Интервью с Генеральным секретарем Компартии Ливана Халедом Хададе и секретарем по внешним сношениям КПЛ Муфидом Ктейшем.
- Каковы особенности работы коммунистов в условии конфессиональной системы Ливана?
- Ливанская коммунистическая партия переживает ответственный период. Дело в том, что наша партия не вписывается в политическую структуру Ливана. Наша страна была разделена колонизаторами по конфессиональному признаку, при содействии ливанской буржуазии. Колонизаторы с самого начала пробовали использовать нас как плацдарм в этом регионе планеты. Этому вмешательству способствует сохранение конфессиональной мозаики, которая давно не соответствует социальной структуре страны. Наш политический режим, по своему классовому содержанию, представляет собой межконфессиональный альянс различных сил буржуазии. Общественно-политическая структура страны состоит из семнадцати религиозных конфессий, включая шестеро основных. Ни одна из них не представляет собой большинство. Такая структура позволяет империализму контролировать регион, манипулируя периодическими конфликтами. Благодаря этому, они сумели предотвратить победу прогрессивных сил, которая была возможна на разных этапах истории Ливана.
Наше конфессиональное разнообразие могло бы стать примером демократического взаимодействия культур, важным для всего арабского мира. Однако, оно постоянно используется в отрицательных целях. Запад, в лице англо-французских империалистов, а затем – США, всегда пользовался противоречиями конфессиональной структуры для того, чтобы провоцировать конфликты внутри страны, не давая победить демократическим, левым течениям. Ливанский режим всячески способствует планам иностранного вмешательства, постоянно подчеркивая конфессиональные различия. Каждая группировка имеет свои институты власти и управления, а также, масс-медиа, вузы, и прочее. Партии и политические организации представляют интересы отдельных кланов и конфессиональная структура всегда преобладает над единством страны. Например, частные медиа гораздо богаче и влиятельней государственных. И поскольку руководители конфессий являются ведущими политиками страны, все активы государства поставлены обслуживать интересы их частных конфессиональных структур.
Наше конфессиональное разнообразие могло бы стать примером демократического взаимодействия культур, важным для всего арабского мира. Однако, оно постоянно используется в отрицательных целях. Запад, в лице англо-французских империалистов, а затем – США, всегда пользовался противоречиями конфессиональной структуры для того, чтобы провоцировать конфликты внутри страны, не давая победить демократическим, левым течениям. Ливанский режим всячески способствует планам иностранного вмешательства, постоянно подчеркивая конфессиональные различия. Каждая группировка имеет свои институты власти и управления, а также, масс-медиа, вузы, и прочее. Партии и политические организации представляют интересы отдельных кланов и конфессиональная структура всегда преобладает над единством страны. Например, частные медиа гораздо богаче и влиятельней государственных. И поскольку руководители конфессий являются ведущими политиками страны, все активы государства поставлены обслуживать интересы их частных конфессиональных структур.
Отличие нашей позиции от позиции остальных политических сил Ливана – в разном понимании угрозы для национального суверенитета страны. Мы считаем, что наш суверенитет постоянно попирается путем иностранного вмешательства – регионального или международного. С другой стороны, его подрывают конфессиональные группировки внутри Ливана. Многие из них постоянно апеллируют к Западу, чтобы заручиться его поддержкой. Мы считаем, что началом для изменения положения в нашей стране должна стать отмена конфессиональной системы, подрывающей единство страны. А также, изменение политического режима, который держится благодаря ней. Соответственно, наша партия всегда являлась объектом нападений – как со стороны империализма, так и со стороны внутренних конфессиональных группировок. Избирательные законы в нашей стране специально составлены с расчетом того, чтобы не допустить в парламент крупнейшую светскую неконфессиональную силу – коммунистов, в рядах которой состоят ливанцы из христианских и мусульманских семей. Во всем мире есть два вида избирательных систем – мажоритарная или пропорциональная. Кроме Ливана. Здесь списки составляются на конфессиональной основе, и потому Компартия, самая мощная из светских сил, не может войти в местные и государственные органы власти. Однако, несмотря на возрастающие нападки на нашу партию, несмотря на уже подтвержденное давление на КПЛ со стороны посольства США в Ливане, мы развиваемся и укрепляем свои позиции. Враждебное отношение со стороны империализма делает нас притягательными для молодежи. Да и сама агрессивная деятельность против нас – это тоже важный показатель. Она говорит о том, что империализм и реакционные силы боятся Компартии Ливана.
