Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Чернорабочие четвертой власти
 

Выборы в Верховную Раду Украины уже успели принести обществу ряд изменений. Одними из первых их ощутили люди, внесшие существенный вклад в проведение избирательной кампании. Речь о журналистах. Те, кто работал в так называемых политических проектах — газетах и сайтах, подконтрольных и «близких» политическим партиям, общественным организациям и отдельным политикам — попросту остались без работы. Однако положение журналистов, работающих в «независимых» от политики изданиях, также существенно ухудшилось. В первую очередь, из-за возросших конкуренции и нагрузки.


На первый взгляд, издательский рынок Украины радует граждан все большим количеством газет, журналов, дайджестов и сайтов. В 2004-2005 гг. только в сегменте деловой печатной периодики дебютировали минимум девять СМИ — «Эксперт Украина» (одноименное ООО), «Власть денег» (ЗАО «Картель»), «Личный счет», «Гвардия», «Контракты за месяц» (все — ИД «Галицкие контракты»), «Коммерсантъ Украина» (ИД «Коммерсантъ»), «Дело», «Marketing Media Review» (оба проекта — издательство «Экономика»), «Экономические известия» (недавно проданное инвестиционным фондам, близким к корпорации «Индустриальный союз Донбасса»). В этот же период появилось большое количество новых информационно-аналитических сайтов. Казалось бы, работы хватит всем журналистам. Однако увеличение объема работ для прежнего коллектива (как видим, в основном, дебютируют новые издания, а не издательства) вовсе не приводит к найму новых сотрудников. Наоборот, идет сокращение штатов, в особенности, когда издание покупает новый собственник. Кроме того, фактически уменьшается и без того невысокая оплата труда, поскольку сверхурочную работу никто не оплачивает. И если раньше структура зарплаты журналиста состояла из ставки и гонораров, то в настоящее время преобладают ставки, причем значительно меньшие, чем во время избирательной кампании.


Когда читаешь объявление о работе с требованиями в/о и о/р; полной ориентации в текущих общественно-политических и экономических процессах; энергичности и инициативности; поиска информации и написания новостей, обзоров, аналитики и интервью с экспертами; знания украинского, русского и английского языков, и главное — готовности к сверхурочному труду, и все это за $250-300 в месяц, не знаешь, что лучше — возмущаться, смеяться или срочно менять профессию.


Следует сказать, что такое тяжелое положение у журналистов не только в Украине и России. То же самое происходит на Западе, в странах «с развитой рыночной экономикой». Об этом очень точно и красноречиво написал бывший репортер, редактор и телеведущий, а ныне — консультант по работе со СМИ — Марк Мэтис — в своей книге «Накорми зверя по имени Медиа». Вот небольшой фрагмент из этой книги:


«Журналистика никогда не была плевым делом. Людям приходится напряженно работать за смешные деньги. Их окружает хаос, шум и жаркие споры. Репортеры вынуждены задавать жесткие вопросы приятным людям. Они обязаны выжать ключевые проблемы из необъятных тем. Этим они оскорбляют тех, кто хорошо знаком с материалом. Это тяжелейший труд, но он приносит огромное моральное удовлетворение.


Выдерживают такой темп только самые выносливые. Когда я был новичком с СМИ, коллеги подарили мне табличку с девизом «Тяжелый труд, низкая зарплата, ужасные условия и много другое». Я поставил ее на рабочем столе, где она продержалась несколько часов. Потом ее заметил мой босс и приказал немедленно убрать. Думаю, текст был слишком похож на правду.


Уже тогда, в 1986 году, работа репортера казалась непосильной. Сейчас она стала еще тяжелее. За прошедшее десятилетие медиабизнес серьезно изменился, и журналистов только что не заковали в цепи и не заставили работать круглосуточно.


Суть изменений в том, что СМИ стали объединяться. Журналисты Роберт Канкел и Джин Робертс подробно рассмотрели перемены в своей книге «Никому не нужный читатель: эпоха корпоративной журналистики» (Robert Kunkel, Gene Roberts. Leaving Readers Behind: The Age of Corporate Journalism. University of Arkansas Press, 2001). Как показывают авторы, «активное объединение достигло апогея. Начался беспрецедентный и яростный бум покупки, продажи и слияния газет, от могущественных ежедневных изданий до крошечных еженедельников». Канкел и Робертс подсчитали, что на долю трех крупнейших конгломератов (Gannett, Knight-Ridder и Chicago Tribune) приходится 25% ежедневных тиражей газет.


Тенденция к объединению наблюдается не только среди газет. Медиа-концерны и другие компании с пугающей быстротой скупают журналы, телеканалы и радиостанции. Эфирное время и печатное пространство концентрируются в руках небольшого числа людей.


Почему мы об этом заговорили? Сейчас объясню. У новоиспеченных магнатов четкая стратегия — объединять и подчинять себе СМИ, больше успевать за меньшее время и зарабатывать деньги. Это им отлично удается. Большинство медиакомпаний невероятно доходны. Их коэффициент прибыльности равен 20-30%.


