Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
«Остров» Лунгина: «народное кино», народ и приметы времени
 

Фильм Павла Лунгина «Остров», по-видимому, оказался самым обсуждаемым продуктом российской киноиндустрии прошедшего года. Поддержанный ключевыми субъектами нашей современной культуры – государственным каналом «Россия» и, негласно, но уверенно - руководством РПЦ, «Остров» вполне укладывается в последовательность волны «народного» и вдохновенного идеологического кино. Последнее призвано слаженными и выверенными движениями конструировать внутренний мир гражданина Российской федерации, определять его язык, корректировать его ценности, - собственно, моделировать необходимый и исчерпывающий круг «вечных вопросов», актуальных в настоящий момент. Каждое переживание – Родины, Бога, Духовности, Надежды, Любви, Истории – должно обрести свое эстетическое выражение, должно быть схвачено и опознано через определенный набор символов и приемов. Безраздельное господство агрессивного рынка, бедность общественной жизни и прогрессирующая культурная деградация страны предельно четко определяют форму нового «большого стиля» государственной пропаганды – кино должно быть доступным, понятным, адекватным спящему сознанию. Если фильм о Родине – это «Брат» или «9 рота», если о любви – то, желательно, тоже авторства Балабанова. Фильм о Духовности был доверен Лунгину – среднему, но чрезвычайно, как-то по-животному, гибкому и чувствующему ситуацию режиссеру. Имя Лунгина широкой публике стало известно, безусловно, в связи с картиной «Такси блюз» - трогательной и драматичной истории о двух главных неконвертируемых персонажах эпохи перестройки – рабочем «совке» и вдохновенном художнике, многолетнем внутреннем эмигранте, балансирующим между собственной гениальностью и убожеством повседневной жизни. Герой Мамонова, искавший и потерявший себя на изломе 80-х-90-х, в славную эру стабильности и «возвращения к истокам» нулевых, наконец, нашел свое место и обрел покой. В монастыре. Но обо всем по порядку. Место действия – заснеженное безвременье, где-то в России, к северу от больших шумных городов – собственно там, где озабоченным поиском высоких смыслов рекомендуется их, эти смыслы, искать. Больные, бедные, мятежные и заблудшие души ищут спасения у святого человека. Святой - кудахтает, говорит загадками, ласково щурится, радуется редкому солнцу, изгоняет беса и кается. Отец Анатолий и сам ищет прощения за совершенный в далекой молодости дурной поступок. Ищет и верует – неистово, глубоко. Во внутренних муках обретает Бога, который и есть покой, а потом с легким сердцем помирает. Вот и все, ничего сложного. В принципе, вся структура фильма представляет собой лубочное воспроизведение типового «жития» в картинках, понятных и занимательных рисунках, по которым в старые времена грамоте учились при церквах. Вот - девица хочет сделать аборт – о. Анатолий стыдит ее, девица все понимает и уходит, изменив свое решение. Вот – мальчик с больной ногой, молитва святого, мальчик исцелен. Вот настоятель, некрепкий в вере – сапоги сожгли. Каждая картинка – законченный рассказ, дидактическая увертюра. Зритель, - полусонный, озлобленный, почти разучившийся читать, говорить и думать гражданин, не испытывает никаких затруднений при воскресном просмотре блокбастера в кинотеатре. «Народное кино» учит мыслить, воспринимать, чувствовать на уровне знаков, застывших образов, дебильных опций, не требующих ничего, кроме монотонного повторения. Эти фильмы – включая и «Остров», конечно, - не случайно так бедны на живую, сложную и богатую речь. Наше общество слишком скупо на подлинные чувства, чтобы нуждаться в их многословном выражении. Так, чтобы сказать о любви достаточно десятка слов из нескольких популярных песен или шоу Ксении Собчак, а чтобы сказать о вере – довольно внимательного просмотра фильма Лунгина. Всякое время – великое или мелочное, восходящее или погружающее в бессмыслицу предрассветного сна – имеет свое эстетическое выражение, свой ритм, свое отражение в культуре, оставленной потомкам. Кино, это порождение начала 20 столетия, эпохи бури и натиска, революционных изменений и триумфа человеческой универсальности, принципиально отличается от других видов творчества вот этим бегом кадров, сменяющих друг друга, невероятным динамизмом событий, интенсивностью совместного проживания автора и зрителя здесь и сейчас, в этом мире, который должен принадлежать нам. Экран – это место преступления, это соучастие, слезы, кровь и пот живого - такого живого! - человека. Кино потому и является «важнейшим из искусств», что напрямую, непосредственно и резко, вторгается в сферу нашего познания, остро и точно воспроизводя, имитируя сам его процесс. Любая остановка, любое учительство, любая апелляция к повторению - в кино есть призыв к отказу от самого себя, верный признак крайней реакции, в том числе и политической. «Остров» - это диагноз, это тревожный звонок, это повод сверить часы и на минуту задуматься – не пошли ли они назад?


"Вперед"

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Я так люблю свою страну и ненавижу государство.
гр. Lumen
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.