№ пп
Название тем
Колич. часов
Раздел 1. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Тема 1
Культура как процесс становления человека
2
Тема 2
Культура как предмет
2
Тема 3
Культура как деятельность
2
Тема 4
Культура как способность
2
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Тема 5
Синкретизм первобытной культуры
2
Тема 6
Поляризация культуры в рабовладельческом обществе
4
Тема 7
Своеобразие культуры средневековья
2
Тема 8
Эпоха Возрождения и становление буржуазной культуры
4
Тема 9
Противоречия буржуазной культуры
2
Тема 10
Социалистическая культура: теория и жизнь
2
Раздел ІІІ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ В ИХ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Тема 11
История науки и техники
4
Тема 12
Исторические общности людей
4
Тема 13
Нравственность как форма духовной культуры
4
Тема 14
Религия как форма духовной культуры
6
Тема 15
Место и роль искусства в истории культуры
8
Тема 16
Язык как феномен культуры
2
Тема 17
История психического развития ребенка.
Культура детства
4
Раздел 1. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ.
Тема 1. Культура как процесс становления человека
1) Общественно-историческая сущность культуры. Культура и "натура. Культура как процесс очеловечивания природы и общества. Принципиальное совпадение понятий "культура" и "деятельность".
2) Вхождение индивида в культуру. Культура как прошлое, настоящее и будущее человека. Пространство и время культуры. Миг и вечность в освоении культуры человеком. Культура как бытие человека и как его становление.
3) Проблема развития культуры. Источники и движущие силы развития культуры. Диалектика классового и общечеловеческого., национального и интернационального в культурно-историческом процессе. Становление мировой культуры.
4) Основные культурологические направления. Теории циклического развития культуры. Дж. Вико. Обоснование прогресса культуры: Вольтер, Кондорсе, Гердар, Гегель. Полилинейные концепции развития культуры: О. Шпенглер, А. Тойнби. Философия и социология культуры: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас. Теории технологического детерминизма культуры: У. Ростоу, Д. Белл, З. Бжезинский. Римский клуб и его культурологическая концепция. Марксистская теория культуры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Диалектика деятельности и культура. Киев, 1983.
2. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1990.
3. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.
4. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. – Ереван, 1969.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3.
6. Философия и культура. М., 1987.
Тема 2. Культура как предмет
1) Предметный мир культуры как пространство становления человека. Опредмечивание и распредмечивание культуры. Материальная и духовная культура. Общественная сущность предметов культуры. Символичность предметного мира культуры.
2) Предмет культуры в общественном развитии. Зависимость раскрытия смысла предмета культуры от уровня общественного развития. Многозначность (бесконечность значений) предметов культуры. Единство всеобщего и особенного (универсального и отдельного) в развитии предметного мира культуры. Предмет как источник и продукт культуры.
3) Человек как предмет культуры. Деятельная сущность человека. Общественные отношения как предмет культуры. Единство индивидуального и общественного в развитии культуры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Соч. Т.3.
2. Гончаренко Н.В. Диалектика прогресса культуры. Киев, 1987.
3. Тарасенко Н. Ф. Природа, технология, культура. Киев, 1985.
4. Человек и мир человека. Киев, 1977.
Тема 3. Культура как деятельность
1) Деятельная сущность культуры и ее развития. Отрицательно-положительный смысл деятельности в развитии культуры. Технологичность культуры. Творческая и репродуктивная деятельность в развитии культуры.
2) Формы культуры как деятельности. Материальное и духовное производство. Синкретизм, специализация, и интеграция деятельности в культуре. Гении и массы, индивидуальное и общественное в деятельности. Преемственность и отрицание в культурной деятельности: новаторство и традиция.
3) Саморазвитие индивида в деятельности. Проблема необходимого и свободного времени. Цель культурного развития – раскрытие всех способностей человека. Деятельность как производство предметного мира культуры и как производство способностей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Соч. Т. 42.
2. Маркс К. Экономические рукописи 1858-1859 гг. // Соч. Т. 46 Ч.1 С. 27-33.
