Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Пост-деформационный кризис "нового общества"
 

«Общество, основанное на знаниях», стало общим местом большинства современных социологических, экономических и даже философских  теорий. Несмотря на то, что этот термин еще, очевидно, не приобрел единого, общепризнанного в науке,  толкования, он оказался настолько психологически приемлемым, настолько соответствующим интуитивным представлениям большей части научного сообщества об общих тенденциях развития цивилизации, что отказаться от него уже практически невозможно. Поэтому, а также в силу сугубо политических причин, терминология «общества знаний» стала настолько общепринятой, что само сомнение в ее полезности и содержательности воспринимается зачастую, как признак дремучей отсталости и невежества.


Трудно сказать, кого именно нам следует благодарить за сам термин. Что же касается концепции качественно нового общества, основанного на знаниях, информации, производстве услуг, то она, очевидно, восходит к 60-70-м годам ХХ столетия. Именно в эти годы явственно проявили себя тенденции к росту сектора услуг. Вырос его удельный вес в структуре занятости, инвестиций, ВВП большинства развитых стран и т.п. В большинстве стран мира наблюдался несомненный социальный прогресс: сокращалась социальная поляризация, как никогда прежде, возрастала доступность образования и здравоохранения. Мир неумолимо приближался к «новому обществу» социальной гармонии, контуры которого, казалось, уже угадывались в очертаниях гигантских научных центров и закате крупной индустрии. При чем все это происходило, в самых, что ни на есть, капиталистических странах, а не только и даже не столько в странах «социалистических», громогласно заявивших о строительстве «нового бесклассового общества».


Возникла потребность понять этот феномен, и соблазн увидеть в нем альтернативное по отношению к доминировавшим тогда социалистическим теориям, естественное решение социальных противоречий капитализма.


Несмотря на обилие названий, предложенных для нового общества, нет сомнений, что в сущности своей все они являются попытками рефлексии одного и того же социально-экономического феномена. Различные авторы настойчиво внедряют в научный оборот такие понятия, как  «эпоха постмодерна», «постбуржуазное общество», «постэкономическое общество», «общество постдефицита», «постцивилизационное общество», «постиндустриальное общество», «информационное общество», «информационная эпоха», «информационный капитализм», «общество знаний», «общество, основанное на знаниях» и т.д. Обсуждаются также: «информационная экономика», «электронная экономика», «цифровая экономика» или просто «новая экономика». Подробное обсуждение этих концепций можно найти, например, в обзорах [1,2,3]. Соответствующие перечисленным наименованиям авторские концепции, безусловно, отличаются значительным количеством характерных особенностей и творческих находок. Однако есть в них и общие черты – все они постулируют скорый (иногда недавно начавшийся или даже уже произошедший) приход нового общества, качественно отличного от существующего.


Картины будущего общества, безусловно, разнятся у разных авторов, но все они, в той или иной мере, подчеркивают центральную роль знаний, их производства, распространения и применения.


Первая целостная и разработанная картина «нового общества» дана в работе Д. Белла [4]. Этот автор до сих пор является авторитетом и воспринимается многими современными исследователями как основатель теории постиндустриального общества.


Характерно, что Белл, основывая свою теорию именно на статистике роста сектора услуг и уровня образования, все же считает главным обобщающим признаком нового общества «социализацию». В 1973 году Белл утверждал: "Если задать континуум, расположив на одном конце шкалы экономизацию (когда все аспекты организации специально приспособлены к тому, чтобы служить целям производства и получению прибыли), а на другом социализацию (когда всем работникам обеспечен пожизненный найм, и удовлетворенность работников становится основным направлением использования ресурсов), можно обнаружить, что на протяжении последних тридцати лет корпорации стабильно двигались почти со всеми своими служащими в направлении социализации". [4, с.391] То есть Белл подчеркивает, что выявленная им постиндустриализация происходит вместе с процессом развития систем социальных гарантий.


Но в действительности факты свидетельствуют, что в последующие десятилетия общество двигалось и продолжает сейчас двигаться в обозначенном Беллом континууме в противоположном предсказанному им направлении – к максимальной оптимизации по критерию чисто экономической эффективности, максимизации прибыли. То есть основная системная черта нового общества демонстрирует движение вспять: не от старого общества к новому, а обратно - от «нового» (в понимании Белла) к старому.


