Письмо Ш.
----- Original Message -----
From: Ш.
To: duluman9@i.kiev.ua
Sent: Thursday, January 11, 2007 9:59 PM
Subject: письмо от Мусульманина
Я молод - мне 17 лет /в 4 с лишним раза младше Вас/.Я ищу истину.На данный момент я столкнулся со следующей проблемой - христианство и ислам - противоречат друг другу в многих важных моментах.Вы очень умный человек. Хоть вы и не веруете, зато вы знаете больше, чем многие священники и поэтому я хочу у вас спросить:Я считаю, что многие становяться атеистами потому, что недостаточно знают Ислам.Вы сами знаете, что в библии много переделок.В Исламе такого нет.В Коране вообще нет противоречий.Я уже 4 месяца, как молюсь 5 раз в день, совершаю омовение перед молитвами.Я не курю, не пью, не гуляю по бабам - хотя зовут.Я чист и намерениями и телом.Вот например по библии пить вино не запретно, но почему же? Разве после того, как человек выпьет пару другую бокалов вина он не станет развязанным?Он забудет Бога. Он переступит барьер здравого разума.Это первое, что я сейчас вспомнил - это один из тысяч переделок библии, так ведь?Прочитайте маленькую книжку Али Вячеслава Полосина - Прямой путь к Богу.Мне очень интересно, что вы скажете о моей вере.Пожалуйста, напишите мне.P.S. Как в свои года вы управляете таким проектом, как А-сайт?
Ответ на письмо
Уважаемый Ш.!
Получил Ваше письмо и затрудняюсь ответить на него. В своём письме Вы очень искренне рассказали о себе.
Вы молоды, чему я могу только позавидовать. Впереди у Вас неизвестный и длинный житейский путь. Вы только вышли на дорогу жизни. В Вашем жизненном накопителе за плечами еще ничего собственно своего нет. Все имеющее там – накидано Вам с Вашего смиренного согласия другими: родителями, родственниками, окружением, книгами и статьями, в том числе мной с Полосиным. (Примечание: Вячеслав Полосин – видный православный священник публично заявивший о своём переходе до исламу. Сейчас мулла, много пишущий в защиту мусульманства) А в дальнейшем Ваш жизненный опыт добавит у Вашу копилку еще и еще камушек со стороны и понемножечку крупиц/камней своего собственного размышления.Камушки со стороны – это не Ваше, а без разбору позаимствованное у других. В Вашем багаже/памяти камушки от меня и камушки от Полосина несовместимы. Вам еще предстоит перемолоть их, что-то усвоить, сделать органически своим, а труху – выбросить, как экскременты…
Али Вячеслава Полосина я читал и читаю, но его мысли о самом главном – о Боге, Аллахе – я не приемлю. Я уважаю и понимаю убеждения верующих, в том числе и Полосина, в том числе и Ваши. Но все мысли о существовани христианского Яхве/Иеговы/Саваофа или индуистких Шивы, Индры, Кришны, Рамы, или мусульманского Аллаха, считаю заблуждением. Бога нет! Аллаха нет!! Нет любого Бога, как бы его не называли.
Мир, в котором мы живём – естественен и ничего сверхъестественного в нем нет. В нём есть только познанное и ещё не познанное человеком. Некпознанное и есть непознанное. Не надо – да и совершенно бесполезно спекулировать на непознанном. Это для религии, в том числе и для ислама, непознанное – доказательство существования Бога, Аллаха, Джина Иблиса, Сатаны, чуда… А ведь что-то непознанное ни человеку, ни науке ничего не доказывает. Нелья думать так, как думает верующий: «Если я не знаю, от чего беды в мире, - то это от Бога или от Аллаха»; «Если я не знаю почему в мире существует гармония – то это от Бога»
Все то или иное конккретно существующее в мире никуда от этого мира деться не может. Оно существует, а рядом с ниму существует и нечто другое. Вот это сосуществование в мире вещей и процессов религия называет божественной гармонией. Расположение и сосуществование в мире звёзд – это, мол, устроенная Богом «гармония»; «Поедание волком овцы – устроенная Аллахом гармония»; «Вражда и убийства между верующими разных религий (Например: христианами мусульман в крестовых походах и мусульманами христиан в священном джихале) – «гармония» и так далее и тому подобное.
