С 1987 года на повестке дня в сфере образования Австрии постоянно стоят сокращения. Переполненные классы, низкие зарплаты преподавателям, недемократичность – все это неотъемлемые реалии школьной жизни; в этом ориентированном исключительно на прибыль обществе и без того плохое положение школьников усугубляется чувством полной бесперспективности.
Образование – важнейшая часть капиталистической системы, без которой эта система не могла бы существовать. Потому что каждый человек – а это значит, вся рабочая сила, – до попадания на рынок труда проходит школу, и, таким образом, характер школы определяет характер рабочей силы человека, определяет, будет ли он исполнять монотонную физическую работу – например, за конвейером – или интеллектуальную, творческую – скажем, на уровне управления.
После 1945
В первые десятилетия после Второй мировой войны производство в Европе нужно было восстанавливать, чтобы вернуть к жизни экономику. В первую очередь нужно было отстроить заводы и фабрики. Но ведь каждая фабрика требует (согласно капиталистическому пониманию) менеджеров, начальников отделов, высококвалифицированных специалистов и работников. В 1963 году Организация экономического сотрудничества и развития прогнозировала на 1980 год потребность в 142 тысячах специалистов с высшим образованием, в наличии на то время оказались только 87 тысяч. Чтобы обеспечить экономический прогресс, нужно было обучать этих специалистов, то есть инвестировать в сферу образования. Добиться некоторых успехов помогли увеличение количества учебных кадров, льготы на проезд учащимся, бесплатные учебники. Все больше и больше людей получали доступ к высшему образованию и могли благодаря этому принимать участие в восстановлении промышленности. Но в середине 70-х гг. мировая экономика оказалась в таком тяжелом кризисе, что помочь смогло бы только радикальное повышение эксплуатации человека. Люди – такой же товар, как и все другое, их цена определяется затратами на их производство. Образование большого количества людей обходится дорого, высококвалифицированных специалистов – еще дороже. Такое положение, несомненно, должно было измениться.
Процесс пошел…
В своей «Образовательной программе 80-го» Объединение австрийских промышленников потребовало значительных ограничений в финансировании сферы образования, участия родителей в оплате обучения, ликвидации пособий, приватизации образования и придания ему элитного характера путем социальной селекции. Этот последний пункт обосновывался тем, что белые дети из семей среднего класса более развиты и умны, чем дети из других социальных и этнических кругов, которых поэтому и обучать не стоит. Нужно четко понимать, что такое разделение населения сыграло большую роль в современном расколе общества на капиталистов и рабочих, на тех, кто зарабатывает много и мало.
Когда в 1987 году была запущена в действие первая «Программа сокращения расходов», 50 000 людей вышли на улицы, но – безуспешно. Лакеи капитала, заняв свои места в правительстве, выдавали закон за законом, направленные на все большее вовлечение молодежи в капиталистическую гонку за прибылью. Кульминацией стал закон об организации университетов, который до конца уничтожил саму видимость демократии австрийской системы образования: представители от студенчества были заменены людьми из Министерства образования.
Сопротивление
Главное задание капиталистического школьного образования – приспособление детей и молодежи к существующей системе. С самого начала обучения в школе прежде всего учитывается неизменное присутствие на всех занятиях, отказ от собственного мнения и прав, некритическое, беспрекословное принятие всех доктрин, предложенных учителем для заучивания наизусть. Общее соглашение ВТО по торговле услугами (GATS) распахнуло двери образовательной индустрии (модное сейчас словечко) для частных капиталов. Концерны полным ходом спонсируют школы (на ничтожные государственные пособия выжить невозможно), взамен же получают широкие возможности влиять на политику школ. Так, информатика преподается уже только на компьютерах определенной фирмы, в столовой продают только продукты определенной компании. Таким образом эти предприятия ежегодно зарабатывают миллиарды евро прибылей.
Мы не можем смириться с таким наступлением капитала. Образование так тесно вплетено в мировую политическую ситуацию, что нашим ответом может быть только решительное массовое сопротивление. Опыт испанских профсоюзов школьников, которые неоднократно пресекали реакционные действия правительства, показывает, что спонтанное недовольство учеников в определенном политическом контексте может стать большой силой в классовой борьбе. Где только появляется дух сопротивления, нужно формировать независимые комитеты, упрочнять контакты, проводить акции. Самое мощное средство школьников – это забастовка.
Сдадим ли мы нашу судьбу в руки экспертов по образованию? Будет ли и дальше наше право на протест существовать только на бумаге? Или мы будем действовать совместно, чтобы противостоять извращениям капиталистического способа общественного воспроизводства?
Роберт Александров.
Социалистическая молодежь Австрии.
г. Брегенц. |