3. Философия техники в ФРГ. М., "Прогресс", 1990.
4. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. – Рост.-н-Д., 1979.
5. Диалектика деятельности и культуры. Киев, 1983. С. 178-192.
6. Духовное производство. М., 1981.
7. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1984.
8. Человек и мир человека. Киев, 1977. С. 115-137, 178- 266.
Тема 4. Культура как способность
1) Человек как цель развития культуры. Развития способностей человека как смысл культурного развития. Сущность способностей. Культурная способность и способность к культуре.
2) Исторические способы человеческой жизнедеятельности как ступени формирования способностей человека. Разделение труда и дифференциация способностей. Превращенные формы деятельности и вырождение человека. Отчуждение труда как отчуждение способностей. Проблема универсализации способностей.
3) Самодеятельность и творчество. Самодовлеющее значение деятельности человека в мире культуры. Творчество способностей как субстанция культуры. Смысл и бессмысленность культуры. Культура как становление человека.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Маркс К. Капитал. Т.1. // Соч. Т.23. С. 246-250, 532-533, 576-577.
2. Давыдов Ю.Н. Культура-природа-традиция //Традиция в истории культуры. М., 1978.
3. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта // Контекст- 81. М., 1981.
4. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. С. 38-72.
5. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1965. С. 136-143.
6. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. С. 47-51, 59-64.
7. Швейцер А. Культура и этика. М., Культура и этика. М., 1973. С. 51-68.
8. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценность. Тбилиси, 1984.
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Тема 5. Синкретизм первобытной культуры.
1) Род как субъект первобытной культуры. Основные этапы развития материальной культуры родового общества: палеолит, мезолит, неолит. Формирование рас и этнических различий.
2) Становление "духовной" культуры родового общества. Первоначальные культурные формы: табу, тотемизм, магия, фетишизм. Возникновение сознания и письменности.
3) Миф как мировоззрение рода. Единство объективного и субъективного, мышления и действия в мифе. Периоды развития мифологии: тератология, антропомифология, классическая мифология. Содержательное и структурное единство мифов народов мира.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Соч. Т. 21.
2. Ларичев В. Пещерные люди. Рассказы о первобытных художниках, магах, звездочетах, мыслителях. – Новосибирск, 1980.
3. Леви-Стросс К. Структура мифов // Вопросы философии, 1970. № 7.
4. Мифы народов мира. М., 1987.
5. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев, 1985.
6. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
7. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974.
8. Топоров В.М. Епоха світового дерева //Всесвіт, 1977. №6.
9. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1988.
Тема 6. Поляризация культуры в рабовладельческом обществе
1) Социально-экономические и политические основания формирования рабовладельческой культуры. Развитие орудий труда: бронзовый и железный века. Общественное разделение труда. Противоречие материальной и духовной культуры. Идеализация телесности. Возникновение морали, искусства, религии, науки и философии как форм духовной культуры. Миф как источник всех форм духовной культуры. Развитие и угасание мифа в искусстве. Основные регионы возникновение раннеклассовых формаций: Египет, Двуречье, Китай, Индия, Средняя Азия, Греция и Рим.
2) Античная культура как классическая форма и венец развития рабовладельческой культуры. Основные этапы развития античной культуры:
а) Архаика. Догомеровская Греция VIII-VI вв. до н.э. Гомеровский эпос. Становление классической античной культуры.
б) Классика. От целостности мифа к дуализму материальной и духовной культуры. Возникновение теоретического знания в форме философии. Единство макрокосмоса и микрокосмоса.
в) Эллинизм. Закат расцвет и античной культуры в культуре Древнего Рима. Римская империя как феномен культуры. Специализация культов и культ Цезаря.
3) Своеобразие и основные достижения культуры ближневосточных государств, Древней Индии и Китая. Восточные деспотии. Достижения в области хозяйственного строительства (ирригационные системы, архитектура). Культы мертвых. Создание эпоса. Библия как древнейший памятник ближне-восточной культуры. Становление древнеиндийской культуры. Веды и формирование древнейших религий – брахманизма, буддизма, индуизма. Расцвет индийской культуры в государстве Маурья.