С существованием непознанного в мире нам надо смирится. Об этом действительном мире у нас есть знания, предположения и откровенные заблуждения. К последним, к заблуждениям, относятся все религиозные мифы, мифы устные и записанные в так называемых священных книгах: Веды, Библия, Коран, Трипитаки и так далее. Вам этих священных книг за всю свою жизнь не перечитать. Во всех их одна главная ложь, - ложь о Боге, о богах, о духах, о чудесах, о потустороннем мире. Боги разные, а ложь одна, потому, что Бога, Саваофа, Яхве, Иеговы, Аллаха нет.
В священных книгах, в том числе в Библии и Коране, есть много жизненно оправданных рекомендаций: «не воруй, чтобы и тебя не обворовали», «уважай других, чтобы и тебя уважали», «зарабатывай себе на жизнь трудом, потому что только трудом жив человек», «почитай родителей, чтобы и тебя почитали твои дети», «не упивайся, потому, что пьяницы плохо кончают»… До всего этого, как и до других правил общественной жизни человека, мы доходим сами. Человек живёт и выживает только так, а не иначе. Вот почему во всех религиях сходны оправданные заповеди общественной жизни. Неужели без Бога мы не можем додуматься до того, что надо трудиться, уважать других, быть приличным (социализованным) человеком? Зачем нам Бога присовокуплять к этому? Присовокупение Бога к общественной жизни, к решению мировоззренческих вопросов, к стилю поведения идет только во вред человеку, обществу и человечеству в целом. Именем Бога освящаются установившееся в том или ином обществе обычаи, как правило, - обычаи давно минувших дней, давно ушедших в прошлое социально-исторических условий.
В меру умножения человечества, в меру все более и более тесного взаимообщения людей их освященные именем Бога традиции, их мнения о богах и почитание богов оказываются разными. Возникают недоумения, трения и противоречия между людьми по вопросу о самом главном пункте мировоззрения верующих – разногласия по вопросу/проблеме о Богах.
А ведь всех этих богов нет. Доказать их существование ни один богослов, ни один «святой подвижник», ни один пророк, ни одна религия не может. Отсюда доказательства существования именно нашего (и только Нашего) Бога сначала идет на кулаках (в богословии известное «кулачное» доказательство существования нашего Бога), потом - палками, стрелами, пулями, снарядами, бомбами. Посмотрите назад в историю, посмотрите на современные горячие точки, посмотрите вокруг себя и вы увидите кошмар сражения за правильного Бога, за честь своего Бога, за повержения в прах чужого Бога… Так, что? Так и будем продолжать жить во вражде с верованиями других – сплошь несуществующих и сплошь лживых, – в не наших, богов?
Верующие в Бога/богов, одумайтесь! На горизонте вашей дороги к «победе» всплывает ядерный гриб Холокоста всего человечества. («Холокост» - слова библейское и означает «Всесожжение в жертву Богу»).
Миссия атеизма в современных условиях заключается в том, чтобы предостеречь человечество, которое, воодушевляемое религиозными рвениями, готово во имя несуществующего Бога (за понюшку кадильного дыма) совершить самоубийство. «Бога – нет!» - доказываем мы, атеисты. «Бога – нет!!» – взываем мы к верующим. «Бога – нет!!!» - вопием мы ко всему человечеству. «Верующие! Не ложите на алтарь несуществующего Бога жизни свои и жизни других!!»
У человечества должно хватить здравого смысла, чтобы не стремится в потусторонний, мнимый, мир, а заняться своими насущными делами на земле. Мы – земляне. Небеса для жизни человека – пусты, необитаемы. А если человечество из-за религии начисто потеряет здравый смысл оно начисто потеряет само себя. – Вот так!
