Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Эволюция идеала женской красоты
 
Идеал красоты каждой эпохи зависитот главных тенденций века.Как мало существует моральная идея,так мало существуют и абсолютные понятияо красоте.Эдуард Фукс
Согласно данным опроса старшеклассниц Бостона, 69% девушек формируют свой идеал красоты под влиянием модных журналов. Насколько такой способ формирования идеала соответствует исторически-необходимому способу, отображающему реальное состояние человеческих отношений? Как и по каким причинам изменялся идеал женской красоты в разные эпохи? Чтобы разобраться в этих вопросах, нужно взять на вооружение принцип материалистического подхода к истории.
Уже в древние времена люди кроме предметов быта лепили из глины человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству – 80 тысяч лет. Первые предметы культуры изображали именно женщину – это последствия матриархата. Эти находки имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга матери богов. Какие требования были к идеалу женской красоты в то время, и кто был «законодателем моды»? Ошибочным было бы считать, что идеал красоты тогда формировался под влиянием желания нравиться мужчинам, которые были ниже по социальному статусу. Проще говоря, женщина изображалась только из-за того, что по сущности только она и была человеком. Изображение женщины имело ярко выраженные половые признаки, и во многих случаях она была беременна. Таким образом, идеал того времени был обусловлен социальным статусом женщины как матери рода. Древние люди заметили, что здоровые женщины рождали здоровых детей, а это тогда ценилось очень высоко. Это они и вкладывали в изображения – то, что, по их мнению, символизировало здорового человека.
Собственно говоря, по скульптурам периода матриархата еще нельзя судить об идеале красивого женского тела. Они есть только несомненным подтверждением того, что женщина здесь занимала в обществе достойное место и еще не была превращена в рабыню, как это случилось после утверждения частной собственности и порожденного этим утверждением патриархата.
В Античной Греции изображение людей впервые приобретает признаки искусства. Можно не сомневаться, что известные скульпторы древнегреческих богов носили идеальный характер. Мраморная скульптура богини красоты и любви Афродиты отображает эллинские нормы красоты и гармонии женского тела. Знания древних греков лишились мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Аристотель говорил, что красота – в определенном соотношении частей целого, симметрии и упорядоченности, органической целостности. Яркие воплощения идеалов античной красоты – это статуи Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, мысли – благородны. Типичная черта греческих изображений – это гармония пропорций, природная красота, молодость, частичная или полная оголенность тела [1]. Таким образом, красота женщины в то время выражалась в красоте тела. Но нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь. Если же посмотреть на картину реальной жизни греков, то можно говорить о незавидном положении женщины в обществе. Женам отводилась роль деторождения и ведения домашнего хозяйства. Статус человека имели только гетеры – ими восхищались, их воспевали в стихах. Возможно, именно их тела вдохновляли скульпторов. Хотя вернее было бы сказать, что богини достались грекам из матриархата. Полное доминирование патриархата привело к тому, что женщина лишилась всех своих прав и жила ради удовлетворения потребностей мужчины.
Рим практически целиком перенял греческую культуру. Но все же римляне сделали шаг вперед. Он заключался в том, что мастера начали изображать реальных людей, живущих в те времена. Это были и знатные патриции, и плебеи, и гладиаторы, и даже рабы. В целом, главная заслуга римлян – в том, что они сохранили миру древнегреческую культуру, поскольку следующие поколения, живущие на территории Древней Греции, не стремились защищать плоды греческой культуры.
Идеалы женской красоты всегда были отображением половой морали. В Средневековье господствовала религиозная мораль. Нормой половой морали стал аскетизм; все телесное провозглашалось грехом. Преобладающим видом художественной деятельности была иконопись. Женским идеалом того времени стала Богоматерь. Ее чаще всего изображали в сером, полностью закрытом одеянии, худой, с лицом, полным скорби. Плоть стала греховной, половые отношения оправдывались лишь для продолжения рода, поэтому не удивительно, что идеалом красоты того времени стали ангелы, существа, вообще не имеющие пола.
С развитием производительных сил повышалось благосостояние людей, особенно мещан, и Деву Марию в городах стали рисовать более полной и с пухленьким младенцем на руках. Тотальная церковная цензура в сфере половой морали нередко приводила к комическим парадоксам. Например, церковь всегда пыталась бороться с проституцией, остатками античности в виде оргий, вакханалий и т. д. Символом этих персонажей становились ведьмы, которые на иконах типа «Страшного суда» изображались с распущенными волосами и почти всегда голыми. Таким образом, изображение казни ведьм на гравюрах и картинах значительно оживляет перечень скупых женских портретов и икон. В следующие эпохи ведьмы будут изображаться как символ мистицизма и свободной любви.
