После того, как в Латинской Америке начал происходить «левый поворот», т.е., помимо прочего, к власти приходят президенты от левых партий с программой радикальных социалистических преобразований (напомним, что на прошлой неделе это опять была Венесуэла и Никарагуа), Западная Европа замечает брожение «антикапиталистического призрака» и у себя дома. Во Франции президентские выборы назначены на апрель 2007 года, и главная интрига разыгрывается не в стане буржуазных кандидатов (там всё уже определено: «левый» лагерь от соцпартии представляет Сеголен Руаяль, «правый» – нынешний премьер-министр Никола Саркози), а среди так называемого «антилиберального объединения», широкой коалиции левых партий и движений, стоящих на антикапиталистических позициях.
Антилиберальный блок сформировался на волне выступлений против принятия неолиберального проекта Европейской конституции на референдуме 25 мая 2005 г. (где они уверенно получили победу), а также во время прошлогоднего социального бунта против контракта первого найма (который также общими усилиями удалось остановить). В состав этого политического объединения вошли такие разношерстные структуры, как Французская Коммунистическая Партия, Революционно-Коммунистическая Лига, «Рабочая Борьба», Зеленые, Республиканская Левая, «Гражданское объединение», друзья социалиста Жан-Люка Меланхтона, группа Mars (Движение за социал-республиканскую альтернативу) и группа Alternatifs. По сути, у этих сил не оказалось особых идеологических разногласий. Вопреки разной политической истории и культуре, они уже успели принять совместную программу из 125 положений, с которыми они выходят на выборы (правда, остаются небольшие несогласованности – по вопросам заработной платы, ядерной энергетики, права голоса иммигрантов, светскости…). Как ни странно, с этим особых проблем не оказалось. Загвоздка приключилась тогда, когда возник вопрос, кто возглавит антилиберальную левую, чью кандидатуру выдвигать на президентские выборы от множественных антикапиталистических сил.
Для этой цели на прошлых выходных 9-10 декабря прошел большой съезд, на котором определились главные претенденты: это – Мари-Жорж Бюффе от ФКП, Оливье Безансено от РКЛ, Арлетт Лагюйер от «Рабочей Борьбы», Жозе Бове от зеленых, близкая к коммунистам заместительница мэра Парижа Клемантин Отен и бывший руководитель фонда «Коперник» Ив Салесс. Ведь на прошлых президентских выборах и Безансено, и Лагюйер, и Бюффе набирали значительное число голосов (но по отдельности), что превысило бы все самые оптимистические ожидания, если на этот раз эти голоса сложить вместе…
Однако, продискутировав несколько дней и ночей, антилиберальные левые так и не смогли прийти к согласию. Споры разгорелись и на следующей неделе, перенеслись в провинцию, где во всех мало-мальски крупных городах начали создаваться комиссии (всего их 800) по решению этого вопроса. Рядовые активисты приходят на заседания с плакатами и лозунгами: «Все вместе!», «Единство!», но, похоже, судьба объединенной коалиции оказалась под угрозой.
Главный камень преткновения – коммунисты. Как самая массовая (но не самая популярная) левая организация, партия требует принять своего кандидата – национального секретаря ФКП, опытную и энергичную Бюффе. Но остальные просят отклонить ее кандидатуру, утверждая, что широкую коалицию должен представлять не аппаратчик, а кандидат, имеющий прямое отношение к социальным движениям. Бюффе никак не хотела уступить, но, кажется, несколько дней назад эта железная женщина всё-таки пошла на уступки. Коммунистов обвинили, что они подсаживают в комиссии своих людей, таким образом создавая искусственное большинство. Больше всего антилибералы опасаются, что коммунисты пойдут на соглашение с неолиберальным правительством социалистов; РКЛ пожелала, чтобы ФКП черным по белому опротестовала такую возможность, но ввиду колебаний последней сочла это дурным знаком. Обращают внимание на оппортунизм коммунистов в социалистическом правительстве Леонеля Жоспена, когда они вошли в так называемую «множественную левую», при которой были приватизированы Air France, France Telecom, организовывались полицейские облавы на безработных и иммигрантов и т.д. Другие вспоминают, что в свое время Национальный фронт возглавил не коммунист, а Леон Блюм. Доходит даже до оскорблений: «Сталинисты, догматики!» – кричат с одной стороны; «антикоммунисты!» – кричат с другой. В такой атмосфере дискуссии превращаются в малоконструктивный бедлам. Но всё-таки без коммунистов, которые представляют мощную политическую и «материально-техническую» силу, объединение вряд ли возможно.
Свою кандидатуру уже снял Жозе Бове, поджидая в сторонке. Оливье Безансено заявил, что если основные вопросы будут решены, тогда не претендуя представлять всю альтернативную левую, он снимает свою кандидатуру; если же разногласия сохранятся, он останется кандидатом от РКЛ. Ален Кривин ожидает сценарий, при котором снятие кандидатуры Бюффе выдвинет на первое место Оливье Безансено. Но, чего греха таить, как утверждают некоторые политологи, от неудачи переговоров вокруг объединения в первую очередь выиграет именно Безансено и его Революционно-Комунистическая Лига, которая собирается собрать в 2007 г. большинство голосов левее от Социалистической Партии, таким образом, усматривая в «антилиберальном объединении», как и в «Рабочей Борьбе», скорее тягостных конкурентов, чем умеющих вести диалог соратников. (От неудачного исхода поисков объединения и последующего разочарования получат бонусы, конечно, и социалисты, которые боятся большого числа левых кандидатов, уже сейчас начиная интегрировать в свою орбиту разрозненные группы (подписан договор с Левой Радикальной Партией, ведутся переговоры с Ж.-П. Шевенеманом…); с другой стороны, они возлагают надежды на так называемое «полезное голосование» во втором туре: когда придется спасать Республику от Саркози или Ле Пена, вынужденно голосуя за Сеголен Руаяль...)
Но если объединяться, то зачем? Чтобы не дать правым привести своего кандидата к власти? Тогда фигура Сеголен Руаяль вполне подойдет на эту роль. Видимо, не только для этого. Чтобы объединиться с другими, менее радикальными силами, стоящими в высших эшелонах власти, с целью изменить их? Но хорошо виден пример, что из этого получилось у коммунистов, которые думали, что смогут влиять на правительство Жоспена. Чтобы попасть во власть и изменять большую политику, не обязательно создавать общую программу. Ведь антилиберальное объединение создавалось на основе конкретных задач, вокруг которых и происходит процесс объединения. Без них объединение левых – всего лишь иллюзия, которая развеется при первом же испытании реальностью. Видимо, левые должны пройти испытание реальностью и объединится не на бумаге, но в первую очередь в повседневной борьбе. Нельзя разбить правых, придя однажды в воскресенье на выборы, нужно создавать последовательную, многоэтажную политику солидарности и сопротивления. Президентские выборы – это также выборы в законодательные местные органы, что уже немало, чтобы протрезветь и продолжить наступление. 18.12.2006 г.
www.contr.info |