4) Причины разложения культуры рабовладельческих обществ. Духовное воплощение разложения античной культуры: скептицизм, эпикуреизм, неоплатонизм, христианство.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гомер. Иллиада. Одиссея.
2. Веды.
3. Махабхарата.
4. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика.
5. Античная культура
6. Библия. Ветхий завет.
7. Ильин В.Л. Страницы истории науки и техники. М., 1984.
Тема 7. Своеобразие культуры средневековья
1) Социально-экономические предпосылки формирования средневековой культуры.
2) Сословный характер культуры средневековья. Специфика культуры духовенства в средневековом обществе. Роль монастырей в развитии средневековой культуры. Институт папства. Своеобразие религиозной культуры Востока.
3) Народная культура средневековья как противоположность официальной церковной культуре. Площадь и карнавал. Смеховая культура средневековья.
4) Рыцарская культура средневековья. Средневековые ордена и их роли в культуре Западной Европы. Культ прекрасной дамы. Рыцарские турниры. Трубадуры и минезингеры. Средневековый роман.
5) Своеобразие эстетического в средневековой культуре.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ильин В.Л. Страницы истории науки и техники. М., 1984.
2. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
3. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
4. Сервантес. Дон Кихот. В 2-х томах. М., 1970.
5. Розанов В.В. Место христианства в истории // Приложение к журналу Вопросы философии. Т.1. М., 1990.
6. Лозинский С.М. История папства. М., 3-е изд. 1988.
7. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
Тема 8. Эпоха Возрождения и становление буржуазной культуры
1) Социально-экономические и политические предпосылки культуры Ренессанса. Первоначальное накопление капитала и разложение феодальных общественных отношений. Государство эпохи Возрождения – "ренессансная монархия". Италия – центр Возрождения.
2) Периодизация и типология культуры Возрождения. Проторенессанс (XIII- XV вв.). Творчество Петрарки, Данте, Боттичелли. Высокое Возрождение (1-я половина XVI в.) Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Позднее Возрождение (2-я пол. XVI в.). Творчество Тициана. "Северное Возрождение" (Дюрер, Босх, Брейгель).
3) Гуманизм – мировоззрение Возрождения. Антропоцентризм культуры Ренессанса. Античный идеал гармонии природного и духовного в человеке и его воплощение в культуре Возрождения, прежде всего, в искусстве. Идея универсальности человеческой личности и ее реализация в морали, политических взглядах, философии и искусстве. Утопизм Мора и Кампанеллы как проект гармоничного общества и завершение культуры Ренессанса.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Данте А. Божественная комедия.
2. Бокаччо. Декамерон.
3. Роттердамский Э. Похвала глупости.
4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средних веков и Ренессанса. М., 1965.
6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
7. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.
8. История зарубежной литературы. Раннее средневековье и Возрождение. М., 1969.
9. Лосев А.Ф. Эстетика эпохи Возрождения. М., 1984.
10.Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. М., 1990.
Тема 9. Противоречия буржуазной культуры
1) Революционный характер культуры восходящего капитализма. Промышленная революция XVIII века – новая ступень технологической культуры и основа формирования общественных форм организации труда и мирового рынка. Формирование мировой культуры. Гуманизм как индивидуализм, рационализм и натурализм новой культуры. Идеология Просвещения как теоретическое обоснование антифеодальных революций. Материализм, антиклерикализм и гуманизм французских философов-энциклопедистов: Монтескье, Вольтера, Руссо, Дидро. Эпоха просвещения как период становления реализма. Отличие реализма от классицизма и барокко. Становление европейского романтизма как реакции на поражение рационализма в классицизме и реализме. Развитие реализма и романтизма в ср. XIX века, их связь с революционным процессом в Европе 30-х – 40-х годов.