Если рассмотреть более детально всю совокупность тенденций, которые выделяет Белл в качестве признаков нового общества, то окажется, что практически все черты «нового общества» за полвека практически исчезли из социальной реальности [4, c. CLV]. Из одиннадцати, обозначенных Беллом, тенденций к «постиндустриальному» обществу девять изменили свое направление на противоположное. В той или иной мере продолжающейся можно считать только одну тенденцию - рост сектора услуг.


Анализ большинства современных теорий «нового общества» с середины ХХ века и до наших дней показывает, что никаких существенно новых по сравнению с выделенными Беллом, признаков не предлагается. Как правило, речь идет о других акцентах, но не о качественно иных тенденциях или феноменах. Что касается теорий информационного общества, то, появившись, к слову сказать, в те же 60-70-е годы (работы Мачлупа, Пората [5,6,7]), они не более, чем подчеркивают основополагающую роль информации и информационного производства, что фигурирует у Белла в качестве одного из признаков.


Порат, например, обнаружил, что больше половины ВНП США создается в этих двух информационных секторах. Из этого Порат сделал вывод о том, что в США сформировалась "информационная экономика". Это словосочетание даже вынесено в название его книги, в которой он провозгласил, что США являются "информационным обществом, в котором главное место принадлежит деятельности по производству информационных продуктов и информационных услуг, а также общественному и частному (вторичный информационный сектор) делопроизводству" [7, c.32] (Цитируем по Уебстеру [2, c.19])


Интересно, что современные авторы, убежденные в наступлении «нового общества», до сих пор постоянно обращаются к Мечлапу и Порату, как к ученым, которые доказали факт возрастания экономического веса информационной деятельности в обществе, которое "неизбежно приведет к возникновению новой эры". Это отмечает, в частности, Уебстер [2, с.19]. Работы Мечлупа и Пората до сих пор фигурируют в качестве доказательной базы во многих теориях «нового общества», несмотря на то, что более поздние исследования дают мало подтверждений оптимизму Мечлапа и Пората.


Несмотря на, казалось бы, очевидную «информатизацию общества», начиная с 80-90-х годов дальнейшее возрастание доли информационной сферы в экономике, тем более, в мировых масштабах, по крайней мере, прогнозировавшимися темпами, к сожалению, не происходит. Так, даже в США, где доля занятости в информационном секторе действительно выросла между 1970-м и 1980-м годами с 39,2% до 52,2%, уже в следующее десятилетие она прекратила свой бурный рост и увеличилась лишь на 5% [1, c.71].


Рост процента работников умственного труда в Соединенных Штатах (используя методологию Мечлапа и Пората) полностью остановился после того, как информационная экономика громко заявила о себе в начале 1970-х [1, c.70].


Таким образом, мы можем утверждать, что теории «нового общества» появляются как рефлексия социального развития первой половины ХХ века на пике «социализации», продолжавшейся до 60-70-х годов. В эти годы происходит расцвет кейнсианской политики государственного вмешательства в экономику, от которой позже так решительно отказались. Именно на эти годы приходится максимум доли занятости в государственном секторе, максимум социальных гарантий, минимум имущественного расслоения. Все это вместе известно под именем «государства благосостояния», просуществовавшего в развитых странах с конца второй мировой войны практически до конца ХХ века. При этом система социальных гарантий «государства благосостояния» переживает пик своего развития именно в 60-е годы, после которых постепенно дезинтегрируется, деградирует в начале XXI века до уровня, близкого к 40-м годам ХХ века.


Проиллюстрировать возникновение и закат государства благосостояния в США можно по динамике уровня поляризации доходов в обществе. Наиболее выразительно это можно наблюдать на динамике доходов беднейшей части населения (Рис. 1).


 


Рис 1. Доля доходов 20% беднейших домохозяйств в совокупных доходах всех домохозяйств США. (Source: US Census Bureau, http://www.census.gov)


Bell, 1973

Muchlup, 1962

Porat, 1977

Knowledge

Post-industrialsociety

Information economy


На рис.1 видно, что становление концепций постиндустриального общества, информационного общества и общества знаний проходило именно в период возрастания и максимизации части доходов, которая приходилась на беднейшую часть населения США. С конца 70-х годов и по настоящее время, наоборот наблюдается относительное снижение доходов беднейшей части населения.


