Вслед за цепочкой обвалов всех мировых фондовых рынков и основных фондовых индексов, настал черед реагировать банкам. Теперь мировую экономику захлестывает волна повышения учетных ставок. В мае Федеральная резервная система (ФРС) США повысила учетную ставку на четверть процентного пункта - до 5%. Размер учетной ставки ФРС уже давно является неофициальным индикатором положения дел в мировой экономике. В июле ожидается повышение учетной ставки ФРС на 0,5%, а не на 0,25% как планировалось.
Ситуация в мире.
Решение об изменении учетной ставки было принято еще в мае на заседании Федерального комитета по открытому рынку под председательством главы ФРС Бена Бернанке. Учетная ставка ФРС неоднократно испытывала повышение за последние годы. Это связано с внедрением программы по борьбе с инфляцией (программа начата еще Аланом Гринспеном – предшественником Бернанке). А если быть точным, то на протяжении двух последних лет Федеральная резервная система США повышала свою базовую учётную ставку 16 раз, доведя её до пяти процентов годовых на сегодняшний момент. Однако эти повышения всякий раз приводили лишь к краткосрочному росту курса доллара, а инфляция в Соединённых Штатах остаётся по-прежнему на высоком уровне. Насколько эффективной мерой станет очередное повышение учётной ставки, сказать трудно. Но сегодняшний показатель в 5% - самый высокий с апреля 2001 года, и это не может не вызывать опасений.
Центральные банки, используя механизм повышения учетных ставок, таким образом «охлаждают» темпы производства национальных экономик. Показателем же перегрева или охлаждения экономики является индекс инфляции. Показатель «нормальной» инфляции напрямую зависит от количества денежной массы, которая обслуживает ту или иную экономику (или мировую в целом). Следовательно, повышая учетную ставку, банки создают невыгодные условия для получения кредитных ресурсов со стороны предприятий, сокращается денежная масса, производство и потребление товаров снижается.
Такая политика не может не повлиять на фондовый рынок. В июне фондовые рынки подверглись колоссальному давлению со стороны ведущих центральных банков. В первой декаде июня уже 5 центральных банков повысили учетные ставки, в целях борьбы с инфляцией на фоне ухудшения прогнозов по темпам экономического роста. А повышение ставок со стороны центральных банков Южной Кореи (повысил ставку 4,25%), Турции (повысил ставку на 1,75% - до 15% годовых), Индии (до 5,75%) и ЮАР (до 7,5%.), стало более чем неожиданным для инвесторов на развивающихся рынках. Как и ожидалось, Европейский ЦБ, повысил ставку до 2,75%, а Банк Англии – сохранил на уровне 4,50% годовых.
Здесь мы можем наблюдать разрыв между фондовыми рынками развитых стран и не развитых. При росте первичной доходности финансовых инструментов развитых стран разница между вторичными инструментами (обязательства бедных стран) и первичными (обязательства развитых стран) существенно расширяется. Портфельные инвесторы будут повышать долю более прибыльных обязательств развитых стран, что приведет к снижению интереса к бумагам бедных стран.
Анатомия кризиса.
Надо напомнить, что регулирование учетными ставками в первую очередь преследуют цель нивелировать последствия кризисов перепроизводства, которыми регулярно страдает рыночная экономика. И возможный банковский кризис – это только начальная стадия общемировой кризисной ситуации. Непосредственной причиной кризиса является несоответствие между тенденцией капиталистического производства к безграничному расширению производства и ограниченностью платежеспособного спроса. В этой ситуации первыми «летят» банковские и фондовые институты, а затем уже и производственная база. Если возникнут проблемы в банковском секторе, предприятия могут лишиться части активов, а также возникнут затруднения в прохождении денежных средств. Таким образом, кризис охватывает все сферы жизни.
Мировой уровень инфляции на сегодняшний момент превышает 30%. Это не смертельно, но, тем не менее, сигнал очень тревожный. Так называемая «галопирующая инфляция» (а 30% – это она самая и есть), если во время не повлиять на ситуацию, скрывает в себе разрушительный потенциал по отношению к экономике. Она очень быстро превращается в «гиперинфляцию». А вот ее то, как раз, остановить очень сложно. Украина еще помнит первую половину 90-ых. Доллар США, который осуществляет роль мировой валюты, в силу переполненности им на мировом рынке, демонстрирует тенденцию к девальвации. ФРС США – эмитент доллара, в теперешней ситуации допускать дальнейшее падение доллара не может. Необходимы срочные действия по стабилизации. Нужно включить механизм «дефляционного шока» - резкое падение потребления на американских и мировых рынках. А это предусматривает достаточно высокие темпы повышения учетной ставки, в нужный момент начать сбрасывание «своими» банками соответствующих активов – в первую очередь из ипотечных фондов. То есть, именно то, что мы сейчас можем наблюдать.
К настоящему времени ситуация в мировой экономике кардинально изменилась. Рынок IT-технологий, который давал потенциал для развития, исчерпался. Фондовый рынок обвалился и стал зависеть от глобальных экономических причин, причем носящих ярко выраженный немонетарный характер. Но многие по-прежнему считают происходящее неглубоким и непродолжительным циклическим спадом.
|