Объединение дорого обошлось: помимо профессиональной деградации журналистов (мы сейчас не об этом), оно вызвало повышение уровня стресса у сотрудников СМИ. Людей, которые непосредственно заняты созданием новостей, притесняют всеми возможными способами…


Работа репортеров годится для молодых. Мало кто из 30-летних желает подвергать себя лишениям и стрессам, которые испытывают охотники за информацией. Соответственно, большинству репортеров местных и государственных СМИ -- от 22 до 40 лет, причем преобладает молодежь. Средний возраст журналистов постоянно уменьшается.


Репортеры всегда были самыми молодыми сотрудниками СМИ. Объединение компаний лишило работы всех, кроме юных и неопытных. Дело в том, что прыщавый юноша обходится гораздо дешевле, чем журналист с висками, убеленными сединами. Кстати, спецкорам всегда платили столько же, сколько чернорабочим.


Я стал репортером в середине 80-х годов. Тогда выпускники факультетов журналистики начинали карьеру в небольших провинциальных городах, работая в местной газете, на радио или на ТВ. Там они проводили два года и перебирались в город покрупнее, а набравшись опыта, двигались дальше.


Сейчас эти прыжки из офиса в офис - тоже привычное дело, только скорость перемещения заметно выросла. Самые способные студенты вообще пропускают провинциальный этап. Раньше на переезд в Лос-Анжелес, Нью-Йорк, Денвер, Даллас, Майами или Вашингтон уходил десяток лет и покорить мегаполисы мог не каждый. Теперь журналисты перебираются в крупный город через год или два после защиты диплома.


Эта тенденция радует алчных магнатов, но не устраивает самих журналистов, надеявшихся проработать в медиабизнесе всю жизнь. Чтобы узнать их мнение, достаточно зайти на один из сайтов, где полощется грязное белье СМИ: TVSpy.com, NewsBlues.com и, простите, f…edTelevision.com.


Посетитель NewsBlues.com, к примеру, предложил переименовать компанию WNGX (ньйоркская религиозная радиокомпания, вещающая в диапазоне FM) так, чтобы ее название можно было расшифровать правильно: WNGX — «We’ve Got No eXperience in this market» — «Все журналисты некомпетентны». Сотрудник радио KRON в Сан-Франциско поинтересовался, соизволит ли компания «нанять достаточно сотрудников для дополнительных передач. И успеют ли у этих сотрудников высохнуть чернила на дипломах?».


В газетах, на радио и ТВ — везде ситуация одинакова. Сегодня новости для нас готовят люди без опыта сбора и анализа информации, не говоря уже о жизненном опыте.


К несчастью, на уровне репортеров проблемы некомпетентности только начинаются. Они затрагивают всю редакцию. Невозможно сокращать штаты, задерживать выплаты, увеличивать нагрузку, нанимать неопытных сотрудников — и удерживать своих лучших людей. Солидные журналисты приходят к выводу, что можно уменьшит стресс и улучшить качество жизни весьма простым способом. Для этого нужно уйти из журналистики…


Как следствие, средний возраст и уровень квалификации продюсеров, редакторов, авторов и операторов резко снизились. В компании, где я работал в начале 1990-х, мне приходилось подчиняться трем продюсерам, которым едва ли стукнуло 25. Ни один из них в жизни не брал ни у кого интервью, не стоял перед камерой и не написал ни одной статьи. Они абсолютно не представляли, как делается нормальная работа, и это сильно усложняло мою жизнь. И надо сказать, что моя ситуация была скорее общим правилом, чем исключением…


Нам что, действительно нужны все эти выпуски новостей и информационные журналы? Нет, но съемки дешево стоят, и потом, их все равно смотрят. Поэтому медиакомпании забивают новостями эфир и печать. В 1996 году NBC, ABC, CBS и Fox показывали 26 часовых информационных блоков в месяц. К 2001 году это число увеличилось втрое. Телеканалы экономят миллионы долларов за счет отказа от съемок комедий и драм… Телеканалы экономят средства, прокручивая сюжеты по два, три, четыре раза. Материал, отснятый для вечерней программы, можно вставить в новости недели и в утренний выпуск…


В несколько раз увеличив продолжительность новостных блоков, телеканалы не стали нанимать больше репортеров, продюсеров, ведущих, монтажеров и прочих специалистов. Оборудования — камер, аппаратных, компьютеров — прибавилось, но недостаточно. Это же можно сказать и о размерах офисов: на тот же объем работы теперь приходится гораздо меньше пространства. Компьютеризация позволила журналистам работать эффективнее, но она ни в коей мере не может компенсировать возросшую нагрузку. От сотрудников СМИ требуется проделать огромный объем работы в кратчайшие сроки. А передовые технологии зачастую только усложняют процесс, ведь к ним нужно привыкнуть.


В современных информационных программах намного больше спецэффектов. Красивые заставки, заголовки, анимация и аудиоэффекты, добавляющие новостям зрелищности, отнимают время у персонала, который вынужден их создавать. Этим объясняется снижение качества и надежности информации…


К несчастью для сотрудников информационных агентств, тенденция не собирается меняться. Уходить с телевидения в газеты тоже незачем. Там ничуть не лучше.


Как я уже отмечал, сегодня новости создают медиаконцерны. Когда такой концерн приобретает газету, за этим почти всегда следуют увольнения. Отныне меньшее число журналистов должны делать тот же объем работы».

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Если вам кажется, что все хорошо, значит, от вас что-то скрывают.
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.