Непривычно теплый декабрь 2006 года имеет все шансы запомниться нам надолго, и, скорей всего, задним числом. И дело не только в не по-зимнему мягкой погоде. В эти серые дни общественное внимание приковано к череде скандалов в верхах и новым зрелищным телешоу. События же, которые с большой вероятностью повлияют на будущее страны, прошли почти никем незамеченными.
6 ноября украинский парламент принял закон, которым определил план приватизации на 2007 год. В список попали более 570 предприятий: научно-исследовательские и проектные институты, машиностроительные и судостроительные заводы, под сотню транспортных и энергетических предприятий. Все они, частично или полностью, перейдут под контроль частного капитала примерно за 2 млрд. долларов.
В последний момент по настоянию президента Виктора Ющенко приватизационный список пополнили еще две компании. Рыночная стоимость только одной из них - монополиста на рынке фиксированной связи «Укртелеком» - оценивается в 4 млрд. долларов. Вторая компания - крупнейшее химическое предприятие «Одесский припортовый завод» - может стоить до полумиллиарда.
Общая стоимость государственных компаний, внесенных в список, более чем в два раза превышает сумму запланированных поступлений от приватизации в будущем году. Таким образом, пополнение государственного бюджета за счет продажи госсобственности является всего лишь формальной причиной, которой чиновники оправдывают свои действия. Основная задача властей состоит в самом процессе приватизации - передаче активов в частные руки.
Масштабные приватизационные планы правительства - только часть обширной программы неолибералных реформ, запланированных на 2007 год. В повестку дня украинских элит внесено также освоение коммунальной сферы. Последний скачок цен на услуги ЖКХ под предлогом роста цен на импортируемый из России газ превращает отрасль с годовым оборотом 12 млрд. гривен в весьма привлекательный объект для капитала.
На ноябрьском заседании Совета национальной безопасности Украины президент уже наметил основные контуры грядущей реформы ЖКХ. В связи с тем, что предприятия этой сферы «неэффективно управляются государством и являются много лет безнадежно убыточными» приоритетными в этом секторе, по его мнению, должны стать "рыночная система хозяйствования, заинтересованность частных предприятий, привлечение негосударственных инвестиций".
Жилищный кодекс, призванный заложить правовую базу для реформы жилищно-коммунального хозяйства, может быть принят уже в первом квартале 2007 года. «Спасать» запущенную отрасль чиновники намерены путем приведения тарифов к «обоснованному» уровню (т.е. за счет очередного повышения тарифов ЖКХ) и прихода "частных инвесторов" в отрасль. Другими словами, однажды запущенный трюк с приведением тарифов к «обоснованному уровню», будет использоваться и в будущем. Если даже сейчас власти не в состоянии объяснить, каким образом рассчитывается уровень тарифов, что же будет после того, как на смену ЖЭКам придут частные компании?
Идеологи реформы и сегодня не скрывают, что мотивами освоения сферы ЖКХ является извлечение прибылей частным капиталом. "Если бы я был инвестором, я бы вложился именно в эту сферу. Никакой другой бизнес не может быть настолько стабильным и рентабельным при разумном управлении, как ЖКХ, где имеется стабильный спрос и колоссальный оборот",— заявляет экс-глава Госкомитета по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко.
По этой причине было бы наивным надеяться на то, что после реформы механизмы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги станут прозрачнее. В этом смысле весьма красноречив опыт Российской Федерации, где похожая реформа началась несколькими годами ранее. С одной стороны, государство сняло с себя ответственность за состояние коммунальной сферы, чтобы по максимуму сократить бюджетные расходы. С другой, жильцы вынуждены оплачивать не только услуги ЖКХ (по новым, рыночным тарифам), но и капитальный ремонт, не проводившийся в большинстве домов на протяжении многих лет.
Например, в Москве объединенные в товарищества собственников жилья (ТСЖ) жильцы фактически вынуждены содержать многоквартирные дома за свой счет. При этом они не имеют никаких гарантий того, что приход частных компаний и последующий рост цен приводят к улучшению качества предоставляемых услуг. Зато уже зафиксированы случаи мошенничества, когда частные управляющие компании (частный аналог государственного ЖЭКа) собирали деньги с жильцов и бесследно исчезали.
Эти и другие результаты коммерциализации коммунальной сферы уже вызывают в России хотя и эпизодическое, но сопротивление. Что касается общества украинского, то оно пока достаточно лояльно принимает политику приватизации и неолиберальных реформ. И если сосредоточенный в крупных городах страны средний класс охвачен потребительской эйфорией, то жизненные стандарты большинства рабочего класса, служащих, врачей, преподавателей и пенсионеров остаются на крайне низком уровне.
Это не мешает властям гордиться тем, что доходы населения за последний год выросли на четверть. Годовой доход среднестатистического украинца теперь составляет 1500 долларов. Может ли быть предметом для гордости жизнь на четыре доллара в день? Возможно. Вот только это не слишком впечатляющий успех на фоне колоссальной концентрации капитала в руках нескольких влиятельных групп: только на протяжении 2005-го года трое самых богатых людей страны увеличили свои частные состояния на 7 млрд. долларов.
www.contr.info
|