В ночь на 22 июня воры ограбили музей Марии Приймаченко. Это случилось в селе Болотня, на Киевщине, где провела всю свою жизнь выдающаяся народная художница. В далеком 1936-м сотрудники Экспериментальных мастерских при Музее украинского искусства встретили больную полиомиелитом девушку, которая расписывала большую хату сельского клуба. Она изображала сутяжных бюрократов – в обличье диких зверей, среди цветочных зарослей традиционного орнамента. В том же году Приймаченко получает первую премию на Всесоюзной выставке народного искусства. Буйные травы и фантастические животные нашли свое место в эпохе, которую принято отождествлять с тотальным господством соцреализма.
Война забрала у нее мужа, а послевоенные годы принесли мировую известность, Государственную Шевченковскую премию, знаменитый фильм, снятый в 1968 году, и все необходимые условия для многолетнего творчества. Новая, постсоветская Украина, где имя Приймаченко пытались поднять на щит «тысячелетней национальной культуры», в буквальном смысле, утратила ее творческое наследие. Более сотни украденных из музея работ наверняка попадут в руки частных коллекционеров, несмотря на «личный контроль» президента Ющенко и шефа Службы безопасности Украины, «курирующих» расследование этой позорной кражи. Ведь наш президент сам из числа собирателей незаконно присвоенных памятников культуры.
Нынешняя Болотня – нищее, спившееся полесское село, дало бы художнице совсем иные сюжеты для ее известных бытовых сценок. Впрочем, эти рисунки наверняка попытались бы спрятать от украинцев. Новое искусствоведение игнорирует все, что не попадает под кальку «беспредметного» и «аполитичного», каким желают представить сейчас творчество Приймаченко. Антивоенные рисунки, американский империализм в образе чудища, жанровые сюжеты украинского советского села. Их просто не издают – во всяком случае, в том тираже, который позволил бы народу приобщиться к этим классическим образцам народного искусства. Они оставляют эти работы только для англоязычных каталогов.
Почему? Хотя бы для того, чтобы кто-то не принес репродукцию «Загрози війни» – этой украинской «Герники» в традиционном стиле, – на очередной пикет против агрессий в Ливане и Междуречье. А главное, с той целью, чтобы эти моменты в творчестве Приймаченко не стали примером для новых поколений украинских художников – и просто рисующих людей, к каким относилась и самоучка Мария. Казалось, это не так сложно сделать в эпоху погибших пионерских дворцов, с их бесплатными студиями, через которые прошел автор этой статьи и миллионы других детей. (В Пхеньяне нас поразило обилие рисующих на пленере детей – а ведь мы сами утратили это чудо). Однако, новые поколения украинцев уже начинают рисовать правду о жизни, которую некогда навязали им их родители.
Леся Ивашкевич выполнила свои рисунки во время занятий марксистского кружка по изучению «Капитала». Переводчик с нескольких языков, сотрудник левого сайта communist.ru, активист молодежного движения «Че Гевара», участник антивоенного движения и движения в поддержку политзаключенных. Рисование теряется среди разносторонних проявлений ее таланта, однако эти цветные картинки заслуживают внимания. Они по-детски просты, и оттого не по-детски серьезны. Их можно сделать иллюстрацией для детской книжки про капитал и капитализм, если бы в подобных учебниках не нуждались взрослые украинцы, которые проходят сегодня вынужденный рыночный ликбез. Темы рисунков – бессовестный фарс выборов, мнимая свобода слова, противоречия бедности и богатства, угроза гамбургеров и бомб, – вполне понятны каждому, кто живет сегодня в этой стране. Они отражают становление сознания левого активиста, и интересны уже этим. Хорошие, полезные картинки, которые рождают желание думать и улыбаться.
То, что рисует Леся, на первый взгляд, имеет мало общего с творчеством Приймаченко. Однако, их сближает не только манера рисовать очеловеченных животных – обратную сторону озверевших людей. Традиция, хранителем которой принято называть крестьянку из Болотни, никогда не была костной. Она вбирала в себя сюжеты нового времени, фиксировала его изменения – пускай и в архаических формах. Творческая молодежь поколения Ивашкевич тоже реагирует на действительность своих дней – совсем иную, нежели во времена Приймаченко. Им следует изобразить этот мир так, чтобы помочь ему измениться. Возродить традицию социального, политического рисунка, во всем стилистическом многообразии его форм. Актуальная и безотлагательная задача.
Не так важно, что этим рисункам не хватает профессионализма. Скорее, это их преимущество. Нам нужны не художники, а всесторонне развитые активисты новой марксистской левой. К тому же, арт-профессионализм наших дней всегда имеет коммерческое нутро, и на корню губит живое творчество. Рыночная конъюнктура галеристов диктует стиль и тематику большинства нотариально заверенных «мастеров». Художники киевской анимационной школы делают рисунки по чужим сценариям заграничных проектов – дешевые чернорабочие Третьего мира. Сама Приймаченко до конца дней оставалась любительницей, в лучшем смысле этого слова. Ее не успели поймать в сети заказов и аукционных торгов.
Они украли у нас творчество Приймаченко, однако на смену ей приходят новые люди. Они тоже рисуют – бесплатно, честно, для себя и для своих сверстников. И это плохой знак для чудищ, которые правят нами сегодня.
|