Становление потребности в диалектике
То, что диалектический метод мышления существует как логическая квинтэссенция деятельности по становлению человеческого в истории человеческой мысли, совершенно не значит, что поколения людей, появляющиеся на исторической арене, воспринимают его в качестве собственного метода мышления и действия. Для этого необходимо формирование потребности в усвоении такого метода.
То же самое относится и к теории марксизма в целом, логическим ядром которой является материалистическая диалектика. И тома Гегеля, и тома классиков марксизма могут пылиться на книжных полках, но не быть востребованными, а могут быть запрещенными к изданию, печататься и распространяться нелегально и при этом зачитываться до дыр, переписываться и передаваться из рук в руки.
Вопрос о формировании потребности в диалектике сразу же распадается на два вопроса: 1) как и почему отдельный человек приходит к потребности в освоении диалектической логики и 2) как и почему в обществе появляются периоды, когда эта потребность становится общественной потребностью, массовой потребностью и, следовательно, становится условием дальнейшего развития общества (когда диалектика как логика становится необходимым и неотъемлемым условием общественной практики).
Становление человеческого в отношении отдельного индивида есть его превращение из индивида в личность, то есть усвоение в сжатом виде общественно накопленного богатства видов человеческой деятельности, превращение этого богатства в собственную способность деятельности. Это можно показать на следующем примере: в каждом виде человеческой деятельности, в том числе и в научной деятельности, каждый индивид застает определенный объем знаний, созданный предшествующими поколениями. Можно вырасти и вообще не усвоить ничего из той или иной науки, можно усвоить общеизвестное и даже стать преподавателем этих знаний для других, а можно дойти до тех пределов, перед которыми предшествующая наука остановилась в данный момент, до тех задач и проблем, которые стоят на повестке дня науки в настоящее время. Тогда решение таких научных задач и проблем будет твоим личным решением, которое становится одновременно решением всего человечества. Так и появляются, к примеру, в математике, теоремы Пифагора или Виета, бином Ньютона, геометрия Лобачевского и т.д. Аналогично в любом развитом человечеством виде деятельности.
Личность, таким образом, возникает как "сплав" индивидуального и общественного, для появления которого индивиду нужно этим общественным овладеть, чтобы стало возможным превратить индивидуальную деятельность одновременно во всеобщественную, всечеловеческую. (46)
Но в истории человечества бывают такие периоды, когда личности по каким-то причинам начинают массово появляться в одной или другой стране или в целом ряде стран. Таким, к примеру, был период около 5 века до нашей эры, к которому относят имена Конфуция и Лао Цзы, Будды и Сократа. Таким же периодом была эпоха Возрождения, давшая плеяду великих имен сначала в Италии, потом в Голландии, Германии и ряде иных стран. В течение Нового времени "очаги" появления таких великих личностей появляются то в Англии, то во Франции, то в Германии. Конец же ХІХ века превратил Россию в кузницу личностей в литературе, искусстве и политике. Какова причина появления таких периодов и таких очагов?
Общественная потребность в личностях появляется там и тогда, когда общественная практика сталкивается с необходимостью замены старого, отжившего себя способа деятельности – точнее, способа производства, когда общество "беременно" новым способом и эти роды необходимо осуществить. Речь идет о периодах социальных революций, сменяющих исторически определенные способы производства. Именно в такие периоды перед людьми встают задачи не простого усовершенствования имеющихся способов деятельности или знаний, но их коренной ломки и переработки, без чего двигаться дальше становится невозможно. В этом как раз и состоит особенность формирования общественной потребности в массовом возникновении личностей (47).
Задачи революционной деятельности ставят в повестку дня появление революционных личностей. И что характерно, именно к таким периодам относится проявление исторических форм диалектики как логики. Потому что диалектика и есть логика действия революционных личностей (революционных социальных групп) по развитию существующей действительности революционным образом по всеобщим меркам человеческой деятельности по становлению человеческого.
Но в революционные периоды далеко не все вырабатывают в себе потребность в деятельности, соответствующей революционным задачам, не всякий индивид становится личностью даже в такие периоды, и в этом становлении не у каждого появляется потребность в овладении диалектикой как логикой революционного действия.
Между индивидом и обществом существует целый ряд опосредующих социальных форм, через которые происходит соединение индивидуального интереса с общественным: нация, класс, политическая организация, трудовой коллектив, коллектив единомышленников, семья и т.д. Потому появление потребности у индивида опосредуется появлением и проявлением ее в этих опосредующих формах, в их столкновении и переплетении, в их борьбе. Каждая из этих опосредующих форм может быть выразителем, как необходимости социальной трансформации, так и социальной консервации и потому становится либо двигателем развития личности, либо тормозом этого процесса. Причем, зачастую эти опосредующие формы находятся в конфликте не только в отношении своих революционных или консервативных составляющих, но и в целом между собой. Национальные интересы сталкиваются с классовыми, семейные с партийными, интересы трудового коллектива с интересами класса и т.д. Эта борьба и становится той стихией, в которой выковываются личности.