Вы, Ш., преимущество ислама перед христианством видите в том, что в Библии есть противоречия, а в Коране – нет. Но Коран настолько же нелепая книга, как и Библия. Коран писался под влиянием библейского текста. Много библейских мифов списано в Коран из Библии. Это миф о творении Богом мира за 6 дней, о небе – хрустальном куполе над землей, о создании Адама и Евы и так далее. Вообще-то, четвертая часть содержания Корана – это заимствования и пересказ Библии.
Правда, Коран пересказывает библейские вымыслы по-своему. Но ложь есть ложь не зависимо от того, как и где она излагается: в Библии или Коране. В связи с этим можно вспомнить, что в суре 12 Корана подробно пересказывается библейский рассказ об Иосифе/Юсуфе, но при этом несколько раз подчеркивается, что этот рассказ до написания Корана никто не знал, что рассказ об Юсуфе Аллах впервые открывает Магомету. Вот Вам один из примеров вранья Корана.
В Коране, как и в Библии, есть множество внутренних противоречий. Видя это, мусульманские богословы говорят, что надо считать истиной то, что сказано, написано позже. Этим они объясняют противоречия между ранними частями Корана (Медынские суры) и поздними (Меканские суры). Но противоречия часто находятся в одной и той же суре. Так, Вам должно быть известно, что Коран учит фатализму, то есть тому, что все на земле, все в жизне человека – и хорошее, и плохое - предопределено Аллахом. В 51-м аяте 9-ой сури читаем: «Ничего и никогда нас не постигнет. Кроме того, что предначертал Аллах». А что именно «предначертал Аллах»? Если Аллах предначертал нам злые поступки, то он за эти поступки и отвечает. Коран на этот вопрос отвечает двояко:1. Все – и доброе, и злое – от Аллаха. 2. Нет-нет, поправляет себя тот же Аллах: добро - от Бога а зло - от человека. Прочитаем это удивительное «непротиворечие» в Коране. В 4-ой суре, аят 78 написано: «Когда случается благое с ними, то говорят они: «Сие нам от Аллаха!». Когда же постигает их дурное, говорят: А это от нас». Скажи, (О. Махаммад): «Все истекает от Аллаха!». Но почему же эти люди не могут осознать ни одного сказанного Аллахом?». А в следующем же 79 аяте пишется противоположное: «И все благое, что тебя постигнет, - от Аллаха, а что постигнет из дурного, исходит от тебя». (Имейте в виду, что перевод Корана Валерией Пороховой во многом искажает текст Корана в угоду современным моральны понятиям и научному пониманию мира. Ислам, вообще, осуждает переводы Корана с арабского на национальные языки. Это требование способствовало сохранению древнейшего текста Корана, но привело к многочисленным искажениям Библии в переводах на другние языки)
Я не буду сейчас говорить о других противоречиях в Коране. Об этом единодуушно говорят исламские учёные, которые насчитали в Коране 225 непримиримых противоречий по вопросам самого ислама и его законодательства. А это явно не соответствует заявлениям Коран, в котором написано: «Не будь Коран от Аллаха, в нём нашось бы много противоречий» (Сурра 4, аят 82). Для того, чтобы как-то выкрутится и «примирить» непримиримое еще в средние века в исламе была создана богословская теория "насх" ("отмены"). Она делит все аяты Корана на "отменяющиеся" ("насых") и "отмененные" ("мансух"). Согласно этой богословской теории, 40 сур Корана (то есть более трети от их общего числа) содержат так называемые неправильные и отмененный положения. При этом исламские богословы стали ссылаться на сам Коран, в котором отыскали такие слова: "Когда Аллах отменяет какое-либо содержание аята или повелевает забыть его, - тогда он даёт другое указание, лучшее того, или равное ему" (Сура 2, аят 106). Значит, сам Аллах писал и отменял в Коране написанное им. Отсюда следует, что, во-первых, Коран не предвечная книга, а во вторых, что противоречий в Коране наделал сам Аллах, вмешавшись в предвечную, Аллахом не созданную книгу.