- В условиях сложившейся в Ливане многоконфессиональности одной из промежуточных задач, судя по всему, является борьба за светское государство, а также против наступления религиозного сознания. Поскольку эта тема очень актуальна для Украины, хотелось бы услышать, какие шаги Компартия предпринимает для того, чтобы уменьшить влияние этих конфессий на общественную жизнь?
- Понимаете, вопрос заключается в том, чтобы проводить определенные политические преобразования в стране, которые бы помогли устранению влияния конфессий на государство. Или, скажем по- другому, чтобы конфессиональные политические лидеры не смогли использовать государственную машину для воспроизводства своей власти. Они очень сильно и очень успешно в течение этих пятидесяти лет пользовались государственной машиной для укрепления власти конфессиональных лидеров. Необходимо изменить Гражданский кодекс. Например, мы все женаты на русских… Но моя жена не имеет наследственных прав. Если что-то со мной случится, то она по законам шиитской конфессии не имеет никаких прав. Дети могут наследовать мое имущество, а она нет, и мой брак до сих пор является гражданским. У нас крайне редко мусульманин женится на христианке. «Правоверному» не так просто жениться на маронитке, или наоборот. И, понятно, что все эти отношения используются для закрепления существующих порядков. Мы движемся в направлении разрешения этой проблемы, но в этом направлении дела идут очень медленно. Если нам удастся добиться изменения закона о выборах, то тогда, в дальнейшем, наше влияние, несомненно, будет расширяться. А это потребует борьбы в области преобразования образования, потому что сейчас господствует частное образование. А что такое частное образование у шиитов? Это проповедь и внушение детям тех норм, правил и ценностей, которые считаются таковыми у шиитов. У маронитов и у суннитов то же самое… С самого рождения мальчик воспитывается в идеологии определенной конфессии. В этом смысле можно сказать, что государственные школы мягче, но и на них лежит отпечаток конфессиональных предрассудков.
Еще мы говорим о негодности нашей административной системы. С назначением чиновников происходит тоже, что и с воспитанием детей. Мы не знаем, есть ли в мире система, схожая с нашей. У нас, скажем, есть три уровня. Что касается первой категории, то в ней все места распределены очень строго. Но мы говорим: должно соблюдаться хотя бы формальное равенство, т.е. в ней должен быть и маронит, и правоверный и т.д. Но на этом уровне, на уровне послов, генеральных директоров, министерств – все не так. И я, если мечтаю стать или послом, или консулом, или министром, должен этого добиваться через влиятельного шиитского лидера. По-другому я не смогу, только если какие-то случайности помогут. Вот все эти вещи и являются объектом борьбы по изменению этой ситуации.
- Кто создал эту многоконфессиональную систему? Колониалисты?
Вы знаете, эта система имеет глубокие исторические корни. Это длится со времен Османской Империи. Страна была разделена на округа. Был какой-то маленький Ливан: часть Бейрута и горы. В них жили, в основном, христиане-марониты. А Юг Ливана долгое время принадлежал правителю города Акка и относится к Палестине. Север же более века принадлежал Сирии. Во время французской оккупации, была введена мандатная система, и осуществлены множественные попытки полного разделения Арабских стран. (Потом на их основе и будет создан Великий Ливан.) Французы, как и другие оккупанты, были заинтересованы, чтобы все страны были разделены, чтобы не было действительного единства. Подобная политика находила поддержку у местных группировок, которые всегда опирались и продолжают опираться на поддержку извне. И мы до сих пор от этого страдаем. К сожалению, у всех, исключая коммунистов, — у христиан, у мусульман принято смотреть за границу, чтобы найти себе опору. Пользуясь этим, тут правили французы, после них американцы, англичане, сирийцы, египтяне. Израиль смог войти сюда именно этим путем.
- Кто является союзником Компартии Ливана?