Потребность в освоении деятельности по становлению человеческого, таким образом, формируется через приобщение индивида к определенным формам коллективности, которая и является важнейшим условием формирования такой потребности. Но процесс этот происходит как диалектический процесс.
Первая потребность в становлении личности для ребенка закладывается в семье, которая может содействовать формированию потребности в развитии человеческих качеств, в чтении, в искусстве, в учебе, в спорте и т.д. Причем, такая потребность может формироваться как благодаря примеру и совместной деятельности с родными, так и в противодействии семье, выступающей с консервативных позиций. Во втором случае это становится возможным, если индивид находит простор для формирования потребности в развитии себя как личности в иной коллективности, раскрывающей для него простор развития.
Такой же противоречивой может быть роль учебного или трудового коллектива. Известны примеры, когда вольнодумцы и революционеры выходили из стен иезуитских колледжей или духовных семинарий, всегда остававшихся оплотом власти, как, например, Ф.М. Вольтер и Ф. Кастро. Конфликт же с начальством на предприятии также становится началом развития личности и ведет к осознанию существующих классовых интересов в обществе, как своих интересов. Сознательный переход на позиции революционного класса становится мощнейшим стимулом к развитию личности и формирует потребность в революционной деятельности и, тем самым, потребность в усвоении революционной теории и революционного метода - диалектики.
Таким образом, конфликт с определенной социальной группой и отождествление своих интересов с иной социальной группой и, в конечном счете, - с интересами революционного класса является важнейшим условием формирования потребности в личности и потребности в диалектике.
Потребность овладения марксизмом как революционной теорией и практикой вырастает от включения индивида в такие конфликты, которые приводят его к отождествлению своих интересов с интересами класса пролетариев в противоположность интересам класса буржуазии, с интересами труда в противоположность интересам капитала. Но для того, чтобы эта потребность нашла свое воплощение в действительном овладении марксистской революционной теорией и материалистической диалектикой как ее сердцевиной, ее "душой", для этого необходимо включение в деятельность такой коллективности, такой организации, которая в своей деятельности переходит на позиции отрицания существующего способа производства, реализует потребность в практике как социальной революции.
Становление потребности в диалектике есть становление потребности в преодолении существующего способа производства, становление потребности в революционной практике, становление потребности в революционной теории, становление потребности в коллективности, которая становится пространством развития человеческой личности – потребности в коммунизме, когда такой коллективностью делается все обобществившееся человечество.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ленин В.И. Карл Маркс. ПСС. - Т.26. С.55.
2. Ленин В.И. Детская болезнь левизны в коммунизме. ПСС. - Т.44. С.
3. Ленин В.И. Философские тетради. ПСС. - Т.29. С.
4. Босенко В.А. Всеобщая теория развития.
5. См.: Абдильдин Ж. Проблема начала в теоретическом познании. Алма-Ата, 1967.
6. См.: Материалистическая диалектика как научная система // Марксистско-ленинская диалектика в 8-ми томах. – Кн.1.- М. 1983. С.36
7. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – Т.1. С.132.
8. Там же. С.128.
9. Там же.
10. Там же. С. 136.
11. Там же. С. 131.
12. Там же. С. 141.
13. Ситковский Е.П. Задачи научной разработки марксистской диалектической логики // Проблемы диалектической логики. – Алма-Ата, "Наука", 1968. С.8.
14. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. С. 166.
15. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.5. С. 81.
16. Там же. С. 434-435.
17. Там же. С. 431-432.
18. Там же. С. 520-521.
19. Гегель Г.В.Ф. Соч. Т.1. С. 206.
20. Там же С. 266.
21. Босенко В.А. Всеобщая теория развития. Разд. VII, примечание 5.
22. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Соч. Т.46. Ч.1. С.482.
23. Там же. С. 481.
24. Там же. С. 480.
25. Там же. С. 485.
26. Там же С. 481.
27. Батищев Г. Опредмечивание и распредмечивание // Философская энциклопедия. Т.4. – М., 1967. С 154.
28. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Соч. Т. 46. Ч. 2. С. 21.
29. Там же. С. 108.
30. Там же. С. 21.
31. Там же. Ч.1. С. 100.
32. Там же.
33. Там же. Ч.". С. 280.
34. Там же. Ч.1. С. 105.
35. Там же. Ч.2. С.153.
36. Там же.
37. Там же. С. 213-214.
38. Там же. С. 15, 32.
39. Там же. С. 216-217.
40. Там же. С. 217.
41. Там же. С. 35.
42. Там же. Ч.1. С. 437.
43. Там же.
44. Платонов С. "После коммунизма" – М., "Молодая гвардия", 1989. С. 241-242.
45. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Соч. Т. 46. Ч.2. С. 204-214.
46. См.: Ильенков Э.В. Так что же такое личность? // С чего начинается личность. Сб.
47. Там же. |