Для чтения подлинного Корана надо хорошо, даже – отлично знать арабский язык. Содержание Корана к верующим доносится богословами ислама. А как доносится? – Только в цитатах, которые подбирают сами богословы. Так что Вы знаете о Коране только то, что Вам скажет мула. Да и мула арабского языка не знает, Коран от корки до корки не читал. Если хотите знать содержание всего Корана, читайте его в русском переводе с примечаниями таких глубоких знатоков Корана, как академик Крачковский, Османов. Хотя перевод Прохоровой – перевод не столько перевод по содержанию., как перевод поэтический, перевод, который уже осудили богословы ислама , - но и его полезно Вам, ищуще истину, прочитать.
И еще к этому. Вам полезно было бы призадуматься над следующим. Если Коран такая правдивая, непротиворечивая Книга, то почему в мусульманском мире существует много – свыше сотни – враждующих между собой течений: сунниты, шииты, ваххабиты, исмаилиты,кадарыйя, салафийя; сотни течений, видов и направлений суфизма. Если Коран истина, то почему верующие мусульмане видят эту истину по-разному? Они ошибаются? А почему Вы убеждены, что сами не ошибаетесь? Ведь другие, убивающие друг друга, мусульмане тоже убеждены, что только они правильно читают и правильно следуют Корану…
Впрочем, жизнь у Вас долгая, будет время подумать, задуматься и убедиться, что нет истины в Коране. Как нет её и в Библии, где среди ее последователей сегодня насчитывается свыше 2.000 враждебных друг другу церквей, расколов и сект.
Учтите еще, что в сказках про царя Гороха, сказках Шахерезады, о путешествиях Алладина, о джинах тоже нет противоречий. Но это вовсе не значит, что в них правда.
Одним слово, думайте, размышляйте, - будете умницей и перестанете верить в сказки Корана.
В своем письме Вы задали мне только один вопрос: «Как я в свои годы управляюся со своим сайтом?»
В свои 79 лет я со своим сайтом справляюсь очень и очень трудно, плохо, точнее - не справляюсь. Путаюсь, повторяюсь, ошибаюсь. Да Вы и сами видите плоды моих сайтовских рук. Трудно, но что делать, что делать? Жить осталось мало, а так много недоделано. Спешу и стараюсь. Меня воодушевляют положительные отзывы, подстёгивают возражения, подстрекают лицеприятные и нелицеприятные вопросы, вынуждает совесть и невозможность для старого человека ничего не далать… Вот так со скрипом и кручусь/верчусь.
Ш.! Если я в чём-то тебя неосторожно задел, то ты извини меня, старого ворчуна.
На твоё искренне письмо я постарался дать свой искренний ответ. Лукавить ни мне, ни Вам в таком важном деле не пристало.
С уважением – Евграф Дулуман.
В качестве приложения два материала из мировой печати.
Обновление ислама должно идти изнутри его,
а не быть привнесенным извне.
Адекватное понимание Корана
Одной из главных задач в процессе подготовки современно мыслящих мусульманских священнослужителей является реинтерпретация Корана. Священные тексты ислама, как и любые тексты, нуждаются в интерпретации с целью полного выявления их значения и контекстуализации того, что мы прочитываем. К началу XXвека уже появились реформаторски мыслящие в этом направлении богословы в Индии, Афганистане, Сирии, Египте, Северной Африке, Турции и т.д. В этот период уже обнаружились изъяны в подготовке имамов и реформы стали жизненной необходимостью.