- К сожалению, мы не можем говорить о существовании союзников в том смысле, который Вы имеете в виду – то есть, людей, политические и социальные силы, которые бы могли разделять наши позиции. Исторически мы имели союзные отношения с Прогрессивной Соцпартией, когда был жив, ныне покойный, Камель Джумблат. Мы тогда сформировали мощный Национальный фронт, в который, кроме нашей Партии и Прогрессивной Соцпартии, вошла организация Коммунистического действия или труда, которая до сих пор существует, но не действует. Еще в этот Фронт вошли националисты и другие национальные группировки. Это было в период, когда мы формировали Ливанское национальное движение. После гибели Камеля Джумблата, после того, как сирийцы вошли сюда, после того, как они смогли привлечь на свою сторону многие политические силы и многих деятелей, мы фактически остались одни. Сейчас, к сожалению, в Ливане нет организованных левых сил. Есть Компартия. Есть остатки организации Коммунистического труда. Есть некоторые другие деятели левого толка. Они в свое время ушли из левых организаций, в том числе, и из нашей партии. Мы поддерживаем со многими из них контакты. Мы стараемся собрать остатки этих левых движений, чтобы создать какое-то политически чистое место, куда могли бы прийти честные ливанцы, отбившиеся от своих конфессий.
К сожалению, социальная структура современного Ливана не соответствует политической структуре. Если рассмотреть все политические партии Ливана, разумеется, не считая коммунистической, а также, партии, представляющие другие левые силы, то можно увидеть, что по социальному составу они схожи, как две капли воды. В них можно встретить всех: от самого бедного рабочего до самого крупного олигарха. И в этом — основная проблема Ливана. Поэтому, когда начинаешь бороться за какой-либо социальный вопрос, касающийся зарплаты, налогов или чего-нибудь другого, то натыкаешься на сопротивление рабочих, состоящих в какой-то из этих конфессиональных партий. И оно, это сопротивление, как ни странно, часто бывает более сильным, чем сопротивление буржуазии. Буржуазия, состоящая во всех этих партиях, когда заходит речь о социальных преобразованиях, всегда едина в своих действиях против народа, но, тем не менее, пользуется его поддержкой. В этом — основная наша проблема. Мы делаем все возможное, но очень трудно пробить стены многоконфессиональной структуры общества.
- Несколько слов о конфессиональном разделении среди профсоюзов. Для нас это малознакомая проблема.
- Пока политическая власть была в руках колониалистов, ими было деформировано профсоюзное движение. Искусственно создавались внутриконфессиональные профсоюзы и объединения профсоюзов. Потому сейчас у шиитов есть свои профсоюзы, у суннитов — свои, у маронитов — свои. Существующее разделение оставило от профсоюзов одно название. Такой профсоюз завтра запросто может выступить против какого-то социального движения. Но даже если не выступит, то не будет и действовать в общем русле. Они разгромили профсоюзное движение, говоря, что это де требование современности. На самом деле, это требование глобализации. Делалось это для того, чтобы профсоюзы везде были слабыми, чтобы капитал, который будет притекать в Ливан не находил никакого организованного сопротивления со стороны рабочего движения. Этот разгром действительно пошел на пользу капитала.
- Каково Ваше отношение к Комитету расследования убийства Рафика Харири?
Вы знаете, эта комиссия создана ООН. И мы воспринимаем ее создание как данность, потому что никто не спросил нашего согласия. Мы не против того, чтобы эта Комиссия работала. Но мы требуем, как и многие честные ливанцы, чтобы эта Комиссия работала профессионально, чтобы расследование велось по всем правилам, чтобы работе этой Комиссии не придавали политический характер, т.е. чтобы политические интересы той или другой стороны не влияли на работу этой Комиссии. К сожалению, подобные требования до сих пор не выполняются, потому что оба рапорта этой Комиссии свидетельствуют о ярко выраженном политическом вмешательстве во внутренние дела Ливана.
- Что Вы думаете по поводу нагнетания обстановки вокруг Сирии?
