На въездах в город Ивано-Франковск красуются огромные щиты с надписями: "Зона влияния "Нашей Украины"".
У этого хвастливого слогана есть определенные основания: Ющенко здесь получил почти стопроцентный результат на президентских выборах 2004 года. Массы людей отсюда ездили в Киев на Майдан. Даже группа "Грынджолы", ставшая знаменитой благодаря самому популярному шлягеру Майдана "Разом нас багато", – из Ивано-Франковска. На парламентских выборах часть голосов здесь отошло к Блоку Юлии Тимошенко, но первенство все равно осталось за "Нашей Украиной". Тем интереснее было узнать, как оценивают местные жители последние политические события на Украине.
Долгожданный день, когда "нашисты" и "бандиты", наконец, договорились, и когда бывший "мессия" торжественно представил бывшего "зека" и "проффесора" на должность премьера, застал нас в городе Ивано-Франковске. Видимо, власти опасались, что население Западной Украины будет слишком взволновано этим известием, поэтому накануне вечером тут и там прятались от дождя усиленные патрули эмвэдэшников. Но на самом деле все было воспринято достаточно спокойно, если не считать того, что многие до трех часов ночи ждали обещанного на 21.00 обращения президента к народу. На улице, на базаре и в транспорте новость обсуждалась, но как-то вяло. Видно было, что сказать по этому поводу особо нечего. Сговор между кланами воспринимали как свершившийся факт. Одни иронизировали, а некоторые вполне серьезно пытались искать положительные черты в Януковиче.
Водитель маршрутного такси на автовокзале высказал в кругу своих товарищей, собравшихся в ожидании, когда наполнятся их машины, мысль о том, что теперь Ющенко "капец", что Юля станет президентом, а Ющенко получит…, в общем, ничего не получит. Но, не смотря на вульгарный жест, которым он изобразил это самое "ничего", никто из водителей не рассмеялся и не разделил оптимизм коллеги.
Через час мы были уже в Надворной, маленьком городке, который знаменит разве что тем, что в Надворнянском районе находится Яремча и Ворохта, а также нефтеперерабатывающим заводом и лесокомбинатом. Последний ныне принадлежит какой-то австрийской фирме, а НПЗ контролируется группой Коломойского, которого наши газеты любят именовать "израильским бизнесменом" и интересы которого лоббировала Юлия Тимошенко. Порядки на этом предприятии – одна из любимых тем разговоров в городе и окрестных селах, жители которых на нем работают. Самое главное подразделение завода, если судить из этих разговоров – это охрана. Она многоступенчатая. За теми, кто непосредственно следит за рабочими, следят специальные люди. За теми, кто следит за следящими, тоже следят. Кроме того, для охраны территории держат специальных собак. Рабочие утверждают, что содержание одной такой собаки обходится 800 грн. в месяц. Мой знакомый – высококвалифицированный электрик – получает 900, о чем он сообщал с нескрываемой гордостью. Такая жесткая охрана, покруче, чем на военных объектах, и даже чем-то напоминающая концлагерную – не просто причуда начальства. Она – необходимый элемент экономического процесса. Благодаря такой системе охраны на заводе остались работать только самые дисциплинированные, самые прилежные работники. Охрана ведь следит не только за тем, чтобы ничего не несли с завода, но и за тем, чтобы работники, как на работу, так и с работы ходили абсолютно трезвые. Охранники специально присматриваются и принюхиваются (в буквальном смысле этого слова) к рабочим и при малейшем подозрении тянут в медпункт на экспертизу. Положительный результат влечет за собой лишение 10-15 процентов премии (премия выдается поквартально, поэтому сумма набирается очень солидная, куда больше административных штрафов), а повторная поимка влечет за собой увольнение с работы. На таких косвенных поборах набираются очень солидные суммы – сотни тысяч гривен в квартал по предприятию в целом. Если эта сумма начинает заметно уменьшаться, охране "ставится на вид" и нерадивым охранникам самим грозит увольнение.
Нужно сказать, что народ на Западной Украине очень политизирован. Водитель такси, который согласился за 25 гривен повезти нас из райцентра в село, как только мы сели в машину, сразу же заговорил о политике. Властью он недоволен, хотя настаивает на том, что последние пару лет жить стало намного легче, что все, кто хочет, могут найти работу с достойной зарплатой в городе, не уезжая за границу. Впрочем, он быстро согласился, что, видимо, все-таки не всем есть работа, если столько вынуждено выезжать на заработки за границу. Водитель стал рассказывать, что за последние годы он тоже успел поработать во многих странах, а после этого с грустью начал вспоминать советские времена, когда на "шабашках" за сезон реально можно было заработать намного больше, чем сегодня за год за границей, да и в целом о советских порядках высказывался положительно.