Реинтерпретация Корана нужна еще и потому, что это писание полно внутренних противоречий, которые всегда были очевидны, но списывались мусульманскими теологами на теорию конкретных обстоятельств, в которых был дан тот или иной аят-откровение. В свое время даже развивалась теория исследования обстоятельств откровения (асбаб аль-танзиль), которая сейчас почти забыта. С целью разрешить подобные противоречия мусульманские богословы развивали теорию отмены, согласно которой, более поздний аят отменяет положение более раннего аята с тем же смыслом. Эта теория базируется на мысли, зафиксированной во 2-ой суре, 106 аяте, где Аллах говорит пророку " Всякий раз, когда мы отменяем стих, или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен".
Проблема заключается в том, которые из аятов отменены и какие аяты пришли им на смену? Кто определяет эти аяты? Эта проблема всегда была двусмысленной, по ней так и не найден консенсус. Поэтому интерпретация определяется, прежде всего, изначальными установками интерпретатора. Тот, кто гнет силовую, радикально-политическую линию, будет утверждать, что "аяты меча" (аят ас-сеиф), отменяют предшествующие им стихи, в которых проповедуется терпимость и доброе упование. Подобное утверждение можно найти в двух частях Корана (2-193 и 8-39): « Сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия не будет принадлежать Аллаху». Еще более противоречивый момент касается покрытия одеждой женщин. Об этом говорится в трех местах, однако интерпретация их резко варьируется в зависимости от того, какое значение вкладывается в эти слова. А в истории было так. Например, в Египте, начиная с 20-х годов, очень мало женщин носило хиджаб, да и делали они это очень нерегулярно. В то же время, начиная с 70-х, хиджаб в этой стране стали носить более активно под влиянием Саудовской Аравии, прежде всего благодаря финансовой помощи из этой страны. В других же мусульманских странах наоборот, хиджаб имеет более долгую историю. В этом вопросе адекватная интерпретация Корана крайне важна, поскольку женщины часто из-за проблем связанных с одеждой страдают морально и физически. Их часто насильно заставляют одеваться подобным образом.
Интерпретация является ключевым моментом и в вопросе вероотступничества. Нигде в Коране не сказано, что вышедший из ислама должен быть убит. В то же время на таком наказании для вероотступников требует исламское право – шариат. Многие интеллектуалы в исламском мире полагали, что экзегезис, толкование, должны основываться исключительно на Коране. Но они рисковали стать изгоями из уммы, да к тому же еще и обвиненными в ереси. Так произошло с египетским богословом Насром Хамидом Абу Зейдом, который, предложив экзегезис, основанный на Коране был обвинен в вероотступничестве. Очень быстро он лишился места университетского преподавателя, его жену вынуждали развестись с ним (хотя она, в конце концов, отказалась), а сам ученый оказался в вынужденной эмиграции в Голландии. Слава Богу. Он смог воссоединится с супругой в Европе, где они и доныне проживают в качестве беженцев.
Cтрах быть обвиненным в ереси сдерживает многих исламских интеллектуалов. Несколько лет назад я участвовал в конференции по экзегезе священных текстов в Тунисе, вместе с еще 6 христианскими богословами и 7 мусульманскими. Обсуждение было организовано факультетом мусульманского богословия, и было посвящено основополагающему вопросу интерпретации сакрального текста. Так вот, каждый докладчик в общем и целом говорил об экзегезе, но не один не обмолвился о непосредственном применении принципов толкования к тексту Корана. В этом вопросе и доныне сохраняется тупиковая ситуация. Она вытекает из того обстоятельства, что для мусульман Коран – это Откровение, переданное через Мухаммада, а не просто боговдохновенный, но все же человеческий текст. А ведь только в последнем случае Коран подлежит интерпретации, если же мы признаем его как Откровение, то экзегеза к нему недопустима. Выступая на семинаре, посвященном проблемам ислама в своей летней резиденции Кастельгандольфо, в сентябре папа Бенедикт XVI в совершенно корректной форме заявил, что исламская концепция Корана является одним из главных препятствий в мусульмано-христианском диалоге
Шариат и права человека.
Другой проблемой, встающей на пути саморазвития ислама, является интерпретация шариата. Нужно при этом заметить, что она, в свою очередь, обусловлена именно низким уровнем подготовки имамов.
