Однажды, рыская по просторам Сети, я наткнулся на четверостишие, подписанное «А. Лунин». Вот оно: А может, взять, да и покликать Сталина? На что ещё надеяться стране? Двадцатый век оставил нам развалины, А двадцать первый корчится в огне!
Единственная надежда
Автор стихов, безусловно, человек талантливый. В четырех коротких строчках (собственно, даже в первых двух) он сумел не только сформулировать политическую программу, но и выразить мировоззрение значительной части наших сограждан. Впрочем, талантливый человек – не обязательно умный. В нашем случае это, увы, не так.
«На что еще надеяться стране?». Ну разумеется, надеяться нам всем больше не на что – только на то, что придет кто-то добрый, сильный и умный – и разом решит все наши проблемы. И абсолютно не важно, есть ли для такой надежды хоть какие-то основания. Credo quia absurdum est, так сказать.
«Покликать Сталина?». Вообще-то Сталина не так давно уже кликали – в конце девяностых годов. Власти «клик» услышали – и, вняв, послали нам Путина. Ну а народ с благодарностью его принял. Можно, конечно, покликать его и еще раз – у хозяев страны таких ребят наверняка припасено еще немало.
Каково быть евреем
И все-таки, откуда в нашем народе… Кстати, что это за народ? Вряд ли есть смысл говорить о народе русском – я вообще-то не уверен, что в нашем время он существует. Скорее, мы, «россияне» – самый крупный обломок народа советского. Не знаю, перестали ли мы быть «совками» – но, во всяком случае, ничем иным нам стать не удалось.
Итак, почему же этот народ мечтает о Сталине? Похоже, в последние пятнадцать лет мы стали похожи на евреев после завоевания Иерусалима и разрушения Соломонова храма.
У нас была страна – мы ее потеряли. У нас было то, во что мы верили – эта вера разрушена. У нас были свои правила, свои обычаи, свой образ жизни – сейчас чужаки открыто глумятся над ними, да и над нами, когда мы пытаемся их сохранить.
И, точно так же, как и евреи, мы ждем прихода Мессии. Героя, богоизбранного царя, который прогонит захватчиков, восстановит государство, отстроит храм и покорит нам под ноги окрестные племена. А до тех пор нам всем надлежит смиренно ждать и терпеть. Когда будет нужно, Мессия придет сам.
Другое воспитание
Вот только есть между нашими народами одна ма-аленькая разница. Основой еврейского мировоззрения (по крайней мере, в те времена, когда зарождалась эта легенда) был иудаизм. А он, как известно, провозглашает всемогущество бога – и одновременно малость и ничтожность человека. Откройте Ветхий завет – доказательство этого можно найти буквально в каждой второй строке. Пожалуй, нагляднее всего эта мысль выражена в Книге Иова: дескать, я создал мир, я создал тебя – и потому вправе делать с тобой все, что захочу. А ты – сиди и не вя… не ропщи!
Но у нас-то, совков, вроде бы другое воспитание. Нас учили (другой вопрос – насколько хорошо учили), что человек свободен, что он сам определяет свою судьбу, что он – по крайней мере, потенциально – всемогущ. И никакого бога над нами не ставили. А уж смирение в число советских добродетелей точно не входило.
Придется все делать самим
Потому-то евреи в своем ожидании мессии – трагичны, но возвышенны. А мы – смешны. Мы забыли то, чему нас учили; мы надеемся на то, чего быть не может. И все это – вместо того, чтобы самим заняться судьбой страны.
К Сталину, господа-товарищи, можно относиться по-разному. Но ни его, ни Ленина никто не «кликал». Были большевики, которые предложили людям изменить свою судьбу – и были массы, которые за большевиками последовали (разумеется, были и такие, которые совсем даже не последовали). Приход к власти Ленина и Сталина – лишь побочный результат этих событий, и суть – не в нем.
А Сталина, вождя-Мессию, ждать, конечно, можно. Впрочем, в этом случае возможны лишь два варианта развития событий. Один – как у евреев с Мессией. Ну а другой – как у нас с Путиным.
Путина мы, кстати, вполне заслужили. Народ, который только ждет прихода спасителя, а сам себя спасать не желает – ничего другого и не достоин.
aglob.ru |