- Понимаете, разговор о Сирии не может быть коротким. Во-первых, о нашей общей позиции по отношению к Сирии. С самого начала, когда сирийцы еще были тут, наша позиция по отношению к Сирии, к тому, как сирийцы себя здесь вели, была критической. Мы были единственной политической силой, которая так относилась к сирийскому присутствию и поведению в Ливане. Мы считали, что Сирия, хотя имела огромные возможности положительно влиять на ситуацию в Ливане, добиваясь проведения политических преобразований, не сделала этого. Они законсервировали уже существовавшую на то время многоконфессиональную структуру Ливана. Они, опираясь на эту структуру, проводили вмешательство не только в общегосударственные дела, но и — в самые мелкие, внутриконфессиональные и, даже, во внутрисемейные. В этом отношении сирийцы очень сильно повредили Ливану. Они своим поведением создали себе много врагов. Они нанесли определенный урон не только интересам Ливана, но так же интересам самой Сирии, и вообще интересам Арабского Единства.
С другой стороны, сирийское присутствие имело положительные стороны. Сирийцы помогли Ливану прекратить военные действия. Они помогали в восстановлении экономики, в перестройке ливанской армии. Они так же помогали нам в деле отражения израильской агрессии. Это плюсы. И я думаю, что нет ни одного нормального рационального ливанца, который бы это отрицал. Мы уже сказали сирийцам, что в отношении сопротивления американскому вмешательству, американской агрессии мы с ними и будем с ними, если они, на самом деле, будут ей противостоять. Но, что касается их отношения к Ливану, мы категорически против их присутствия и вмешательства. Мы требуем, чтобы сирийцы пошли на уступки ливанскому народу, а не делали вынужденные уступки американцам или каким-то другим империалистическим силам. Этой позиции мы придерживались тогда, во времена сирийского присутствия и продолжаем следовать ей сейчас.
Считаем, что необходимо перестраивать ливано-сирийские отношения на основе равенства, братства и взаимопомощи, как взаимовыгодные и добрососедские, потому что именно только такие отношения должны быть между двумя независимыми государствами. Но, к сожалению, сирийское руководство до сих пор не поняло этого и не сделало соответствующих выводов —ни тогда, когда Сирия присутствовала в Ливане, ни после того, как ушла из него. Таким образом, вместо того, чтобы смягчить проблему, они ее обострили. После своего ухода из Ливана, сирийцы закрыли границу. А это единственное государство, не считая Израиля, с которым граничит Ливан. Нас окружают: Сирия, Израиль и море — больше ничего. Все это очень отрицательно повлияло на отношение ливанцев к сирийцам. После ухода Сирии произошла серия убийств, начиная с Харири. Честно говоря, мы не имеем никаких достоверных данных насчет того, кем совершены эти убийства, и кто их санкционировал: сирийская или какая-либо другая сторона. Но у нас так же нет оснований бездоказательно оправдывать кого бы то ни было: будь то сирийцы, израильтяне или американцы. Мы считаем, что только расследование сможет прояснить ситуацию. Есть определенные политические силы, которые, если завтра, к примеру, Израиль убьет кого-нибудь, будут обвинять Сирию. Так произошло, когда был убит Харири, так происходит и сегодня. Есть силы, которые стремятся обострить наши отношения с Сирией. И я хочу оговориться на этот счет.
- Насколько сильным является американское вмешательство во внутренние дела Ливана?
- Мы считаем, что американцы в своих планах по дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке хотят перевести Ливан с одного берега на другой, хотят, чтобы он вместо сопротивления этим планам, содействовал их выполнению, т.е. отводят ему роль своего сателлита. И, надо сказать, что они достаточно преуспели в решении этого вопроса посредством выборов в парламент и т.д. Поэтому я не боюсь заявить, что в Ливане существуют силы, которые открыто стоят на стороне американцев и готовы выполнить их любое распоряжение. И эти силы не видят никаких препятствий к осуществлению выпадов против Сирии и сирийского руководства. Но, опять таки, сирийское руководство само дает карты в руки этих сил.
- Что Вы можете сказать по поводу проблемы палестинских беженцев, укрывшихся во всемирно известных ливанских лагерях?
- Палестинские беженцы находятся здесь не по своей воле, их изгнали из родной страны. И хотя существует резолюция ООН № 194, которая предполагает возвращение этих людей на родину, Израиль сопротивляется ее решениям. По известным всем нам причинам, ООН настаивает на выполнении именно тех резолюций, решения которых направлены в пользу Израиля. Те же резолюции, которые каким-то образом задевают интересы Израиля, замалчиваются. Таковыми являются резолюции № 242 и 244. Также ООН настаивает на резолюции № 1559 с тем, чтобы разоружить военные формирования ливанского сопротивления и палестинские отряды.