В селе все тоже говорят о политике. Многие опасаются, что Янукович, вернувшись к власти, начнет мстить западноукраинцам за то, что они так рьяно выступали против него во время "оранжевой революции", что в Ивано-Франковске в него бросили знаменитое яйцо. Эта мысль повторяется так часто, что создается впечатление, что ее специально кто-то распространяет.
Большинство очень разочаровано политикой Ющенко в целом и его союзом с Януковичем в частности. У некоторых такой шаг их вчерашнего кумира никак не укладывается в голове, и они пытаются уверить себя в том, что Ющенко это сделал не добровольно, что "его заставили". Но таких мало. Гораздо больше тех, кто считает Ющенко предателем, а самих себя обманутыми.
Самые тупые, – такие, разумеется, есть, и достаточно много, – так ничему не научились. Они все ищут врагов среди "москалей" и видят в них причины всех бед, то есть мыслят точно так же как русские патриоты, только наоборот. Точнее, наоборот только в одном пункте. У тех во всем виноваты "бандеры", у этих – "москали". А в остальном – все полностью совпадает. И русские патриоты, и украинские националисты ухитряются видеть национальное даже там, где очевидно проступает классовое, пытаются искать причины тех или иных политических решений в чувствах и нравственных качествах отдельных людей, в "менталитете" нации, а не в экономических интересах классов.
Кстати, о "менталитете". Если иметь под ним в виду общественные настроения, то и на Западной Украине они заметно меняются.
Определяющим фактором общественного сознания на Западе Украины в последние полтора десятилетия была униатская церковь. Она господствовала над умами и чувствами людей полностью и безраздельно. Сегодня нельзя не заметить хоть еще и маленькие, но сдвиги.
Случайно мы оказались около церкви, когда там кончилась служба. После службы обычно следует проповедь. Мы обратили внимание на то, что часть прихожан, среди которых большинство – молодежь, покинуло церковь и направились по домам. Поинтересовались у знакомой, которая регулярно посещает церковь, насколько это принято, и почему люди уходят, а не остаются слушать проповедь. Знакомая, которая, кстати, сама была в числе покинувших церковь после службы, сказала, что вообще-то это не принято, но очень многие уходят, воспользовавшись тем, что священник после службы на короткое время скрывается за царскими вратами, чтобы перейти на кафедру для проповеди. В ответ на вопрос, почему она сама уходит, сказала, что ей не нравится то, что в проповеди много говорится "не по теме", особенно о политике. Кстати, все больше тех, кто посещает церковь нерегулярно или вообще ее не посещает. Например, раньше там обязательно всегда бывал председатель сельсовета и все проживающие в селе учителя школы. Сегодня такого уже нет.
Еще одно наблюдение. Когда проходишь или проезжаешь около церкви, обязательно нужно креститься. Но когда мы проезжали мимо церкви в маршрутке, крестилось только четыре-пять человек из 16. Для села, где все друг друга знают, это почти что демонстрация.
Крайне неожиданно было увидеть футболку с надписью СССР на сельском подростке. А о том, что никто особого внимания не обращал на футболку с портретом Че Гевары и надписью CHE.IN.UA, которую гордо носила одна девушка из нашей компании, и говорить нечего. Кстати, футболки с портретом Бандеры в Киеве мне приходилось видеть чаще, чем в Ивано-Франковске, не говоря уж о селе. Если точнее, то таковую я увидел только на далеко не комсомольского возраста пузанчике, работающем в молодежном отделе Ивано-Франковской обладминистрации. Его воинственный костюм включал в себя также камуфляжные штаны и кирзовые армейские ботинки, но выглядел этот кабинетный "вояк" совсем не страшно, а, скорее, смешно. Кстати, кепочки с надписью СССР свободно продаются в самом центре города. Видимо, имеется на них какой-то спрос. А вот у властей явно есть спрос на бандеровцев.
