Радость приезда домой и тихая грусть расставания с новыми товарищами уже позади, сейчас можно спокойно обдумать все то, что я видела в Вене.
Мы с Лесей Ивашкевич были в Австрии всего три дня: восемнадцатого - девятнадцатого ноября в Вене проходил съезд «Социалистической молодежи» (по большому счету, молодежного отделения Австрийской социал-демократической партии). На эту встречу нас пригласили товарищи из «Der Funke», самой революционной организации в составе австрийской социалистической «молодежки». Мы приехали раньше, поэтому целый день посвятили знакомству с австрийской столицей.
Сдержанная красота осенней природы, маленьких улочек и невысоких (в основном 4-5 этажей) домов тут соседствует с величественными императорскими дворцами, невероятной красоты барочными и готическими соборами, огромной городской ратушей, и другими удивительными зданиями, а также скульптурными композициями. При этом здесь нет никакого намека на дисгармонию: красиво, впечатляет, спокойно.
Наша прогулка завела нас в так называемый двор Карла Маркса. Матиус - милый парень из «Der Funke», решил показать нам это место не только потому, что оно носит имя великого человека, теоретические выводы которого составляют основу нашего мировоззрения, имя того, кто один из первых поднялся на борьбу против господства капитала, имя человека, о котором соратники думали так: "Маркс стоял выше, видел дальше, обозревал больше и быстрее всех нас. Маркс был гений, мы, в лучшем случаи, - таланты. Без него наша теория далеко не была бы тем, что она есть», а и потому, что Карл Маркс Хоф был построен специально для рабочих.
В двадцатых годах прошлого века социал-демократические власти Вены заботились об улучшении условий жизни трудящихся. Тогда были задуманы жилые комплексы с огромным количеством маленьких, но уютных квартир, корпуса которых располагались бы вокруг большого двора, в котором находятся детские сады, школа, читальни, прачечные, бани и т.д. Архитекторы стремились сделать каждый из этих комплексов красивым и своеобразным. Карл Маркс Хоф, Метцлайншталлерхоф, Райманхоф, Ам-Фуксенфельд имеют свои архитектурные особенности, которые делают каждый из них уникальным. Очень часто дома одного комплекса окрашены в различные цвета, или однотонные стены украшены цветными изображениями и скульптурными композициями. Карл Маркс Хоф самый известный из таких комплексов. Он очень большой (протяженностью примерно в километр). В нем сосредоточенно 1300 квартир, есть два детских садика, школа, зубная лечебница, почта, сауна, прачечная, ресторан, торговые и выставочные помещения. Что касается архитектурных украшений, тут много низких широких арок, над каждой из которых находится постамент со статуей.
Этот уютный большой дом во время уличных боев в феврале 1934 года, когда рабочие организации пытались дать отпор австрофашистам, пришедшим к власти, превратился в крепость. Триста пятьдесят рабочих обороняли Карл Маркс Хоф от наступления двух батальонов пехоты, поддерживаемых отрядами полиции и огнем трех батарей. 12 февраля 1934 года артиллерия фашистов за несколько часов превратила Карл-Маркс-Хоф в руины, но большинству оборонявшихся удалось уйти через подземный ход. Рабочие отряды других жилых комплексов тоже сражались очень стойко за социал-демократическую республику. Именно на это хотел обратить наше внимание Матиус.
Когда мы были на главной венской площади Хельденплац, которая имеет очень длинную историю, наши австрийские товарищи почему-то рассказывали нам только о том, что здесь для Австрии началась Вторая Мировая Война. На этой площади 11 марта 1938 года австрийцы приветствовали Адольфа Гитлера. Уже на следующее утро Австрия официально стала частью фашистской Германии, была переименована в Остенмарк, а по всей территории страны начали функционировать нацистские учреждения и законы. В словах и в интонации молодых социалистов, рассказывающих нам об этом, слышалась ненависть ко всем проявлениям фашизма, смешанная с чувством вины за ту роль, которую сыграла их родина во Второй Мировой Войне. Австрийцам вообще не очень приятно вспоминать о тех временах, когда, вся страна работала на нацистскую военную машину, а тысячи австрийских граждан, не разделяющих идеологию Третьего Рейха, страдали от фашистского террора.