2) Две культуры в современном капиталистическом обществе. Влияние государственно-монополистического характера капитализма на развитие культуры. Размежевание буржуазной и демократической культуры. Основные черты господствующей культуры: иррационализм, пессимизм, субъективизм. Их воплощение в искусстве: импрессионизм, французский постимпрессионизм и усиление субъективизма в художественном творчестве. Формирование модернизма как ведущего художественного метода (П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали) Поиск новых форм в искусстве ХХ века. Постмодернизм как направление культуры. "Элитарная" и "массовая" культуры: их разделение и совпадение ценностных ориентаций. Феномен контркультуры. Молодежные формы контркультуры. Рок-культура.
3) Возникновение пролетарской культуры и ее основные черты. Марксизм – философско-мировоззренческая основа пролетарской культуры. Развитие пролетарской культуры как отрицание классового характера культуры. Гуманизм и интернационализм пролетарской культуры, их воплощение в революционном искусстве XIX - начала XX века. Революционная литература и поэзия (Э. Потье, Д. Рид, Лафарг), революционный театр (Брехт). Пролетарская и демократическая культура ХХ века – единство и различие. Итальянский и французский неореализм (литература, театр, кинематограф). Влияние на культуру философии экзистенциализма.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Боноски Ф. Две культуры. М., 1978.
2. Бычко А.К. Критический анализ философских концепций молодежного бунта. Киев, 1985.
3. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.
4. Лифшиц М.А. Карл Маркс. Искусство и эстетический идеал. М., 1974.
5. Куликова И., Разлогов К.Е. Контркультура и "новый консерватизм". М., 1981.
6. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
7. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
Тема 10. Социалистическая культура: теория и жизнь
1) Место культуры социалистического типа в культурно-историческом процессе. Социалистическая культура как переходная ступень становления универсальной, гармоничной личности. Марксизм о социально-экономических и политических предпосылках превращения мировой культуры в достояние каждого человека. Социалистическая культура как диалектическое отрицание (снятие) всей классовой культуры.
2) Ленинская теория культурной революции и ее реализация в советском обществе. Достижения и деформации в культурном развитии СССР. Социализм и отчуждение культуры.
3) Советская культура как отражение противоречий развития социализма. Искусство 20-х годов – разнообразие методов и стилей. Художественные группировки 20-х годов и поиски новой эстетики. Пролеткульт. Творчество Маяковского, Блока, Мейерхольда, Дейнеки, Петрова-Водкина, Кандинского, Малевича, В. Иванова. Формирование социалистического реализма как основного метода советского искусства. Дискуссии 80-х годов о границах данного метода. Бюрократизация культуры и ее противоречия. Культурный подъем в период "оттепели" 60-х годов. Основная социально-эстетическая проблематика искусства 60-х гг. Кризис социализма и его воплощение в культуре. Развал СССР и постмодернизм.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ленин В.И. О пролетарской культуре. ПСС, Т. 41.
2. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. ПСС, Т.41.
3. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. ПСС, Т.2.
4. Ленин В.И. Памяти Герцена. ПСС, Т.21.
5. Арнольдов А. Социалистическая культура: теория и жизнь. М., 1984.
6. Луначарский А.В. Статьи об искусстве. М.Л., 1941.
7. Советская культура. История и современность. М., 1983.
8. Лившиц М.А. Карл Маркс. Искусство и эстетический идеал. М., 1974.
9. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.
Раздел ІІІ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ В ИХ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Тема 11. История науки и техники
1) Сущность техники. Орудийный характер человеческой деятельности. Основные этапы развития техники: инструментализация, механизация, автоматизация. Специфика ручной техники. Промышленная революция как переход от ручной техники к машинной. Сущность машины. Технология как синтез науки и техники.
2) Наука как форма духовной культуры, ее социальные функции. Основные этапы развития науки: натурфилософия, экспериментальное естествознание (Возрождение и Новое время), формирование фундаментальных наук (механика, физика, химия, биология). Возникновение общественной науки (марксизм и позитивизм). Научные революции: коперниканский переворот, ньютоновская революция, сущность революции в естествознании на рубеже ХІХ-ХХ веков. Революции в науке как перевороты в научной картине мира. Интеграция наук и современная картина мира. Основания единства научного знания.
