Устройство точечного отключения воды – одно из тех наказаний, которыми пугают сегодня киевлян, решивших не платить по новым драконовским тарифам. Это антинародное изобретение, с выразительным названием «Спрут», лежит на совести полтавских коммунальщиков. Процедура наказания неплательщиков приобрела наукоемкий характер. Представители жэка перекрывают воду в парадном, после чего вскрывают стояк в подвале дома. В это отверстие вводят зонд, оборудованный кабелем с видеокамерой, продвигая его вверх по трубе. Картинка, которую передает «Спрут», позволяет найти точку выхода в квартиру должника, после чего робот блокирует поступление воды с помощью специальной пробки. Чтобы возобновить ее подачу, жильцу придется не только полностью оплатить долги, но и выложить около пятисот гривен за процедуру разблокирования трубы.
Получив в распоряжение это устройство, полтавское коммунальное начальство тут же начало применять его в своем, отнюдь не богатом регионе. А специальная выездная бригада доставляет «Спрут» в другие области Украины – например, в Закарпатье и Крым, – где, выбивает долги из местных жильцов, взымая за это определенный процент. Один выезд этой спецбригады, способной отключить в день до десяти квартир, стоит свыше семи тысячи гривен – немалая сумма, которую вряд ли компенсируют содранные с людей деньги.
Столичные чиновники быстро переняли эту передовую технологию в области борьбы против собственного народа. Еще в 2005 году «Киевэнерго» провело на Подоле показательные отключения квартир граждан, которые были объявлены «злостными неплательщиками». Каждый из десяти районных жэков определил несколько квартир, в которые были запущены «Спруты». В других, новых районах дело застопорилось – как выяснилось, провинциальный полтавский «Спрут» мог двигаться только в прямом стояке диаметром не менее 25 мм, и поднимался только до девятого этажа. А потому в «Киевэнерго» усовершенствовали устройство, создав собственный вариант «Спрута», способного блокировать верхние квартиры даже в двадцатиэтажках. И передали его в серийное производство, чтобы изготовить, как минимум, двадцать экземпляров – для всех крупных жилмассивов столицы. Разовое отключение одного стояка с помощью этого коммунального монстра обходится в Киеве в тысячу гривен. Нелепый робот рыночной эпохи рентабелен лишь потому, что запугивает жильцов-должников – к чему и сводится его главное предназначение.
Дикость, которая когда-нибудь будет изумлять людей из другого, более рационального и человечного времени.
Страх перед машиной, как средством порабощения человека, вообще обычен для нашего общества, основанного на подавлении и неравенстве. Он проявляет себя обильными футуристическими кошмарами в литературе и на экранах кино. «Спрут» украинской буржуазии – реальный прототип верткого робота-убийцы из канализацонных лабиринтов «Матрицы». В то же время, эти фобии не знакомы культуре социализма. Напротив – она видит в роботе человеческого помощника в процессе гармоничного преобразования мира.
Аналогичный механизм под названием «Таракан» был изготовлен на коммунальном предприятии «Донецкгорводоканал» – как и «Спрут», он был создан на базе аварийных зондов, с помощью которых специалисты обнаруживают место порыва водовода. Один подобный прибор может отключить в день до пятидесяти квартир, а его модификация «Таракан-WC» может быть использована для точечного блокирования канализационных сетей. «Неплательщик, отключенный от воды, может продержаться два-три дня — будет ходить с ведрами к соседям. Абонент, отключенный от канализации — несколько часов, не более», — цинично отмечают изготовители робота. Партию донецких «Тараканов» уже сегодня готовятся приобрести городские отцы российского Санкт-Петербурга, а также их коллеги из Молдавии и Эстонии, где также готовятся коммунальные репрессии.
Донецкие чиновники, которые раньше могли попросту отключить из-за нескольких должников целый жилой дом, провоцируя внутренние конфликты между его жителями, довольны. Теперь у них нет необходимости получать разрешение суда на проникновение в жилище должника, а главное, они смогут избежать коллективных протестов оставшихся без воды граждан. Однако от «временных» отключений воды, неизбежных в процессе работы коммунальных роботов, продолжают страдать все жильцы дома. Кроме того, применение «спрутов» и «тараканов» выглядят крайне сомнительными с точки зрения законодательства Украины. А их жертвами становятся отнюдь не зажиточные граждане, как это часто пытаются представить нам власти. Они предпочитают не связываться с действительно богатыми и влиятельными людьми. Эта публика живет в частных особняках, а не в многоэтажках, куда готовятся напустить роботов – бездушных и беспощадных, как сама чиновничья власть.
В статье использован авторский текст из «Газеты по-киевски». Она открывает серию очерков об уродливых механизмах рыночной эпохи. |