Эпоху Средневековья сменила следующая. Почему феодализм постепенно сдавал позиции? – Усовершенствование орудий труда привело к увеличению продуктов – появился излишек. Это дало толчок для развития торговли, а для этого были налажены пути сообщения между отдельными провинциями и между разными государствами. Прогремели великие географические открытия. Места, которые находились на пересечении путей, стали центрами торговли. В них и начала развиваться культура. Общая интеграция дает право вести речь об обобщении идеала красоты для Европы, хотя мы знаем, что эти земли развивались достаточно неоднородно. В любом случае, идеал красоты Ренессанса отличался от идеала красоты предыдущей эпохи. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Душа отходит на второй план, и перед нами во всем своем величии появляется Тело. Красота теперь неотъемлемо связана с телом. Люди вспомнили, что «когда-то они это уже видели», и искусство взяло своим основанием достижения Античности. В моду вошло стремление к полярной противоположности полов, и это поставило следующее правило: совершенная красота содержится в выражении половых отличий мужчины и женщины. Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом красоты. С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине иметь все данные для материнства – в первую очередь, большую грудь. Красивыми считали широкие бедра, крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья красота уступала красоте зрелой женщины 35-40 лет. Одежда стала более открытой, но не более. Зато в эпоху Ренессанса не запрещается позировать для картин обнаженными. Среди аристократов даже возникает определенная мода изображать своих любимых в костюме Евы. Производственные отношения, набирающие обороты, требовали увеличения количества рабочих рук, то есть рождения большего количества детей, и это обуславливало моду на беременность (очень часто женщин на портретах изображали беременными).
Новые отношения привели к возникновению новых классов. Экономические условия существования классов обусловили половую мораль [2].
В развитых странах Европы правила аристократия, поэтому идеал красоты здесь воплощается в аристократическом идеале. Стремления следующие: женщина – это изысканный источник удовольствия. Это – главные принципы изображения женщины в эпоху абсолютизма.
В эту эпоху идеалы красоты дворян и простых людей значительно расходятся. Для простолюдина главным условием красоты является приспособленность человеческого тела к работе и к продолжению рода. Поэтому крестьяне мечтали о пышной, румяной супруге, которая способна к хорошему труду и к рождению крепких детей. Крестьянка, которая хорошо работает, должна хорошо питаться, а физический труд не даст ей ожиреть. Аристократы были противоположны в своих вкусах. В эпоху абсолютизма для них красивое отдельно и в совокупности лишь то, что оказывается непригодным к труду. Это отображалось в их идеале красоты: тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело [3]. В Китае ноги девочкам забивали в деревянные колодки, и они не могли не только работать, но и нормально ходить. Для еще лучшего вида была нужна пикантность. Красота тела уже не связана с наготой – обнаженными становятся лишь некоторые части тела, а одежда дамы активно подчеркивает их. Люди любят теперь больше всего юность и признают только ее красоту. Женщина никогда не становится старше двадцати. Для способа жизни аристократок беременность и кормление ребенка становится неприемлемым. Это не только выбивает женщину на определенное время из придворной жизни, но еще и вредит красоте ее тела. Поэтому среди портретов дворянок того времени трудно найти беременных. Как известно, в период галантности популярными становятся куртизанство и проституция. Это, в свою очередь, не могло не повлиять на идеал женской красоты. Лицо женщин уже не несет суровой красоты и чистоты, как в Средневековье. Напротив, им присуща некоторая развратность. Пикантна интересная бледность лица – символ хрупкости – а также отпечаток, наложенный на лицо ночами, посвященными любви.
Развитие продуктивных сил обусловило переход к капиталистическому способу производства. Класс буржуазии, который развивался все быстрее, постепегнно становился реальным хазяином в еще монархическом мире. Закономерным результатом развития капиталистических отношений стала буржуазная революция. Главные духовные руководители революции – просветители – по-новому описали идеальную женщину, и исходили они из идеальных половых отношений. Воспевался честный брак, которому предшествовала романтическая любовь, то есть брак становился вершиной любви. И в самом буржуазном обществе скоро осознали необходимость крепкого брака: буржуазия в своем начальном состоянии находила в семье надежную опору. Вершиной брака стали дети. Неверность, которая в предыдущую эпоху была чуть ли не обязательным условием любви, теперь строго осуждалась. Также осуждались обществом куртизанство и проституция. Снова красота женщин оценивалась способностью рождать. Требовались соответственные физические данные. Полнота указывала на регулярное и обильное питание, что, в свою очередь, свидетельствовало о материальном благосостоянии, привлекавшем теперь больше, чем женщина.
Развитие капитализма вело к накоплению денег в руках отдельных людей. Более ощутимыми стали классовые отличия. Капиталисты, почувствовав силу денег, вывели свой жизненный принцип – за деньги можно купить все. В том числе и любовь. Поэтому не могли не выйти снова из подполья куртизанство и проституция. Новые денежные отношения полностью подчинили себе мораль. Фактическую мораль. А писаные правила навязывались лишь тем, кто не имел достаточно денег. В норме морали стали браки по расчету. По приведенному выше принципу человек тоже стал товаром.
