За последние полтора десятилетия мы так привыкли к тому, что служба 01 (так же, как и 02 и 03) зачастую не имеют самого необходимого для выезда, что появление пожарных машин чаще всего связывается нами с какими-нибудь учениями или акциями протеста. В первом случае – работники МЧС отрабатывают какие-то характерные методы, во втором – в зависимости от числа протестующих, – стоят в непосредственной близости от места проведения митинга, либо прячутся в ближайшей подворотне.
Но пожарная машина в качестве мойщика асфальта! Это ЧП.
Пожарная машина (в сопровождении милицейской!), тщательнейшим образом вымывающая внутренний двор университета, – а рядом химфак и бассейн, – это будоражит...
Кстати, будоражит совершенно напрасно...
Хотя, самое первое предположение: кто-то вылил на асфальтовую дорожку опасное вещество. Но мысль эта была бы глупостью, и мы вполне отдавали себе в этом отчёт. Ведь если на химфаке какой-нибудь «умник» поленится утилизировать опасное вещество, а захочет попросту избавиться от него, то он, скорее всего, обходя правила, просто выльет его в раковину, но не станет, «наворачивая круги», обходить для этого вычислительный центр, и уж точно не станет лить химикалии на асфальт. Да и вообще подобные действия со стороны преподавателей практически исключены, а студентам никто бы не дал в руки ничего подобного.
Других предположений у нас не было, и нам оставалось ждать новостей. А в это время пожарные упорно продолжали мыть асфальт полным напором воды…
Новости оказались неожиданными. Выяснилось, что в наш университет планируется приезд президента Украины В.А. Ющенко, его встреча со студентами и преподавателями. В план приезда входил и короткий осмотр внутреннего двора университета и небольшого подобия парка, организованного в этом дворе. А пожарные… как оказалось, целый день с утра до вечера занимались банальным мытьём асфальта (!) перед тем, как на него ступит нога Президента в дорогой обуви. Власть не обошлась даже машиной-поливалкой! Сколько реальных живых людей лишились крова за последние 15 лет из-за того, что у пожарных вовремя не было то бензина, то воды! Что стоит ваша квартира или дом по сравнению с подошвой президентских «шузов»?
Зайдя по делам в главный корпус Донецкого национального университета, я увидел ремонтные работы, которые велись с удивительной интенсивностью, прямо как «на пожаре». За два дня главный корпус внутри преобразился, по крайней мере, на нескольких первых этажах (актовый зал находится на втором). Для того, чтобы дойти до пятого этажа, мне пришлось каждый этаж проходить полностью, т. к. лестничные пролёты с каждой стороны в шахматном порядке были заблокированы трудящимися «в темпе вальса» рабочими.
Университет как будто наполнялся особенным «эфиром» приезда президента, заполнявшим умы всех. Все понимали, что ничего хорошего этот приезд не принесёт, но все ждали его с нетерпением, чтобы поскорее «сдыхаться» тех дополнительных обязанностей, которые были на них возложены исключительно в связи с высочайшим визитом.
Для встречи с президентом «приглашался» лишь узкий круг студентов, причём на каждого из них нужно было заполнить форму с невероятным количеством персональных данных, которому позавидовало бы и пресловутое КГБ СССР. Но, ко всему прочему, позже выяснилось, что этим «избранным» студентам выдавали заранее определённые вопросы президенту. Задавать другие вопросы не разрешалось.
И вот, настало 17 января 2007 года – то самый день ЧП, «Чрезвычайного приезда». С раннего утра во двор университета въехал микроавтобус со взводом ОМОНа, через время приехал пожарный автомобиль (как уже упоминалось, неотъемлемый атрибут более-менее серьезных акций протеста – на случай разгона демонстрантов). На крыше расположились снайперы. Со стороны главного входа главный корпус университета оцепили люди в штатском, не давая прохожим пройти по тротуару и заставляя их переходить на противоположную сторону проспекта им. Гурова. Там уже начали вяло собираться пикетчики (это было единственное разрешённое для них место). Впрочем, пикет не был массовым – на улице далеко не 2004 год…
Перед входом выстроили торжественный «живой коридор» из студентов. Ющенко, зайдя в вестибюль главного корпуса ДонНУ тихо пробормотал в адрес пикетчиков нечто наподобие «Что это вообще здесь такое? Я понимаю, что здесь голосовали преимущественно за другого кандидата. Но вышло так, что президентом стал я, – и теперь мне все должны подчиняться!».
Встреча прошла буквально чётко по-написанному, студенты задавали президенту только те вопросы, которые имелись у них в заранее розданных бумажках.
Когда президент уже выходил из здания университета и направился к автомобилю, пикетчики начали выкрикивать нелицеприятные слова в его адрес, а кто-то даже умудрился чем-то в него бросить. Наш «герой», не долго думая, (до сих пор непонятно, с какой целью он это сделал) ринулся к пикетчикам. Чем доставил немало хлопот своей охране – и до протестующих так и не добежал. Когда он садился в автомобиль, пикетчики закричали ещё громче всё, что они о нём думают, и стали показывать вслед его автомобилю не самые приличные жесты.
И здесь началось то, чего никто не мог ожидать – студенты, которые минуту назад стояли перед президентом по стойке «смирно» в торжественном «живом коридоре», стали поддерживать пикетчиков, кричать и показывать вслед президентскому автомобилю те же жесты.
Успокоить студентов уже не могло ничто и никто – даже стоявший рядом проректор. Думается, настроение Ющенко было испорчено. Конечно, показать характерный жест не в лицо, а в спину человека – это не героизм, а, скорее, трусость. Но ещё не так давно даже такого проявлении «протеста» нельзя было даже предположить.
Беспокоит вопрос: почему все должны так «стелиться» перед одним человеком, пусть даже и перед президентом? Чем он лучше каждого из нас? Почему такое унижение должен терпеть весь персонал университета, даже если он пока не осознаёт, что это унижение, а «почитает за честь»? И ректорат, который 2 года назад централизованно организовывал поездки студентов в западные регионы для работы в избирательных комиссиях на Януковича, теперь суетится перед Ющенко как старорежимная бабка перед иконой.
Можно ли вообще избавиться от «необходимости» превозносить человека только лишь за то, что он занимает высокий пост в сфере государственного управления?
Думаю, что такое возможно. Но лишь в том случае, когда «принадлежность к власти не будет признаком уникальности» того или иного человека, т. е. тогда, когда общество откажется от «наёмных управленцев» - чиновников – а сами трудящиеся будут всё полнее вовлекаться в систему управления государством (до его отмирания). Когда в эту систему власти и управления будет вовлечено громадное количество трудящихся, тогда ни один наделённый властью человек не будет чем-то «особенным», от него не будет так много зависеть, и он не будет иметь возможность так вольготно просиживать на шее у трудящихся. Возможно это только в случае взятия пролетариатом политической власти, разрушения старых институтов управления обществом и государством и начала осуществления диктатуры пролетариата. Со временем, как известно, с уничтожением классов исчезнет и государство как аппарат насилия, осуществляемого одними классами над другими. Общество перейдёт на новый, качественно более высокий уровень самоорганизации, в государственной власти отпадёт необходимость, и лебезятничество перед чиновниками исчезнет навсегда вместе с чиновниками.
ДОМА "Че Гевара" |