О разделении власти и бизнеса любят поговорить и за рубежом и у нас в стране. Этот лозунг был одним из основных в предвыборной кампании Виктора Ющенко. Он прямо «кушать не мог», так ему хотелось их разделить. Тут с новоизбранным гарантом спорить никто и не собирается. Против этого принципа не выступает ни одна из политических партий Украины, это, впрочем, не мешает всем без исключения политическим силами заниматься лоббированием бизнес-интересов как косвенно, через принятие соответствующих законов и решений исполнительной власти, так и прямо, через включение представителей крупного бизнеса в предвыборные списки.
На последних парламентских выборах в Украине каждая из политических партий могла «похвастаться» влиятельными бизнесменами. Шутки ради можно вспомнить о том, что в ряды блока записной «народной оппозиционерки» Натальи Витренко затесался исполнительный продюсер телеканала «Интер» Егор Бенкендорф, незаслуженно забытый журналистами на фоне известного «бизнесмена» Максима Курочкина, который прославился не только своей кличкой «Макс Бешенный», полученной в известных кругах, но и тем, что любит издеваться над министром внутренних дел Юрием Луценко в прямом эфире украинского телевидения. Об остальных политических партиях говорить не будем в силу запущенности проблемы.
Однако, шутки в сторону! Специфика украинской политики заключается в том, что на наших просторах не действуют законы всяких там заграничных политологий. Происходит это сплошь и рядом. «Коммунисты» у нас выступают с клерикальных позиций, ратуя за введение закона божьего в школах, а националисты объединяются в блоках и партиях со своими «единомышленниками»-либералами. Последние у нас ратуют за все цивилизованное, в том числе и за упомянутое уже отделение бизнеса от политики. Тем интереснее им будет узнать о том, что уже второй раз в этом году граждане такого желанного и все же недостижимого Евросоюза выбирают "худших лоббистов", т.е. тех, кто эти самые политику и бизнес объединяет.
Конкурс на звание "худшего лоббиста" Европы проводится весьма уважаемым Институтом корпоративного европейского наблюдения. Специально созданная в Амстердаме группа в течение десяти лет следит за развитием лоббизма в европейских структурах власти. Ею было отобрано и изучено пять предложений, номинированных затем в категориях "Худший лоббист" (название говорит само за себя) и "Привилегированный доступ" (это специально для тех представителей цивилизованной власти, кто любит дружить со всякими большими компаниями). На «награду» «Худший лоббист» среди прочих претендует небезызвестная нефтяная компания «Exxon Mobil», которая особо известна своей любовью к развитию экологической политики. Номинирован также Европейский совет химической индустрии, который, впрочем, и не скрывает, что представляет интересы химической индустрии в Брюсселе. Среди самых известных делишек совета называются попытки внесения соответствующих изменений в законопроект Евросоюза об учете, оценке и разрешении химической продукции. Но больше всего вызывают возмущение европейцев попытки провести решение об ограничении возможных претензий к химическим промышленникам. Вот так! Не больше, не меньше!
Легко представить себе как приходят промышленники к европолитикам, пьют чай и приговаривают: «Как замучили эти экологи! Ну, прямо, жизни от них никакой нету. Мешают работать натуральным образом! Может можно принять закончик какой? Пусть вообще свои претензии при себе держат». Европолтики, не без грусти в голосе, говорят: «Не демократичное это, конечно, дело, но раз такие пироги, раз мешают прямо работать – примем! Можно!»
Химические гиганты – это, конечно, известные загрязнители природы и с них взятки гладки. То ли дело борцы за здоровье европейских народов, то есть фармацевтические компании, уж они то ребята, наверное, порядочные. Но и тут любителей цивилизации ждет, прямо скажем, разочарование. В списке «худших лоббистов» представлено и брюссельское PR-агенство «Weber Shandwick». Свою номинацию они заслужили начатой в октябре 2006 года кампанией против рака в странах Европейского Союза. Благородное дело! Однако подвели британские журналисты, проклятые проныры докопались, что представители «Weber Shandwick» значились в списке членов секретариата программы, которая, согласно расследованию газеты "Тhe Guardian", финансировалась фармацевтическим концерном «Roche», представляющим на рынке многочисленные средства против рака. Единственной целью кампании была реклама продуктов концерна и, как следствие, повышение прибылей фармацевтического гиганта.
Но что мы все о бизнесменах, в лоббизме ведь всегда задействованы две стороны, по крайней мере, так утверждают учредители премии. Поэтому голосованием определяются и худшие из тех, кто открывает для лоббистов разные лазейки. В номинации "Привилегированный доступ" представлены комиссары и комиссии ЕС, которые, обладая широкой душой, любят дружить с большими компаниями.
Один из них - Гюнтер Ферхойген, проводивший заседания экспертных комиссий по проблемам автомобилестроения и всяких там автомобильных дел. Как-то так вышло, что среди 17 экспертов группы "Cars 21", совещавшихся по поводу будущего автомобильной индустрии, были представители «Volkswagen», «Ford», «Renault», «Fiat», и… аж один член от организаций по защите окружающей среды. Можно только представить каково пришлось бедняге-экологу, наверняка представители больших компаний обращались с ним невежливо: то кнопку по зад подкладывают, то записочки всякие в сумку запихивают, с тобой, мол, дружить здесь никто не хочет.
Подобным образом дело обстояло и с экспертной комиссией "Конкурентоспособность, энергия и окружающая среда", созванной все тем же стариной Гюнтером. Из 18 экспертов 12 представляло энергетическую индустрию. Остальные, так надо понимать, представляли «конкурентоспособность», хотя может кто-то еще и «окружающую среду».
Среди номинантов числятся также уважаемые председатели Евросоюза из Австрии и Финляндии – бывшей и нынешней стран-председателей ЕС. На совещание по биотехнологиям в июне 2006 года ими, во избежание всяких ненужных разговоров, не было приглашено ни одной экологической организации. Но случился небольшой конфуз, экологи, которые в Европе охочи до всяких скандалов, приехали в Хельсинки без приглашения. Наши друзья, конечно, не растерялись и просто не разрешили им пройти на конференцию. Вас тут, говорят, не стояло!
Конечно, лоббистская деятельность не ограничивается названными примерами, но и они в достаточно мере показывают, какие нехорошие вещи вытворяют все это товарищи. А ведь это только то, до чего сумели докопаться журналисты и всякие европейские общественники, которые и сами не дураки хорошо покушать.
Вот такая Европа, кушайте не обляпайтесь! |