и многих понятиях, с ним связанных. Защита того социалистического Отечества от посягательств врагов была действительно священным долгом и обязанностью каждого гражданина. Но сегодня мы находимся в условиях классового антагонистического общества, где верхи и низы, управляющие и управляемые разделены пропастью.
Нет здесь у рабочего, да и трудящегося человека вообще, своего Отечества. (Истина, изложенная еще в "Манифесте Коммунистической партии"). Не может он считать своими страну и государство, где его низвели до бессловесного орудия, существующего для обогащения класса имущих. Лить свою кровь ради защиты такой страны и такого государства - это значит жертвовать собой ради сохранения и укрепления глубоко несправедливого и бесчеловечного порядка. А трудящийся человек не может не ненавидеть такую систему и не стремиться к ее уничтожению. Человеку труда еще только предстоит обрести Отечество, достойное его доверия и защиты. А такое Отечество не появляется иначе, кроме как после свержения власти класса эксплуататоров и завоевания господства классом эксплуатируемых.
Вспомните, как мгновенно после победоносной социалистической революции 25 октября 1917 года большевики превратились из "пораженцев" в "оборонцев", поскольку явилось на свет социалистическое Отечество.
И мы, сегодняшние коммунисты, в случае развязывания империалистической войны с участием России будем призывать трудящихся обратить оружие против проливающей ради своих прибылей кровь народов буржуазии.
Будем призывать к социалистической революции, которая дает трудовому народу действительно свою страну, действительно свое государство и действительно свою Родину, за которую действительно надо биться насмерть.
"Трудовая Россия" |