3) Сущность современной НТР. Отличительные черты НТР: автоматизация, кибернетизация, космизация, новые материалы и новые виды энергии, превращение науки в непосредственно-производительную силу. Отчужденные формы науки: милитаризация и коммерциализация науки. Проблема гуманизации науки и техники.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Маркс К. Капитал. – Соч. Т.23. С.618-619, 637-638, 660.
2. Маркс К. Соч. Т.26. С. 397-400.
3. Энгельс К. Диалектика природы. Введение.- Соч. Т.20. С. 345-363.
4. Берналл Дж. Наука в истории общества. – М., Изд. Иностранной литературы, 1956.
5. Волков Г. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники. М., 1976.
6. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М., 1989.
7. Пуанкаре А. О науке.
Тема 12. Исторические общности людей
1. Этногенез человеческого общества. Сущность и движущие силы этногенеза. Становление рода и племени как первых форм исторической общности людей.
2. История семьи и брака. Добрачные формы половых отношений человечества: промискуитет и полигамия. Материнское право. Возникновение семьи и брака. Парная и моногамная семья. Экономическая сущность брака и его исторические формы. Моногамия в раннеклассовом обществе. Положение женщин в браке. Гетеризм. Феодальная патриархальная семья. Буржуазная семья и институт проституции. Будущее семейно-брачных отношений. Проблема "свободной любви" Причины и суть "сексуальной революции". Исторические типы любви: античная культура о любви, рыцарская любовь, "духовная" любовь, человеческая любовь.
3. Классы как историческая общность людей. Происхождение и сущность классов. Развитие классовых отношений в различных типах общества. Классовая борьба и "классовый мир". Формы классовой борьбы. Пути устранения причин разделения общества на классы.
4. Закономерности развития народности и нации. Роль земледелия и феодального производства в формировании народностей. Социально-экономические и культурные условия образования наций. Признаки нации. Национальное самосознание и национализм. Национальное и интернациональное в современной истории. Интернационализация экономики и культуры и проблема национальных традиций. Два типа интернационализации и два способа отношения к национальному вопросу.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т. 21.
2. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. ПСС. Т.24.
3. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. ПСС. Т.25.
4. Ленин В.И. Письма И. Арманд, 17 и 24 января 1915г. ПСС. Т. 49.
5. Бебель А. Женщина и социализм. М.: Госполитиздат, 1959.
6. Мид Маргарет. Культура и мир детства. М., 1988.
7. Философия любви. М., 1990.
8. Кон И.С. Дружба. М., 1987.
Тема 13. Нравственность как форма духовной культуры
1. Происхождение, сущность и формы морали. Обусловленность нравственности социальными отношениями. Структура морали. Типология морали. Диалектика классового и общечеловеческого в нравственности. Критерии нравственного прогресса.
2. Исторические типы нравственности. Возникновение морали в родовом обществе. Нравы первобытного общества, Нравственные отношения и мораль в рабовладельческом обществе. Формирование принципа гуманизма в морали.
Возникновение христианской морали. Общечеловеческое и классовое в христианской морали. Сословно-корпоративный характер феодальной морали. Рыцарская мораль ("Кодекс") Противоположность официальных и народных нравственных ценностей.
Гуманизм морали Возрождения и Просвещения. Переход от внешних стимулов к внутренним морально-психологическим механизмам регулирования поведения.
"Вещная" мораль как следствие всеобщности товарно-денежных отношений. Принципы морального отчуждения. Различные подходы к решению проблем морального отчуждения: марксизм, неофрейдизм, франкфуртская школа социологии. Пролетарская мораль: основные принципы и роль в нравственном прогрессе.
Современные теории морали. "Этика ненасилия". Углубление морального отчуждения в условиях усиления роли государства в экономике и культуре. ТНК и транс-национальная мораль "общества потребления". Марксизм о принципах реального гуманизма.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел I, главы IX-XI. Соч. Т. 20.
2. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. ПСС. Т. 41.
3. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.
4. Гумницкий Г. Нравственный поступок и его оценка. Л., 1988.