Беседа с соседями
Один – мастер по ремонту автомобилей. Второй – самый молодой – работает у него "на подхвате" – родственник. Еще один – рабочий-железнодорожник. Время от времени тоже подрабатывает у этого автомеханика и тоже родственник. Еще один служит в налоговой инспекции – он сын владельца самого крупного местного бара (как видите, на местах сращение власти и бизнеса точно такое же, как и в столице). Возраст собеседников – от 22 до 43 лет. Все считают себя сознательными националистами, очень уважают тех, кто воевал в УПА, все за свои собственные деньги ездили в Киев на "революцию", страшно возмущены тем, что сделал Ющенко.
С двумя из них я имел беседы во время "майдана", разъяснял, что Ющенко и Янукович обязательно договорятся, и что никакой существенной разницы между ними нет. Они эти разговоры хорошо помнят, поэтому с особым интересом спрашивали мое мнение о сегодняшних событиях. Говорю, что теперь настала очередь Юли, что и она такая же. Двое (автомеханик и его помощник) в принципе соглашаются (такое впечатление, что к этому "открытию" они пришли раньше, без моей помощи, но еще не пробовали высказывать его вслух), железнодорожник сомневается, говорит, что Юля все-таки очень отличается от всех остальных политиков, а налоговик (единственный среди всех – пьяный; остальные выпили по бутылке пива и этим ограничились) полностью уверен, что Юля не подведет ни при каких обстоятельствах. Пускаю в ход возникшую уже здесь в селе заготовку: что очень наивно самим стараться при любом удобном и неудобном случае только урвать что-то для себя и своей семьи, и в то же время надеяться, что там, "наверху" невесть откуда возьмется вдруг такой прямо "исусик" с руками, "которые никогда не крали", который будет стараться исключительно для других, а сам будет оставаться "белым и пушистым"; объясняю, что такие до "верха" в принципе не доходят, а если бы и дошли, то долго бы там не выжили; что там оказываются исключительно самые наглые и самые бессовестные, вранье для которых стало настолько привычным, что они его уже просто не замечают и только поэтому выглядят исключительно честными. Соглашаются, что и Юля с ее бизнес-компанией, наверно, тоже обманывает, но шутят, что наш народ "по одному разу на одни и те же грабли не наступает".
Налоговик вдруг высказывает идею, которую он, видимо, считает гениальной: Западной Украине отделиться и жить "как Эстония". Судя по всему, все кроме меня, слышали это его предложение много раз, но поддержки оно не встречает и даже не удостаивается длительного обсуждения. Вместо этого мне задают вопрос, которого я не ждал и сначала воспринял как чисто провокационный, рассчитанный исключительно на отрицательный ответ, но, как оказалось, он был задан вполне серьезно. Вопрос состоял в том, возможен ли союз с Россией на взаимовыгодных основаниях, таких, какие были в СССР, когда Украина получала из России газ, нефть, имела мощную промышленность, и выпускала, как писалось в начале 90-х в руховских листовках, всего больше, чем Франция, Германия и Норвегия, вместе взятые?
Отвечаю, что такой России уже давно нет, что Россия сегодня такой же хищник, как и США, Германия, только поменьше и послабее, и что ждать того, что западные или восточные капиталисты нам помогут, точно так же наивно, как надеяться, что свои местные "богатые поделятся с бедными".
Спрашивают, где выход, кому верить? Говорю, что верить никому нельзя, рассказываю об основных положениях идеи диктатуры пролетариата, что рабочие сами должны научиться управлять государством. Слова "диктатура пролетариата" я не говорю, но не скрываю, что это идея Маркса и Ленина. Соглашаются, что это единственный выход, но не верят, что такое возможно. Правда, через минуту весело смеются над моим замечанием, что хуже управлять государством, чем управляют те, кто находится ныне у власти, все равно невозможно, и уже вполне серьезно обсуждают вопрос, сколько часов в день нужно выделять на работу, а сколько – на управление.
Все, кроме налоговика, уверены, что нужна новая революция, что нет никакого выхода, кроме как браться за оружие. Хотя тут же соглашаются, когда я сказал, что оружия мало, что еще нужно знать, в кого стрелять, что их заставят стрелять точно в таких же рабочих парней, как и они сами, а олигархи обоих воюющих сторон замешают на пролившейся крови снова какую-нибудь "широкую коалицию".