Вспоминать этого не любят, но в городе есть много мест, где живут воспоминания о фашизме: и памятники, призванные показать его кровавый ужас, и улицы, по которым проходили нацистские войска, и заводы, которые изготавливали для них оружие…
Да и нацистский дух хоть и рядится в новые одежды, все же не уходит с улиц Вены. За три дня мы столкнулись с ним несколько раз. В первый раз в день приезда, на вечеринке, которую устроили активисты «Der Funke». Речь зашла о полиции. Леся, которая знакома с представителями австрийских правоохранительных органов еще по поездке на саммит "Европа – Латинская Америка", который проходил в начале года, отметила, что они очень приветливые. «Только не с ним», - ответили австрийцы, указав на парня с темной кожей и кучерявыми волосами.
Во второй раз этот дух встретился нам случайно на улице. Мы заблудились. Леся рассматривала карту города, а я смотрела по сторонам, пытаясь найти, у кого бы спросить дорогу.
- У Вас проблемы – обратился ко мене улыбающийся молодой человек.
- Да мы заблудились, помогите найти улицу … (я уже не помню это немецкое название).
- Нет проблем, сейчас спросим у таксиста.
Мы пошли с ним. Разговорились.
- Вы откуда? - спросил парень.
- С Украины.
- У меня есть украинский друг, мы с ним по Интернету переписываемся. Мне нравятся украинские люди. – сказал он улыбаясь.
- А австрийские? – последовал мой вопрос.
- Нет, не нравятся. Они расисты. – прошептал чернокожий человек, и в его карих глазах промелькнула обида…
Я уже не думала о дороге. Как-то сами собой мы очутились в нужном нам месте.
За завтраком я рассказала об этом случаи Элизабет и Ларсу, товарищам, в квартире которых мы жили. Они подхватили тему и поведали о том, что расизм в Австрии вообще в порядке вещей, и что даже Социал-демократическая партия вот уже десять лет проводит политику под лозунгом «За своих австрийских рабочих». За своих рабочих лишь постольку, поскольку за свою буржуазию. Руководство партии давно уже буржуазное. Как и другие Европейские парламентские левые, они не преследуют других целей кроме как поуютнее устроится в депутатских и министерских креслах. Быть министром буржуазного государства, значит, быть слугой капитала. Лидеры Австрийской Социал-демократической партии – не исключение. Осенние события еще раз подтверждают это.
После парламентских выборов силы распределились так: самым большим числом мест в парламенте располагают социал-демократы - 68, второе место заняла чисто буржуазная Австрийская народная партия (австрийцы называли ее либеральной), которая получила 66 мест, «зеленые» и Австрийская партия свободы имеют по 21 депутатскому мандату, Австрийский союз будущего получил 7 мест. Поскольку Социал-демократическая партия, хотя и победила на выборах, но не сумела получить большинства мест в парламенте, не может самостоятельно формировать правительство. Поэтому уже на третий день после выборов начались переговоры с Австрийской Народной партией для того, чтобы сформировать «большую коалицию». В рядах социал-демократов разгорелась дискуссия о необходимости этой коалиции. Причем, если руководство партии склоняется к коалиции, то среди рядовых членов распространены обе точки зрения, как та, что коалиция с правой партией это – предательство интересов трудящихся, так и та, что коалиция способна сформировать правительство, которое будет внедрять перспективные социальные проекты партии. Один из таких проектов - введенная социал-демократами «основная гарантия», предоставляемая каждому работнику в размере 800 евро. По официальным данным, деньги на это социал-демократы планируют получить из сельскохозяйственной сферы, облагаемой налогами «на нужды большой промышленности». Австрийская народная партия не очень поддерживает это начинание социал-демократов. Также существуют разногласия по поводу приватизационного курса. В Австрии главным акционером такой большой компании, как Telecom Austria или энергостанции ОМВ, является государство. Австрийская народная партия выступает за возможную в скором будущем приватизацию этих объектов. Однако, социал-демократы на данный момент против этого.
На семинарах «Социалистической молодежи» тоже поднимался вопрос коалиции, по которому «Социалистическая молодежь» как организация на тот момент еще не имела официальной точки зрения. Но он был далеко не самым главным. Молодые социалисты больше внимания уделяли проблемам развития мирового левого и профсоюзного движений. Семинары были посвящены таким темам: «Политико-экономическая ситуация в Венесуэле и на Кубе»; «Страны Восточной Европы»; «Проблемы профсоюзного движения», «Китай сегодня»; «Проблемы молодежного левого движения» и другим вопросам. Мы докладывали на семинаре по Восточной Европе и участвовали (в основном как слушатели) в семинарах, посвященных проблемам левого молодежного движения и ситуации в Китае. Мероприятия шли параллельно, поэтому во всех участвовать было просто невозможно.