Исходя из описанных тенденций, вполне обоснованным представляется предположение, что появление и распространение теорий «нового общества» в 60-70-х годах является следствием возникновения в развитых странах «государства благосостояния». Причем, теории «нового общества» являются попыткой объяснения  тенденций, связанных именно с возникновением в 60-70х гг. этого специфического социально-экономического порядка, который предусматривал, с одной стороны, очень мощную систему социальных гарантий, а с другой, - полное сохранение рыночных основ функционирования экономики.


Однако, само явление «государства благосостояния» можно рассматривать, как неестественную деформацию капиталистической социально-экономической системы под влиянием не рыночных, даже во многом внеэкономических факторов. С конца же 70-х годов начинается обратный процесс возвращения к нормальным социально-экономическим формам капитализма: либерализации экономики, сокращению социальных гарантий и вмешательства государства в экономику и т.д.


 


Кризис государства благосостояния


 


Государство благосостояния постепенно, но неизбежно пришло к кризису. Оказалось, что в системе "государства благосостояния" не удается преодолеть противоречия между необходимостью обеспечить достаточный уровень прибыльности для собственников капитала и необходимостью обеспечить конкурентоспособность с точки зрения привлечения инвестиций - с одной стороны, и задачами обеспечения высокого уровня социальных гарантий за счет, в частности, высоких налогов на капитал и прогрессивного налога на доходы физических лиц – с другой.


Хабермас характеризует это противоречие так: "[в государстве благосостояния] аппарат должен вмешиваться в хозяйственную систему с тем, чтобы заботиться о капиталистическом росте, сглаживать кризы - и в то же время обеспечивать международную конкурентоспособность предприятий и рабочих мест, чтобы возникал прирост, который можно было бы перераспределять, стимулируя частных инвесторов" [8, с.96]. При этом он подчеркивает, что указанные требования оказываются на практике несовместимыми.


Таким образом, "государство благосостояния" оказалась в системном кризисе, который не прошел мимо внимания многих исследователей. Хабермас даже посвятил этой проблеме отдельную работу, где он указывает, что "социальное государство обязано оставлять нетронутым способ функционирования экономической системы" и имеет лишь очень ограниченные (внутрисистемные) рычаги влияния на частную инвестиционную активность, или даже совсем может их не иметь, поскольку "перераспределение доходов в значительной мере ограничивается горизонтальным перераспределением в границах группы зависимых тружеников [нанимаемых работников] и не касается классовой имущественной структуры, в особенности, распределения собственности на средства производства" [8, с.98]. "Развитие социального государства зашло в тупик" - резюмирует Хабермас [8, с.107].


Несмотря на то, что большинство социально-экономических тенденций 60-70-х годов изменились в связи с кризисом «государства благосостояния» на противоположные, рост сферы услуг в развитых странах продолжился в 80-90-е и в какой-то мере продолжается до сих пор. Однако этот рост изменился качественно, и сегодня он во многом обусловлен уже не процессами социализации, а наоборот, стремлением к преодолению последствий “государства благосостояния”.


Так, в Европе в последние годы в большинстве стран предпринимались попытки отменить ограничения продолжительности рабочего дня, бесплатное медицинское обслуживание, обязательное социальное и пенсионное страхование. Как хорошо видно из европейского опыта, возвращение от высокого уровня социальных гарантий к нормальной капиталистической практике добровольного социального страхования происходит не без сопротивления со стороны работников. В большинстве случаев попытки отмены или сокращения социальных гарантий на крупных индустриальных предприятия сталкивались с организованным противодействием работников. В сфере же услуг, где преобладают небольшие предприятия и индивидуальный контракт, сокращать социальные гарантии существенно проще. Здесь, с одной стороны, можно достичь более высокого уровня эксплуатации рабочей силы, что способствует привлечению инвестиций и росту сектора. С другой стороны, существенное место, которое занимает эта сфера в структуре экономики, позволяет ей влиять на другие отрасли, оказывая давление на рынок труда и способствуя общему снижению уровня социальных гарантий.


Таким образом, развитие сферы услуг создало механизмы и конкретные пути дезинтеграции социальных ограничений без их формального нарушения.


Наиболее кричащим из таких последствий внедрения «новой информационной экономики» является массовая сверхэксплуатация рабочей силы, занятой на «новых» информатизированных рабочих местах и предприятиях.