5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1974.
6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
7. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1990.
Тема 14. Религия как форма духовной культуры
1. Происхождение и сущность религии. Различные теории происхождения религии. Социальные корни религии, ее гносеологические и психологические причины. Первоначальные формы веры в сверхъестественное: магия, фетишизм, анимизм. Возникновение политеистических религий. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки перехода к монотеизму и формированию мировых религий. Исторические закономерности развития мировых религий. Исторические формы атеизма.
2. Мировые религии:
Христианство: происхождение, мировоззрение, культ. Историко-этнографический анализ Библии. Формирование и развитие теологии. Распространение христианства: миссионерство, крестовые походы, войны, колонизация. Роль христианства в развитии культуры Средних веков и Возрождения. Католицизм и православие – причины размежевания. Институт папства. Реформация и возникновение протестантизма. Современное положение христианских церквей и их роль в политических движениях.
Ислам: происхождение, особенности доктрины и культа. Анализ Корана. Эволюция ислама – разделение на суннизм и шиизм. Ислам и национально-освободительные движения.
Буддизм: происхождение, мировоззрение, культ. Пути распространения буддизма и образование его различных направлений. Буддизм и культура Востока. Буддизм и национально-освободительные движения.
3. Современные нетрадиционные формы религии и причины их распространения. Феномен религиозной секты. Обмирщение и сайентификация религии. Перспективы развития религиозного сознания.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Библия. Каноническое издание.
2. Коран.
3. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. Соч. Т.19.
4. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. Соч. Т. 22.
5. Ленин В.И. Социализм и религия. ПСС. Т.12.
6. Фейербах Л. Сущность христианства. Избр. Филос. Пр. Т. 2. М., 1958.
7. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983.
8. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., 1972.
9. Ницше Ф. Антихристианин.// Сумерки богов. М., 1989.
10.Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.
11.Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989.
12.Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980.
13.Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
14.Философские вопросы буддизма. Новосибирск., 1984.
15. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.
16. Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990.
17. Лозинский С.М. История папства. М. 3-е изд., 1988.
Тема 15. Место и роль искусства в истории культуры
1. Своеобразие эстетического и специфика художественного освоения мира. Сущность и особенности формирования культуры чувств и эстетических потребностей. Историческое формирование эстетических категорий. Общественно-практические основания возникновения искусства в первобытную эпоху. Роль художественного творчества в становлении человеческих способностей.
2. История литературы. Художественная литература как вид эстетической культуры. Литературные памятники эпохи перехода к раннеклассовому обществу: Библия, Махабхарата. Сказание о Гильгамеше, Скандинавские саги, Калеваала, Гомеровский эпос.
Античная литература: возникновение трагедии (Эсхил, Софокл, Эврипид), классической лирики и переход к драме и комедии (Аристофан). Греческий роман. Римская литература: доклассический период (Плавт, Теренций), классический период (Цицерон, Плутарх), развитие лирической поэзии (Вергилий, Гораций, Овидий).
"Жития святых" - характерная форма средневековой литературы. Гуманистическая направленность литературы Ренессанса в творчестве Данте, Петрарки, Н. Маккиавелли, Мандевиля, Ф. Рабле, Бокаччо, Сервантеса, Чоссера, Шекспира. Европейская литература эпохи Просвещения: формирование классицизма (Расин, Мольер), романтическое направление в литературе как реакция на классицизм (Байрон, Шиллер). Становление реализма. Творчество Гете. Реализм и романтизм в ср. ХІХ века и их связь с революционным движением в Европе 30-х – 40-х годов. "Критический реализм" У. Уитмена, Бальзака, Флобера, Диккенса, Мопассана. Романтический порыв к свободе в творчестве (Гейне и Гюго). Реалистическая традиция в западноевропейской литературе ХХ века (Драйзер, Б. Шоу, Фолкнер). Модернизм и декаданс в литературе (Б. Прус, Кафка). Постмодернизм в литературе (К. Кизи, В. Пелевин ).