Все это находит отображение в искусстве. Картины того времени достаточно часто изобличали изъяны общества. Появился такой вид художественного искусства, как карикатура. Художественные течения, как правило, шли в ногу с литературой. Литературные течения, отображающие эпоху, показывали ее идеалы. Романтизм, реализм, символизм и другие течения, безусловно, тоже немало повлияли на формирование идеала женской красоты.
Все предыдущие идеалы касались женского тела. Фактически это были мужские идеалы женской красоты – сугубо патриархальные идеалы. Однако в ХIX веке женщина впервые изображается с позиции человека. Художники, которые придерживались передовых демократических взглядов, начинают искать в женщине не просто телесную красоту, но и душу, ум. На лице, кроме утонченных черт, впервые появляются мысли. Теперь на картинах женщина из объекта удовольствия превращается в субъект человеческих отношений. Как пример можно рассмотреть картину российского художника Ярошенка «Курсистка». Главный «персонаж» этой картины – сверток с книгами и конспектами. Он свидетельствует о духовной красоте девушки, которая идет на учебу (или возвращается). Лишь одно это обстоятельство придает красоту внешнему виду девушки.
 К сожалению, это направление в изображении женской (собственно, человеческой) красоты в искусстве не получило развития, разве что в так называемом социалистическом реализме, который, кстати, сейчас становится модным. В буржуазном же мире вначале прошлого века возникло много так называемых модернистских течений, принцип которых заключался в отрицании реализма и в переходе к крайнему субьективизму в изображении мира. После первой мировой войны мир теряет присущую ему целосность, обычный порядок жизни начинает разлагаться, рушиться, и ощущение разрушения, потери целостности становится лейтмотивом творчества большинства модернистов. Художники уже не рисовали целое тело, а стремились изобразить его фрагментарно. Женщину тоже стли рисовать отдельными частями. Вместо фигуры – «салат» с ног, рук, бедер, грудей, причесок. Теперь идеал является не действительным отображением эпохи, а последствием мировоззрения отдельных мастеров. Характерной становится тенденция к отрицанию классического вида, и его распад.
Это касается искусства. Но с глобализацией и с развитием технических средств набирает обороты так называемая массовая культура. С появлением массовой культуры интересы разных социальных классов становятся похожими. Проще говоря, слушают попсу и смотрят голливудские фильмы как пролетариат с крестьянством, так и буржуазия.
Теперь идеалами женской красоты на целые десятилетия могли стать киноактрисы. После распространения модернизма, где картина иногда превращалась в бессмыслицу, возник кризис в художеском творчестве. Некоторые художники заявили, что искусство умерло, и время перейти от изображения к производству самых вещей. Кто-то оставил занятия живописью, а более рассудительные попробовали использовать новейшее искусство в области рекламы и промышленности. Так искусство стало на службу капиталу[4].
На протяжении прошлого века идеал красоты изменялся несколько раз, но причинами этих изменений были уже не революции в общественной жизни, а необходимостью капитала изготавливать все больше и больше товаров для тела. Целостного понятия идеала женской красоты уже не существует. Он постепенно исчезает, регрессирует, как исчезает и классическое его изображение. Последний такой «наиболее популярный» идеал – это эталон красоты, сформированный 25 лет назад владелицей одного модельного агентства в Нью-Йорке. Понятно, что здесь не идеализируют красоту и здоровье тела, а стремятся показать красоту одежды. Женщина должна быть похожа на манекен. Требования к телу следующие: минимум, метр семьдесят роста, маленькая грудь, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, красивые руки, широко расставленные глаза, не очень большой рот и не очень узкие губы. Об уме и какой-либо совершенности чувств тут, как видите, не упоминается.
Женская красота сейчас стала неплохой торговой маркой. Ею занимаются отдельные агентства, компании и даже отрасли промышленности.
На сегодняшний день нереальный идеал эпохи пытаются отобразить на картинах, а под влиянием массовых изображений женщины у современного человека формируется определенный «желаемый» идеал, суть которого состоит в том, что женщина как раз и выступает чистым символом желания – желания владеть всеми вещами, которые рекламируются с помощью женской красоты. Следующий настоящий идеал женской красоты человечество увидит уже во время всемирных социалистических преобразований.
 
1 – „Красота и время”. www.netpages.com.ua/news111.html
2 – „Иллюстрированная история нравов”. Фукс Эдуард.
3 – “Эстетическое отношение искусства к действительности”. Чернышевский Н. Г.
4 – ”Кризис безобразия”. М. Лифшиц, Л. Рейнгард
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Когда чиновники воруют быстрее, чем народ производит, они говорят, что народ не умеет работать
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.