Мей [1], ссылаясь на социологические исследования «информационного общества» современной Британии, утверждает, что большинство занятых в так называемой «новой экономике - это низкооплачиваемые работники, которые работают на дому. В этом случае на них не распространяются гарантии британского трудового законодательства. Соответственно, для них не предполагается обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование, ограничения длительности рабочего дня, гарантии безопасных условий труда и т.д. За все это ответственность несет сам работник, поскольку он работает по индивидуальному контракту. Как демонстрируют социологические исследования, длительность рабочего времени таких работников в среднем значительно выше, чем у их коллег из «неинформационной сферы», и может достигать 14 или даже 18 часов в сутки. Те же исследования демонстрируют, что в случае нетяжелого заболевания (например, грипп или простуда) большинство из таких работников продолжают работать, перехаживая, как говорится, болезнь на ногах. Несмотря на то, что они формально могут взять отпуск в любой момент, фактически длительность отпусков таких работников значительно меньше, чем у работников в «традиционных» сферах. Более того, работая по индивидуальному контракту, они не могут рассчитывать на пенсию, а в случае серьезного заболевания им приходится оплачивать лечение из собственных средств и брать неоплачиваемый отпуск.


Кастельс отмечает, что особенностью современных отношений производства есть «сверхэксплуатация: я имею в виду, занижение норм вознаграждения и условий труда для отдельных категорий работников (иммигрантов, женщин, молодежи, меньшинств) вследствие их незащищенности перед дискриминацией» [9, с.95]. Он также утверждает, что условием современного роста «количества рабочих мест во всем мире» выступает «сверхэксплуатация: злосчастное развитие на самом деле достигается принятием на временную работу 250 млн. детей » [9, с.97].


Причем, по мере развития информационных технологий и расширения сферы их потребления, характер труда в «новой постиндустриальной экономике» все в большей степени напоминает монотонную неквалифицированную работу на «традиционном» индустриальном конвейере, а элемент творчества в труде для большинства занятых кардинально уменьшается. Массовые «информационные» профессии вновь сводятся к интенсивному и очень формализованному труду - выполнению четко определенных операций и процедур по обслуживанию техники и производству товаров во взаимодействии с техникой в режиме конвейера.


И сверхвысокая сложность и информатизированность этой техники никак не улучшает характера и условий работы, скорее, наоборот.


Так, благодаря распространению среди работников "новой экономики" индивидуальных контрактов и работы на дому работодатель, как правило, не несет ответственности за обустройство рабочего места в соответствии с условиями охраны труда и санитарных требований, избегая, таким образом, связанных с этим затрат. В результате, условия работы в среднем значительно ухудшаются.


Кастельс также отмечает "возрастающую индивидуализацию трудовой деятельности", то есть "процесс, в ходе которого отношения труда к отношениям производства определяются в каждом случае индивидуально, практически без учета коллективных соглашений или существующих требований законодательства" [9, с.94].


С другой стороны, благодаря распространению в "новой экономике" кратковременных контрактов и частому изменению места работы, работники, как правило, не имеют стабильной занятости и лишены возможности, с одной стороны, системно и целеустремленно повышать свою квалификацию, а с другой, - коллективно отстаивать свои трудовые права. Действительно, работникам приходится постоянно учиться и переучиваться, однако это, в основном, связано с обретением и доведением до автоматизма новых формальных навыков, даже там, где работник осваивает несколько сопредельных профессий, речь идет, большей частью, о поверхностных и фрагментарных представлениях, а не о целостном понимании "новых" технологических процессов.


"Открытая кадровая политика" и соответствующая нестабильность занятости позволяют работодателям избегать угроз, связанных с формированием в трудовых коллективах осознания нанимаемыми работниками общих интересов. Благодаря этому на большинстве таких предприятий отсутствуют профсоюзы и соответствующие социальные гарантии, как, например, коллективный договор или необходимость согласовывать увольнение работника с профсоюзом. Часто на таких предприятиях работодателем просто запрещено создание профсоюзов.


