На телевизионных каналах начался показ рекламного ролика, анонсирующего премьеру телевизионного фильма под названием "Ленинград". Как следует из названия, а также кадров, показанных в анонсе, фильм посвящается подвигу граждан СССР, героически отстоявших блокадный Ленинград. На экране промелькнул Михаил Ефремов в форме сотрудника НКВД, Александр Абдулов, судя по всему, исполняющий роль высокопоставленного лица, также один из актёров исполняет роль первого секретаря Ленинградского обкома партии, Жданова.В этом материале я не собираюсь обсуждать священный подвиг солдат и мирных граждан, ценой беспримерных жертв отстоявших Ленинград. Мои последующие рассуждения вызваны вопросом, возникшим во время просмотра анонса фильма: будет ли в "Ленинграде", как и во множестве прочих фильмов, посвященных тем годам, присутствовать полускрытая, но столь модная ныне, линия тождества между фашизмом и коммунизмом? Будет ли, в очередной раз, присутствовать тема, которую я называю "берёзовым патриотизмом"?Вкратце, попробую изложить, то, что я подразумеваю под этим понятием - в современном отечественном кинематографе, в той его части, что фокусируется на периоде, начиная с Октябрьской революции и вплоть до окончания Великой Отечественной Войны, наличествует чёткая установка – обязательное подчёркивание того, что военные и гражданские, мужчины и женщины, наши сограждане, сражались и гибли, как герои, но ни в коем случае не за коммунистическую идеологию как составляющую часть их беспримерного подвига. Всё, что угодно, но только не идеология. Если есть возможность - обязательно подчеркнуть идеологические расхождения, а то и острый конфликт главного героя или героев с системой, представленной сотрудниками органов безопасности. Основные постулаты таковы - никакой идеологии, НКВД, СМЕРШ - олицетворение зла не хуже нацистов, всё это слегка приправляется светлым религиозным чувством (скажем, выведение в качестве положительного персонажа священнослужителя). И всё. И ничего другого. Они сражаются за Родину. Просто за Родину (одним из наиболее очевидных примеров такого режиссёрского подхода является телесериал "Штрафбат").Но в этом тезисе - сражение "просто за Родину", за берёзки и осинки, за "траву у дома" - заложена мина. Замедленного, но весьма разрушительного действия.Нет ни одного современного цивилизованного общества, тем паче претендующего, как минимум, на статус региональной сверхдержавы, где бы определённая идеология не впитывалась гражданами этой страны с молоком матери, которую бы не втолковывали молодым поколениям в школах и ВУЗах, которую бы усиленно не пропагандировало большинство СМИ. Неважно, что именно за основа является краеугольным камнем того или иного общества. У США, у стран Западной Европы, у Японии и Южной Кореи, не говоря уже о Китае, они разнятся. Но очевидно присутствуют.
Подобное отрицание идеологического фактора, цементировавшего советское общество в годы войны (а до этого - в годы революции, гражданской войны) - самое настоящее преступление перед прошлым и будущем Родины. Как бы того ни хотелось современным идеологам - не бывает "просто Родины". Не существует "просто родных берёзок и осинок", особенно в масштабах такой страны. У москвича и краснодарца, у белгородца и биробиджанца, у жителя Якутии и Дагестана, у каждого из них - свои собственные осинки и берёзки, реки и горы, поля и дома. Разрушение и отрицание идеологического базиса, пропаганда "просто Родины" непременно приводит к возникновению в умах людей иного понятия - "малой Родины", с последующим замещением. Но что такое «малая родина» в период ведения боевых действий, подобных сражениям Отечественной Войны? Может ли это, исподволь втолковываемое понятие, иметь иной эффект? Да, это вполне вероятно. В практическом плане это означает - штык в землю. С чего, для чего и зачем дагестанцу защищать московскую область, а москвичу - Башкирию, в таком случае? Что объединяет их - одинаковая униформа? Баловство. Погоны спарываются просто, а зачастую, на месте прежних, появляются другие, например, погоны власовской РОА. С той же, заметьте, аргументацией - мы сражаемся просто за Родину. За свою Родину. У каждого свои берёзки... Выхолащивание одного из важнейших компонентов героизма и стойкости - идеологии, объединяющей десятки и сотни миллионов - это всё та же, направленная деятельность по стиранию нашего прошлого во имя лишения нас будущего. Это тенденция, по отношению к которой надо быть предельно внимательным.С нетерпением жду премьеры "Ленинграда"... |