3. История скульптуры, архитектуры и живописи. История скульптуры Искусство Древней Греции и Рима как пластическое, "телесное" эстетическое. Особое место скульптуры в античной культуре. Мирон, Фидий, Пракситель. Особенности римской скульптуры. Архитектура как вид искусства. Отражение в архитектуре эстетического идеала эпохи. Архитектура Древнего Китая и Индии. Архитектура Древней Греции и Рима (стили: дорический, ионический, коринфский, купольные храмы, амфитеатр). Архитектура Средних веков в Западной Европе: романский стиль и готика. Архитектура Эпохи Возрождения – готика и формирование классицизма. Синтез искусств в творчестве Брунеллески, Альберти Рафаэля, Микеланджело. Архитектура Барокко и классицизма в период перехода к буржуазному обществу. Эклектизм и новые стилевые направления в архитектуре ХІХ – ХХ вв. Стилизация как особый вид эклектизма. (архитектура США, чикагская школа). Стиль модерн (Ван де Вельде, Гофман и др.). Функционализм (Райт, Корбюзье). Коренные изменения в строительной технике.
История живописи. Прикладной характер живописи в раннеклассовых государствах. Религиозный характер живописи Средневековья: отсутствие линейной перспективы, изображение разновременных событий, религиозный сюжет. Иконопись. Живопись эпохи Возрождения как воплощение античного идеала гармонии природного и духовного в личности. Живопись Италии: Джотто, Боттичелли, Беллини, Л. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, школа Тициана. Живопись Северного Возрождения: Дюрер, Босх, Брейгель. Искусство ХУШ – первой пол. ХІХ века – возникновение и развитие реализма в живописи. Творчество Веласкеса, Гойи, Рембрандта. Формирование импрессионизма (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега). Французский постимпрессионизм (П. Сезанн, П. Гоген). Формирование модернизма в живописи (П. Пикассо, А. Матисс, С. Дали).
4. История музыки. Особенности музыкального искусства по содержанию и формам воспроизведения действительности. Различные теории происхождения музыки: теория речевой эмоциональности (Г. Спенсер), звуковая (Ч. Дарвина), теория ритмов трудовой деятельности (Бюхнер), современная теория музыки как синкретической формы отражения нерасчлененной деятельности людей.
Музыкальная культура раннеклассового общества: развитие музыкальных жанров, появление первых способов фиксации музыки (иероглифического, клинописного, буквенного), изобретение музыкальных инструментов – арфы, лиры, духовных и ударных.
Музыкальная культура феодального общества в единстве профессионального искусства и фольклора. Развитие церковной музыки, появление новых жанров (органум, мотет, кондукт, месса). Народное музыкальное творчество: трубадуры, музыкальное творчество рыцарей.
Расцвет музыкальной культуры в эпоху Возрождения. Основные композиторские школы: нидерландская и венецианская. Стили барокко, рококо, классика. Творчество Баха, Генделя, Моцарта.
Завершение формирования классической музыки к ср. ХІХ ст. Развитие музыкальных стилей романтизма и реализма. Творчество Бетховена, Шопена Берлиоза, Грига.
Формирование новых музыкальных форм в музыке ХХ века: экспрессионизм, импрессионизм, символизм, атональная музыка. Почвление в 50-х годах музыкального авангарда. Демократизация музыкального искусства. Развитие "легкой" музыки. Джаз и рок-музыка. Рок-музыка как молодежная форма контркультуры.
5. История театра. Театр как синтетический вид искусства, его выразительные средства. Античный театр. Происхождение греческой трагедии и эволюция трагедийного жанра (Эсхил, Софокл, Эврипид). Теория трагедии Аристотеля Особенности античной комедии (Аристофан, Меандр). Римская театральная культура и ее особенности (Теренций, Гораций, Сенека).
Средневековый театр: литургическая драма, мистерии, фарсы, интермедии. Театр Возрождения и эпохи классицизма. Ученый и придворный итальянский театр (Ариосто, Маккиавелли), комедия дель арте, испанский театр ХУП веку (Лопе де Вега, Кальдерон). Театр Шекспира. Сценическое искусство классицизма (Корнель, Расин, Мольер) Смеховая культура народных постановок. Театр эпохи просвещения: Бомарше Гольдони, Вольтер, Гете, Шиллер. Разработка теории романтического театра в работах В. Гюго и Стендаля.