Кроме того, в особенности, в последнее время, работодателями активно используются возможности информационных технологий для организации надзора и контроля над деятельностью работников. Информатизация рабочих мест невероятно удешевила соответствующие механизмы. Можно утверждать, что в "новой экономике" осуществилась мечта работодателя относительно контроля и оптимизации каждой секунды рабочего времени работника. Отныне можно контролировать не только то, сколько каких операций, с каким качеством осуществил работник, но и выявлять все моменты несанкционированной передышки или попытки использовать рабочее время в собственных интересах. Информационные технологии позволяют быстро находить наиболее эффективные последовательности выполнения всех операций, создавать системы, которые оптимально структурируют и максимально интенсифицируют даже довольно сложную работу и не дадут работнику "баклушничать" ни секунды. Все это приводит к значительной интенсификации работы и повышению эмоционального напряжения, к выжиманию из работника максимально возможной добавочной стоимости за оплаченное работодателем рабочее время. Что вместе с увеличением продолжительности последнего и соответствующим уменьшением времени для отдыха едва ли можно считать общественным достижением в контексте провозглашенного постмодерном "свободного и самоуправляющегося самовыражения личности".


Таким образом, приходится признать, что информатизация общества в руках работодателей выступает инструментом ликвидации социальных гарантий для нанимаемых работников, которые гарантировались трудовым законодательством в ХХ веке. Причем новые технологические формы разрешают найти не урегулированные трудовым законодательством схемы организации работы нанимаемых работников и избегнуть, таким образом, формального нарушения законодательства. В то же время расширение неограниченной эксплуатации рабочей силы (неограниченное рабочее время, отсутствие пенсионного, медицинского, социального страхования) разрешает давить на рынок работы в "традиционных" сферах занятости, преодолевать сопротивление профсоюзов и добиваться уже официальной отмены соответствующих норм трудового законодательства на государственном уровне.


 


Характер современной критики – сомнения и противоречия


 


Современные критики теорий нового общества обращают внимание, в первую очередь, на их противоречивость. Уебстер уделяет много внимания анализу различных видов доказательств существования информационного общества или общества знаний и приходит к выводу, что ни одна из теорий не дает целостного и непротиворечивого описания современных социально-экономических тенденций, и все они в той или иной степени выдают желаемое за действительное. Скептический взгляд Мея [1] также акцентирует внимание на противоречивости теорий информационного общества, расхождениях между манифестами грядущего благоденствия и вопиющей социальной реальностью, в которой информатизация сочетается с фактическим уменьшением доступности информации и знаний для большинства населения.


Противоречивость процессов, к которым апеллируют  сторонники теорий нового общества, зачастую ими осознается. Так, Кастельс прямо соглашается с тем, что информатизация сочетается с социальной деградацией и реальный приход информационного общества без преодоления социальной сегрегации невозможен. Для Кастельса - это глобальная проблема, решения которой он по существу не находит, приходя к тому, что ученые должны убедить «правительства и бизнес» опомниться.


Иноземцев же склонен обращать больше внимания на социальную катастрофу на постсоветском пространстве, и склоняется к тому, что социальная деградация в мире характерна, скорее, для стран третьего мира, которые не смогли вписаться в постиндустриальный мир, который, чем дальше, тем больше, замыкается. Для Иноземцева [10, 11] постиндустриальный мир характеризуется в том числе и высоким уровнем социального развития, который, по его мнению, будет и далее сохраняться.


Если сторонники первого подхода фактически отказываются от решения проблемы, признавая свою концепцию не более, чем утопией и манифестом, но отнюдь не научной теорией соответствующей реальности, то - второго впадают в частности и пытаются решать противоречия постиндустриальной теории, фактически отказываясь рассматривать явления в целом и системно. Что касается Иноземцева, то в его концепцию никак не вписывается рост имущественной поляризации общества в странах первого мира, которые он считает постиндустриальными. Не в силах, однако, возражать против упрямой статистики, он ссылается на то, что такая поляризация в Европе меньше, и, следовательно, Европейская модель постиндустриализма – лучше. Однако уже через несколько лет после выхода в свет его увесистого учебника «Современное постиндустриальное общество» та же упрямая статистика продемонстрировала новую волну небывалого усиления имущественной поляризации в Европе. Рост социальной несправедливости в процессе прихода «нового общества» в Великобритании очень хорошо описан у того же Мея и не вызывает никаких сомнений.


Не перегружая изложение новыми примерами, которых, к сожалению, предостаточно, можно резюмировать, что в действительности современные теории «нового общества» оказались в глубоком кризисе, вызванном противоречивым характером социально-экономических тенденций нашего времени, которые не вписываются в фундаментальные концепции соответствующих теорий.