Рассказал о воззвании львовского профсоюза "Защита труда", http://www.communist.ru/root/archive/struggle/vozzvaniye.rabochim авторы которого клеймят попытки регионалов и оранжистов стравить рабочих западной и Восточной Украины и заявляют, что рабочим Запада и Востока нечего делить. Эту мысль одобрили и согласились, что в каждой нации есть те, кто работает, но еле-еле сводит концы с концами, не имея возможности ни дать детям нормальное образование, получить качественное лечение в случае необходимости, ни хоть как-то повлиять на порядки в стране, и те, кто наживает миллионы, лично ничего не делая, но распоряжаясь трудом других.
Послесловие
В Ющенко на Западной Украине разочаровались, но это не значит, что поверили в Тимошенко, на что она рассчитывала и рассчитывает. Ее превосходство над Ющенко все признают, но ищут кого-то третьего. Живо обсуждается кандидатура министра внутренних дел Юрия Луценко на пост нового вождя. Он почему-то считается альтернативой Ющенко, хотя сам себя постоянно называет "человеком президента". Кстати, не так уж давно Луценко заявлял, что ни при каких обстоятельствах не будет работать в правительстве Януковича. А вот работает. Пикантность ситуации еще и в том, что за Луценко дисциплинированно проголосовала вся "антикризисная коалиция", хотя очень многие ее члены имеют на него зуб. Не только за то, что он был одним из "полевых командиров" Майдана, ближайшим соратником Юлии Тимошенко, которую он благополучно "кинул" еще во время ее отставки с поста Премьера. Не одного из сегодняшних бело-голубых депутатов по инициативе министра внутренних дел Ю. Луценко вызывали "на беседы" в МВД, а некоторые даже успели посидеть. Но Янукович аргументировал просто, "так попросил президент". И подействовало. А теперь вспомним, что Луценко – представитель Соцпартии, которая, будто бы этого самого президента "предала", и получим полный портрет нового кандидата в мессии.
Останется добавить разве только тот момент, что Юрий Луценко – сын первого секретаря Ровенского обкома партии еще советских времен, одного из очень немногих партийных руководителей такого ранга, которые не предали партию, одного из тех, кто восстанавливал КПУ в ее нынешнем виде и был одним из главных ее идеологов – ныне покойного Виталия Луценко. Все 90-е годы они так параллельно и работали: отец был первым секретарем Ровенского обкома КПУ, а сын - обкома СПУ. К слову сказать, Виталий Иванович Луценко лично был человеком отличным – энергичным, инициативным, предельно внимательным к товарищам, и – это нелишне повторить – всецело преданным делу партии. У Луценко-сына с преданностью делу партии дело обстояло несколько похуже. Секретарство в СПУ вовсе не мешало ему работать в кучмовские времена в областной госадминистрации. Когда он перебирается в Киев и занимает более видное место в СПУ, он, как уже говорилось, начинает энергично действовать в направлении сближения партии с национал-либералами и просто националистами. В конце концов, во время "оранжевой революции" они полностью "слились в экстазе", а Юрий Луценко за свои заслуги в деле этого сближения получил пост министра внутренних дел и собирается пережить на этом посту уже третьего премьер-министра. Этим третьим оказался не кто иной, как Янукович, тот самый "зек" и "бандит", которого Луценко клялся посадить в тюрьму еще на Майдане. Но пока, надо полагать, решил, поработать под его началом. Наверное, чтобы присмотреться поближе.
Кстати, согласно опросам, Юрию Луценко доверяет сегодня более 40% граждан Украины. Видимо, именно такой - всеядный, беспринципный, готовый продать всех и вся вождь и нужен сегодня украинской буржуазии.
Но что может дать очередной вождь украинским трудящимся? Только очередной обман. Бесспорно, на ошибках учатся. И это факт, что трудящиеся Западной Украины извлекли кое-какие уроки из своих ошибок последних двух десятилетий и последних двух лет в особенности. Конечно, основной массе трудящихся Западной Украины еще очень далеко до активистов львовской "Защиты труда", но если с ними работать терпеливо и не торопя, они этот путь пройдут, возможно, быстрее, чем прошли сами львовяне, многие из которых начинали тоже как националисты. Главное, нужно помнить, что на одних только ошибках научиться чему-нибудь хорошему нельзя. Что, если коммунисты не научатся работать с трудящимися Западной Украины, если они вслед за русскими шовинистами будут видеть в них исключительно "бандер", то они таковыми и станут, пойдут за очередными "мессиями" типа Тимошенко или Луценко. |