Количество студентов в Польше в целом возросло. Особенно студентов частных заведений, впервые появившихся в 1990 году. Обычно уровень образования в таких вузах достаточно низкий. Часто говорят, что такие вузы – место для молодежи, которая все равно шаталась бы без дела.
54% польских студентов учатся либо на вечерней форме, либо дистанционно, остальные – стационарно. Из каждых 100 людей возрастом от 19 до 24 лишь 44 – студенты.
Большинство студентов из семей, принадлежащих к низким классам населения, платят за учебу (они посещают частные школы, учатся на платных вечерней или дистанционной форме при государственных вузах).
Студенты из образованных семей среднего и высшего классов обычно учатся стационарно и не платят за учебу. Чтобы поступить на бесплатное обучение в государственный вуз, нужно иметь хороший результат вступительных экзаменов, что достигается либо репетиторством, либо «связями», либо взяткой. Можно не сомневаться, что дети образованных и зажиточных родителей имеют больше шансов получить хорошие оценки на экзаменах.
Все говорят, что в польских школах слишком много теории и слишком мало практики. В учебные курсы входит слишком много предметов, большинство из них преподается лишь поверхностно, не так как в Западной Европе, где предметов меньше, но они изучаются детально, причем в одинаковой мере теоретически и практически.
Учителя обычно работают не в одной школе, что отрицательно отражается на уровне преподавания. Правительство начинает реформирование системы образования, прежде всего начальной и средней школы, затем примется и за высшее образование. Учителя перепуганы – особенно старшие, которые работали еще «при коммунизме». Министр образования распорядился больше не давать им наград и знаков почета. Все больше и больше молодых учителей проходят католические учебные курсы, так что атмосфера в школе сильно изменяется.
Ни для кого не секрет, что в польские школы не пускают так называемых «левых» с их просоциальными идеями. Те, кто сравнивают наши школы с западными, изумляются, что у нас нет дискуссий или хотя бы мыслей – если не считать неолиберальных идей. Это как будто стало другой религией. Результат – либерально настроенная молодежь. Школы приветствуют либерализм, США и искажают историю и экономические достижения так называемой «коммунистической» эры (с экономической точки зрения Польша никогда не была по-настоящему коммунистической страной: здесь были небольшие частные фермы, магазины и мастерские). Молодому поколению начали «промывать мозги» сразу после смены политической системы. Министр образования официально предостерег учителей от любых контактов с пацифистами, экологическими движениями и вегетарианцами. Скоро будут введены экзамены по курсу религии, готовится также новый учебный предмет «патриотизм», который будет восхвалять польскую историю, культуру и церковь, критиковать ЕС и наших восточных соседей, отрицать феминизм, эволюцию, гомосексуализм и т.д. (страшно представить, что еще придумает наш министр образования).
То же самое касается и религии. Со времени политического поворота религию официально преподают в школах, главным человеком в школе стал не директор, а местный священник. И даже если многие люди не слишком религиозны – их учат воспринимать это как должное.
Что касается использования компьютеров – в большинстве польских школ есть компьютерные классы, но качество таких курсов оставляет желать лучшего, особенно в маленьких городках сельского типа. Компьютерные уроки есть не у всех. Если они есть, то чаще всего 1 или 2 раза в неделю. Конечно, это зависит от учителя, но большинство учащихся отзываются об этих уроках довольно плохо – они говорят, что там приходится учить старые ненужные программы, которые нигде за стенами школы не используются. Наверное, это оттого, что учителя не знают требований работодателей.
Много семей в Польше понимают необходимость навыков работы с компьютером и обязательно покупают компьютер, так что в основном ребенок овладевает им дома.
Вообще в период движения к коммунизму детей из маленьких городков и сельской местности «заталкивали» в систему образования – при поступлении в вузы у них были значительные преимущества, правительство обеспечивало их средствами, предоставляло бесплатное питание и т.д.
При капиталистической системе эти привилегии были отобраны. Страна разделена на классы – средний, высший классы – и низший класс. Дети из среднего и высшего классов всегда намного лучше образованы (это же ждет в свою очередь и их детей), дети из низшего класса образованы хуже, и их дети вероятнее всего, разделят ту же участь.
С первого взгляда может показаться, что у нас много образованных людей, но это иллюзия, вызванная большой численностью населения нашей страны. Процентное соотношение дает совершенно другое впечатление: 60% населения принадлежат к низшему классу. |