Шариат – это своего рода юридическая кодификация повседневной жизни мусульман. Он имеет большое влияние потому, что включает в себя основополагающие и обязывающие правила поведения. Так же шариат основывается на Коране, изречениях Мухаммада и на различных примерах из жизни пророка. Два последних источника именуются Сунна. Коран является главным источником шариата. А вот другим по значимости выступает так называемое суждение по аналогии, которое основывается на различного рода высказываниях (пророка, его сподвижников, выдающихся богословов) аутентичность которых никто до сих пор по-настоящему не исследовал. И здесь-то и кроется проблема: имеются сотни тысяч подобных высказываний, часто противоречащих одно другому, аутентичность их окончательно не установлена, а имамы в коранических учебных заведениях по прежнему упорно применяют опыт и критерии веков минувших к ситуации века нынешнего.
Многие мусульманские правоведы предлагают сегодня "заморозить" действия норм шариата, предусматривающие жестокие наказания – смертную казнь, отрубание рук, побивание камнями и т.п. Но традиционалисты возражают, говоря, что эти наказания основываются на Коране. Значительная же часть мусульманского сообщества, прежде всего интеллектуалы, признает, что практика подобных наказаний противоречит принципу прав человека. Многие юристы также говорят о необходимости реинтерпретировать Коран и шариат на основе международно признанных прав человека.
Права женщин
И здесь мы подходим к проблеме прав женщин. Многие исламские апологеты утверждают, что ислам, в отличие от других религий, придает ценность всем правам женщин. Но реально, если уж говорить открыто, ислам не дозволяет никакого равенства с мужчиной. Причем, это зафиксировано на юридическом уровне, а не только как обычай. Муж безо всяких ограничений может развестись со своей женой, в то время как развод по инициативе жены невозможен. Мужчина имеет полную власть над всеми своими женами, что вытекает из Корана (4-34" Мужья стоят над женами за то, что аллах дал одним преимущества перед другими и за то, что они расходуют из своего имущества…) жена обязана подчиняться своему мужу, причем даже в случае, если муж запрещает ей посещать мечеть (есть хадис на эту тему). Муж имеет право в любой момент потребовать интимной связи, и жена не вправе ему в этом отказать (см Коран 2-223 Ваши жены - нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете…" В суде свидетельство одного мужчины, приравнивается к двум свидетельствам женщин, то есть необходимо минимум две женщины, чтобы, скажем, опровергнуть свидетельство мужчины. Сыновья наследуют вдвое большую долю, нежели дочери. Радикальное различие существует даже в вопросах молитвы и актов поклонения. Женщина считается нечистой в период менструаций или беременности и ее молитва не принимается Всевышним. В дальнейшем она обязана возместить эти молитвы как пропущенные. Несколько лет назад в Египте было принято странное решение, согласно которому женщина не может быть судьей. Оно основывалось на хадисе, согласно которому женщина несовершенна в поклонении и разбирательстве дела. Быть совершенной в поклонении ей мешает менструация (что "пачкает" весь джамаат – молитвенную общину), а вот быть рассудительным судьей женщине мешает излишняя эмоциональность, могущая породить не адекватное решение (обо всем этом серьезно говорилось в специальной телевизионной программе). В случае же супружеской измены даже современная практика не предусматривает для женщины никакого иного наказания, кроме побивания камнями. При этом прелюбодею мужчине наказания избежать удается, хотя даже в Коране для всех подобных преступников предусмотрено не побивание камнями а всего лишь порка (Коран 24-2 " Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов и пусть вами не овладевает жалость к ним"
Поэтому очень многие страны пытаются изменить законы о семье. В Марокко недавно это уже произошло. В то же время в соседнем Алжире, когда-то прогрессивной стране, где женщины внесли большой вклад в борьбу за независимость, прогресс затормозился. Более того, семейное законодательство изменилось в сторону большего ограничения прав женщин.