Анализ причин и характера этого кризиса приводит к выводу, что в действительности теории «нового (информационного, постиндустриального, основанного на знаниях) общества» были порождены принципиально иной, качественно отличной от нынешней, социально-экономической ситуацией 60-70-х годов ХХ века. Современные теории нередко некритично основываются на концептуальном ядре сформировавшимся именно в это время и в силу этого терпят неудачи, сталкиваясь с новой реальностью – либо вынужденно впадают в эклектику, будучи в силах объяснить только отдельные тенденции, либо скатываются к утопическим манифестам, требуя от реальности прекратить «валять дурака» и следовать столь милым их сердцу теоретическим предписаниям гармоничного постиндустриального развития.


 


Резюме


 


Противоречия в развитии теорий «нового общества» и социально-экономических процессов, которые они пытаются описать, можно обобщить следующим образом:


- Во-первых, технологическое развитие в последние десятилетия происходит одновременно с социальной деградацией. То есть одновременно с ускорением технологического развития и ростом роли знаний в производстве наблюдается усиление экономии на рабочей силе, увеличение интенсивности работы и продолжительности рабочего дня, уменьшение социальных гарантий.


- Во-вторых, «информационная» или «постиндустриальная» сфера возрастает количественно, но деградирует качественно. Увеличение доли занятых в так называемой "информационной сфере" происходит не за счет роста доступности знаний и информационных услуг и привлечения новых высококвалифицированных специалистов, а прежде всего, за счет найма низкооплачиваемых работников, которые выполняют однообразную механическую работу.


Следовательно, неоднозначное многообразие современных тенденций следует рассматривать как пост-деформацию, т.е. сложный переходный процесс возвращения к нормальной капиталистической динамике. В обществе, которое все еще имеет очень значительный уровень социальных гарантий и, соответственно, неслыханную в истории доступность культуры и знаний для широких слоев населения, информатизация и постиндустриализация стали своеобразными механизмами воплощения постмодернистской "плюралистической" утопии. Когда вместе с дезинтеграцией традиционных общественных механизмов, которые обеспечивали массовый доступ к культуре и знанию (социальные гарантии и традиционные организации наемных работников), новые технологии за счет удешевления индивидуального доступа к соответствующим благам, создали на какое-то время иллюзию роста их массовой доступности.


Таким образом, строительство «нового общества» - вопрос, в первую очередь, социальный. Реализация потенций к социальному развитию возможна лишь при условии активных внеэкономических и политических действий, в частности, со стороны таких учреждений, как профсоюзы, общественные организации, партии.


Развитие в условиях свободного рынка неизбежно приведет к возвращению сверх-поляризованного капитализма, в условиях которого блага "информационного общества" (в частности, образование) будут труднодоступными для большинства населения.


 


Литература


 


Мей К., Інформаційне суспільство. Скептичний погляд / Пер. Хз англійської. – К.: «К.І.С.», 2004. – XIV c. 220 с.


Уэбстер Ф., Теории информационного общества, Аспект пресс, М. 2004, – 400 с


Франкел Б., Постіндустріальні утопісти. – К: Ніка-Центр, 2005. – 302 с.


Белл Д., Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. под. ред. В.Л.Иноземцева. М., 1999


Machlup, Fritz (1962) The production and distribution of Knowledge in the United States. Princeton, NJ: Princeton University Press.


Porat, Marc Uri (1977) The Information Economy: Sources and Methods for Measuring the Primary Information Sector (Detailed Industry Report) OT Special Publications 77-12 (2). Washington, DC: US Department of Comerce, Office of Telecomunications.


Porat, Marc Uri (1978), Communication Policy in an Information Society, in Robinson, G.O. (ed.) pp.3-60.


Хабермас Юрген, Политические работы./ Сост. А.В. Денежкина; пер.с нем. Б.М.Скуратова. – М: Праксин, 2005. – 368 с.


Кастельс М., Інформаційні технології, глобалізація та соціальний розвиток. // Економіка знань: виклики глобалізації та Україна, під.ред. А.С. Гальчинського, С.В. Льовочкіна, В.П. Семиноженка, Київ, 2004


Іноземцев В., Моделі постіндустріального розвитку. // Економіка знань: виклики глобалізації та Україна, під.ред. А.С. Гальчинського, С.В. Льовочкіна, В.П. Семиноженка, Київ, 2004


Иноземцев В.Л., Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебное пособие для студентов вузов. – М: Логос, с. 200. – 304

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Когда чиновники воруют быстрее, чем народ производит, они говорят, что народ не умеет работать
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.