В этой проблеме есть две стороны: палестинцы в Ливане живут очень бедно, у них нет никаких человеческих прав, защиты и работы. Я редко бывал в этих лагерях, но недавно был там, и сказал одному палестинцу: "Если бы я находился в таких условиях, из меня не вышло бы ничего, кроме террориста". Я утверждаю, что никого, кроме террористов, эти лагеря воспитывать не могут. Это, во-первых. Во-вторых, что касается палестинских организаций. Палестинские группировки тоже разделены. Среди них большинство входит в состав Организации Освобождения Палестины, но есть несколько организаций, которые туда не входят. Существует реальная ситуация, в которой палестинский народ, невзирая на сопротивление наших властей предпринимает попытки, находясь в оккупации, построить свое государство. Сейчас становится общепринятым мнение, что их вооружение уже утратило свою функцию, и надо ликвидировать все оружие, которое находится в лагерях. Но ведь никто не может гарантировать палестинским беженцам, что завтра какой-нибудь израильский "командос" не ворвется в их лагерь и не учинит расправу над ними. Поэтому пусть это оружие остается там, чтобы люди смогли себя защитить. Ведь ливанская армия ни сейчас, ни в ближайшем будущем не готова и не способна защитить ни Ливан, ни палестинцев.
- Вчера, в палестинском лагере, мы общались с лидером ливанского отделения Демократического Фронта освобождения Палестины Али Фуадом. Каково Ваше отношение к этой организации?
- У нас хорошие отношения. Это организация марксистского толка. Конечно, есть какие-то нюансы, какие-то разногласия, но по основным вопросам мы с ними сотрудничаем. Как раз, до того, как в Ливане начались вышеупомянутые события, позапрошлым летом, я встречался с генеральным секретарем указанной организации. Мы с ним договорились вести совместную работу на общеарабском уровне. Арабские Компартии подготовили проект, чтобы создать обширный форум лево-демократических сил, и мы также сотрудничаем по созданию этой организации.
- Расскажите о роли Компартии в общеливанском сопротивлении империалистам.
- Наша партия интернациональная по своей природе. Когда в 1948 году был создан Израиль, арабские коммунисты согласились с резолюцией о разделении Палестины. Тогда и Советский Союз соглашался. И только потому, что Советский Союз соглашался, мы считали: неужели мы можем быть против данного решения? Но это привело к изоляции Коммунистических партий и к возрождению националистических чувств и настроений. Были созданы очень большие арабские националистические организации, в основном, в Сирии, Ираке, Египте. Наша партия несколько лет спустя, пересмотрела свою позицию, указала, что прежняя была ошибочной. На основании этой самокритики, начиная с середины 60-х годов, когда Израиль начал подвергать Ливан агрессиям и интервенции, мы создали Народную гвардию – другими словами, военное ополчение. Когда началась гражданская война, все коммунисты, каждый, как смог, участвовали в ней. В 1972 году Израиль оккупировал Ливан и дошел до Бейрута. Тогда по инициативе нашей партии было сформировано Движение Сопротивления. После создания этого движения мы начали военное сопротивление израильтянам здесь, в Бейруте. Мы начали действовать с 16 сентября (день выхода заявления о создании движения), и продолжали бороться, пока не отбросили израильтян до Набатеи. Это заняло примерно два года. В это время из недр нашего широкого движения образовалась «Хизболла». Если бы тогда мы не организовали то Сопротивление, обстановка сейчас выглядела бы совсем по-другому. Многие считали, что это сумасшедшее решение, что невозможно противостоять израильской военной машине. Но мы настаивали на своем. Мы верили в силы народа. И ливанский народ действительно оказывал сопротивление, обеспечивал поддержку в борьбе, которая, в конце концов, увенчалась успехом. Однако в ней погибли сотни коммунистов.
Беседовали: Андрей Манчук, Сергей Киричук
Западный Бейрут, 2006 г.
Расшифровала Наталья Кузьменко
Также смотрите: Левантийские записки. Репортаж редактора communist.ru из Ливана и Сирии
|