Реформы в другом мусульманском государстве – Тунисе уходят корнями в 50-е годы минувшего века и связаны с именем такого политического лидера как Хабиб Бургиба, проводившего эти реформы на основе принципов, заложенных прогрессивным мусульманским правоведом Тахаром Хаддадом.(1899-1936). Часто Бургиба, вводя новые законы, просил муфтиев обосновать их с точки зрения мусульманской традиции. Например, тунисское законодательство признает только моногамные браки. Но в Коране (4-3) четко указывается на возможность иметь до четырех жен, а также всех рабынь "коих коснется рука ваша". Но как же тогда Коран совместить с запретом полигамии. Очень просто. В том же аяте есть слова. "А если боитесь, что не будете справедливы то – на одной…" Аят 129 той же самой суры гласит: "И никогда вы не будете справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого. Таким образом, Коран, хотя и дозволяет иметь до четырех жен, добавляет, что если муж не может быть к ним всем одинаково справедлив, то лучше ограничиться одной. Бургиба делает следующее заключение: "Фактически Коран стремиться санкционировать именно моногамию. Но, принимая во внимание несовершенство тогдашних арабов и обычаи того времени, полигамия оказывается временно разрешенной. Но обставленной в то же время практически неприемлемыми предварительными условиями.
Мы видим, таким образом, что именно свободная интерпретация позволяет адаптировать положения ислама к современным условиям. Конечно, можно утверждать, что призыв относиться к женам по справедливости вовсе не означает равноправия мужчины и женщины, как об этом и говорит большинство мусульман. Речь здесь идет, по их мнению о сексуальности, равномерном распределении сексуального удовлетворения и количества совместно проведенных ночей. Кстати, хотя многие это и отрицают, сама жизнь пророка Мухаммада тому подтверждение.
Нуждается в толковании и вопрос о разводах. Согласно изречениям пророка Мухаммада :" Развод – самое ненавистное из дозволенного Всевышним". Но как в жизни пророка так и в других его высказываниях мы находим совершенно противоположные суждения. Какова же подлинная позиция ислама?
"ASIANEWS"3 октября 2006 г.Перевод - "Портал-Credo.Ru"
Молодой мусульманский богослов призывает
покончить с цитированием Корана
и начать, наконец, читать его
Рашид Бен-зин, молодой мусульманский теолог марокканского происхождения, живущий во Франции и читающий спецкурс по герменевтиике Корана выступил с призывом покончить с неумеренным цитированием Корана среди мусульман и начать в конце концов его внимательно читать. Эту информацию приводит агентство Рейтер.
В то время, когда, по мнению богослова, христиане и иудеи читают свои Писания под критическим углом зрения, адаптируя их к современным реалиям, мусульмане по прежнему воспринимают его текст буквально и цитируют его с целью оправдать установления, которые в наши дни уже не действуют. По мнению ученого этот подход -инструмент в руках фундаменталистов, использующих его для насаждения своего узкого видения ислама.
В дебатах на исламскую тематику Коран становится набором слоганов, цитатником, которым можно обосновать любую позицию, любое мнение. В отличие от иудаизма и христианства, в исламском богословии отсутствует сколько-нибудь критический подход к Корану.
Рашид Бен-зин издал в 2004 году книгу "Новые исламские мыслители", посвященную современным мусульманским философам реформистского направления. В 2008 году он намерен издать книгу о новой интерпретации Корана.
Судьба реформаторов в исламских странах незавидна. Они немногочисленны, не имеют реального влияния и часто подвергаются обвинениям в вероотступничестве. Так упомянутый в книге Бен-зина египетский богослов Наср Хамид Абу-зайд за неортодоксальную интерпреацию Корана в достаточно секулярном Египте был обвинен в вероотступничестве. Суд аннулировал его брак, так как не считал за мусульманина, а немусульманин не может по шариату жить в браке с мусульманкой. Фундаменталисты угрожали его убить, и поэтому он с женой получили убежище в Нидерландах.
Источник -
Лента новостей
|