Во время моего доклада о политической ситуации в Украине поднимался вопрос о причинах поражения социализма в СССР. Эта тема оказалось довольно интересной для австрийских социалистов. Скорей всего, по существу этот вопрос они никогда не разбирали. Троцкистские организации на Западе вообще отмахиваются от таких вопросов словами в роде: СССР – сталинистская страна, а сталинизм (этим словом именуют как политический строй СССР и, что удивительно, Китая, так и все негативные на их взгляд явления в социалистических странах) обречен на поражение. Поэтому показать, как и почему в социалистической экономике сохраняются элементы товарности и что именно из этих элементов вновь «вырастает» капитализм, на мой взгляд, было необходимо. Очень важно было также показать альтернативу денежно-товарным отношениям, рассказать о том, как организовать управление обществом без бюрократического аппарата и вовлечь в процесс принятия управленческих решений все население страны, в которой победила социалистическая революция. Принципы организации такого управления экономическими и социальными процессами разработаны советским ученым-кибернетиком Виктором Михайловичем Глушковым, с идеями которого я старалась познакомить австрийских товарищей. На нашем сайте есть ряд публикаций, где подробно о них написано, поэтому в данной статье останавливаться на этом вопросе подробно я не буду. Отмечу только, что австрийцы заинтересовались разработками Глушкова.
Семинар по «молодежному движению» начался с того, что все его участники сказали свое имя и названия профессий родителей. По словам организаторов, это было нужно для того, чтобы показать, что сейчас в социалистическом движении очень мало молодых людей из семей рабочих. Это, по их мнению, нужно было отметить в связи с основной задачей начинавшегося разговора: разработать способы вовлечения молодежи в социалистическое движение. Для нас этот семинар был интересен тем, что можно было посмотреть, как «Социалистическая молодежь» ставит и решает вопросы развития своего движения. Для них он был абсолютно бесполезен, так как они не только не разработали ни одного способа решения поставленной задачи, но даже не сумели правильно ее поставить, не владея материалом о социальной структуре австрийской молодежи и о своих ресурсах. Вообще мы попали на самый неудачный из всех семинаров, подготовленных австрийскими товарищами. О Китае рассказывали гораздо интереснее, хоть и походили к проблеме превращения китайского социализма в один из самых диких и страшных вариантов капитализма несколько догматично. Судя по отзывам разных людей, другие семинары работали очень продуктивно.
Общее впечатление от двухдневного делового общения осталось хорошее. Мы познакомились с интереснейшими людьми из разных стран, которые видят мир глазами марксистов, обсудили массу теоретических вопросов, завязали полезные контакты. Что касается слабых сторон «Социалистической молодежи» вообще и «Der Funke» в частности: в глаза бросается очень разные уровни теоретической подготовки членов организации (у «Der Funke» средний уровень выше). На мой взгляд, в составе организаций довольно много людей, очень плохо разбирающихся в марксизме, как для левых. Товарищи, конечно же, думают о том, каким образом с этим бороться, но чего-то похожего на нашу «марксистскую учебу» или на наши еженедельные кружки по роботам Маркса и Ленина у них, к сожалению, пока нет. Поэтому рассказ Леси Ивашкевич о нашей повседневной работе в Киеве произвел на них очень большое впечатление. То, что Организация марксистов Украины на начальном этапе своего становления регулярно издает несколько интернет-сайтов (communist.ru, contr.info, che.in.ua), теоретический бюллетень «Против течения», постоянно проводит семинары на актуальные темы современности, организовывает уличные акции протеста и культурно-образовательные мероприятия вроде еженедельного кино-клуба, а также постоянно ведет работу над повышением уровня интеллектуального развития своих членов (кружки по испанскому и английскому и русскому языкам, внутренний киноклуб, вечера поэзии) и их компетентности в вопросах марксистской теории, показалось австрийским товарищам большим достижением. Некоторые из них думали, что они неправильно нас поняли и еще раз переспрашивали, действительно ли это так.
Надеюсь, левой молодежи Австрии пригодится наш опыт.
|