Зарубежный театр ХХ века. Г. Ибсен. Драма творчества Б. Шоу. Театр М. Метерлинка. Символизм и экспрессионизм в европейском театре. Театр Брехта. Абсурдизм и "театр жестокости". Как проявления современного модернизма. Постмодернизм в театральном искусстве.
6. История кино и телевидения. Специфика киноискусства. Виды кино. Зарождение кино: открытие фотографии, кинескоп Эдисона, первый публичный киносеанс братьев Люмьер. Создание Голливуда и его место в утверждении идеалов "американской мечты". Немое кино.
Изобретение звукового и цветного кинематографа. Кино в годы второй мировой войны. Антифашистский фильм в Англии и США. Итальянский неореализм и его идейная платформа (Ч. Дзаваттини, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, Ф. Феллини). Послевоенное кино во Франции. "Новая волна"(1958-1968 гг.). Кризис современного французского кино. Кино и массовая культура. Демократические и антибуржуазные тенденции в европейском киноискусстве: творчество И. Бергмана, С. Креймера.
Роль телевидения в развитии культуры. Возникновение телеискусства и его специфика. Кино, театр и телевидение – противоречивое единство в современной культуре. Развитие видео и DVD культуры. Массовый характер современного видеоискусства. Феномен клипа. Проблема манипуляции сознанием зрителя.
Интернет и изобразительное искусство. 3D культура виртуального мира. Своеобразие проявления основных видов искусства в интернете.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.
2. Жулинский Н. Человек в литературе. М., 1983.
3. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
4. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1974.
5. Канарский. Диалектика эстетического процесса.
6. Лифшиц М. Упадок духовной культуры буржуазной эпохи.//Соч. в 3-х т. Т.3. М., 1988.
7. Штейн А. На вершинах мировой литературы. М., 1988.
8. Юренев Р. Чудесное кино. Краткая история мирового кино. М., 1973.
9. История зарубежной музыки в 5-ти томах
Тема 16. Язык как феномен культуры
1. Общественная сущность языка. Деятельность, сознание, язык. Язык как средство объективации идеального. Орудийность деятельности как исходная форма знаковости. Первая и вторая сигнальные системы. Предмет и орудие труда как общественные отношения. Символическая природа языка. Мысль-речь-знак. Язык и память, язык и эмоции. Язык как обобщение и выражение всеобщего. Универсальность языка. Язык и письменность. Язык как форма социализации человека: опыт, культура и традиция. Язык как орудие познания. Закономерности развития языка. Искусство языка.
2. Основные этапы исторического развития языковой культуры. "Естественные" системы языковой знаковости: предмет, пластика, речь. Синкретизм языка мифов, "магия слова". Отделение имени от именуемой реальности. Исторические типы письменности. Генеалогия языка. Ностратический язык. Основные языковые семьи. Индо-европейские языки. Славянские языки. Развитие систем письма. Языковая дифференциация и формирование народностей. Языковая интеграция и формирование наций. Интернационализация языка. Мировые языки. Языки науки.
3. Культура языка и язык культуры. Освоение языка как освоение культуры. Культура речи, просторечие, диалекты, жаргоны. Культура речи и культура общения. Влияние культуры речи на культуру мышления. Языковая политика. Овладение многообразными формами культуры как условие культуры языка. Взаимодействие освоения родного и иностранных языков. Интернационализация культуры и увеличение интенсивности общения. Языки культуры и формирование человеческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Шпет Г. Внутренняя форма слова. М., 1927.
2. Потебня А.А. Мысль и я.
3. Лосев А.Ф. Философия имени.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь.// Избр. психологич. исследования. М., 1956.
5. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968.
6. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.
7. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. М., 1988.
Тема 17. История психического развития ребенка. Культура детства.
(разрабатывается) |