Наш собеседник, Юрий Бобченко возглавляет крупнейшую профсоюзную организацию Украины, на самом рентабельном и самом известном промышленном предприятии нашей страны. Уже полгода, сразу после того, как бывшая «Криворожсталь» получила название «Mittal Steel Кривой Рог», работа его профкома приковывает к себе внимание политиков и СМИ. С тех самых пор профсоюз пытается строить новые отношения с новым хозяином, а на самом комбинате идут изменения, противоречащие интересам его многотысячного коллектива. Как, впрочем, и многих других жителей города металлургов и рудокопов.
Эти новшества проявляют себя в разной форме. Так, при посещении обзорной площадки на рудничном разрезе наших корреспондентов задержала охрана нового собственника комбината. В городе рассказывают о драке между местными жителями и представителями иностранного менеджмента бывшей «Криворожстали». По словам очевидцев, ее спровоцировало оскорбительное поведение боссов. Люди жалуются на невыполнение социальных обязательств, опасаются сокращений, приводят в пример судьбу работников казахского металлургического гиганта в городе Темиртау.
Руководство профкома ОАО «Mittal Steel Кривой Рог» изучает опыт международного профдвижения. Антисоциальная политика Лакшми Миттала вызывает протесты отнюдь не только в одной Украине. Они отмечены практически на каждом из его предприятий. Навыки этой борьбы могут быть применены и на привыкшей к протестам "Криворожстали".
Ну а теперь впору протестовать всем жителям нашей страны. Новое повышение цен на продукцию криворожского комбината, состоявшееся 6 июля, грозит увеличить рост цен на жилье, существенно удорожив его себестоимость. Последствия действий нового собственника, который давит из комбината всю возможную прибыль, могут почувствовать далеко за пределами города Кривой Рог.
Империя Mittal Steel приковывает к себе внимание всего мира, в связи со слиянием с другой крупнейшей сталелитейной компанией – «Arcelor», и слухами о возможном банкротстве этого колосса на ногах из стальной катанки. А нам стоит обратить внимание на то, как выполняет свои социальные обязательства вчерашний любимец нашей честной власти.
Интервью с Юрием Бобченко, председателем профсоюзного комитета ОАО «Mittal Steel Кривой Рог»
-Как развиваются отношения профсоюза с новым собственником – Лакшми Митталом?
Я бы не сказал, что наши отношения строятся на принципах социального партнерства и какого-то сотрудничества. Скорее, они базируются на основе деловых переговоров. Мы встречаемся здесь, в этом кабинете, на территории профсоюзного комитета, встречаемся в кабинете у собственника, в «нейтральных» кабинетах.
Что касается фиксированных условий инвест-обязательств, взятых на себя собственником, мы не являемся сторонними наблюдателями. Мы стараемся предпринимать все возможные и невозможные меры в пределах законодательного поля Украины, чтобы собственник их сегодня выполнял. Это особенно касается тех пунктов, которые собственноручно писались профсоюзным комитетом и согласовывались с трудовым коллективом, которые выносились мной на сессию городского совета, где они были утверждены, которые были поддержаны Кабинетом министров и Фондом Госимущества. Мы знаем, что мы писали, мы знаем что не требуем ничего лишнего. Только то, что взял на себя собственник, как фиксированные условия инвест-обязательств.
-Что касается повышения заработной платы до отраслевого минимума и согласно прожиточного минимума. Собственник до сих пор отказывается от этого?
Что касается отраслевого минимума, собственник говорит: мы всё выполняем. Дело в том, что обязательства предписывают выполнить этот отраслевой минимальный стандарт до 2010 года. Вот они открыто и говорят: мы его можем выполнить и 31 декабря 2009 года, время у нас еще есть. Если брать за расчет отраслевой минимальный стандарт, то сегодня средняя заработная плата на комбинате должна составлять свыше двух тысяч двухсот гривен. Чего, у нас, конечно, на сегодняшний день нет. В этот вопрос надо внести ясность, что мы сегодня и делаем через Фонд госимущества. Потому, что само понятие «достичь до 2010 года» предполагает поэтапность. Вот если бы мы написали «в 2010 году», тогда речь бы шла о конкретной дате.
Что касается повышения заработной платы в части прожиточного минимума, собственник выполнил эти обязательства. Хотя он говорит, что это повышение заработной платы не связано с прожиточным минимумом. Говорит: «мы сами ее повысили». Но я хочу отметить, что это повышение произошло после предписания Фонда Госимущества, после первой промежуточной проверки Фонда, где было отмечено несоответствие, отмечено, что тариф первого разряда ниже, чем прожиточный минимум. Начиная с 1 января, собственник повысил зарплату на 10%, а с 1 июня – еще на 5%. Я думаю, что до конца года он больше не намерен ее повышать, включая и тринадцатую зарплату. Это озвучил генеральный директор господин Нарендра Чодэри.
По тринадцатой зарплате на сегодняшний день мы видим явное невыполнение обязательств. Хотя все здесь говорит в пользу профсоюзного комитета и трудового коллектива. Если смотреть по прошлому году, собственник реализовал готового проката свыше чем на 11 миллиардов гривень, и получил 1 миллиард двести миллионов чистой балансовой прибыли. И при этом заплатил 75% тарифного оклада вместо полноценной тринадцатой зарплаты – это 38% вместо ста процентов зарплаты. В этом отношении мы сегодня видим невыплату в полном объеме на 62%. И не подаем в суд потому, что надеемся на следующую проверку Фонда госимущества, которая планируется в первых числах августа. Если будет предписание непосредственно госпожи Семенюк, о том, что в случае невыполнения обязательств надо подавать в суд, я думаю, собственник повернется к нам лицом. Если не повернется, мы готовы предпринимать все те меры, которые оговорены в законодательном поле Украины. Например, объявление коллективного трудового спора.
Также из инвестиционных обязательств не выполняется строительство жилья. За предыдущие пять лет мы построили свыше тысячи квартир и бесплатно выдали их работникам комбината в соответствии с очередностью. Сегодня собственник говорит, что жилье мы строить не будем.
-Что можно сказать относительно проблемы скрытых увольнений?
Вы назвали правильную формулировку – «скрытые увольнения». Это не сокращения. Люди, например, увольняются, или идут на пенсию. А вакансия на их место оказывается закрытой. На сегодня мы недосчитываемся свыше тысячи человек на комбинате, где фактическая численность работников ниже плановой численности. А наши законы гласят, что фактическая численность должна быть приведена в соответствии со штатной численностью. Мы будем этого добиваться, в том числе, и через работу с тем же Фондом Госимущества.
- На днях стало известно о планах увольнения 26 тысяч рабочих на предприятиях Mittal Steel. Затронет ли оно криворожский комбинат?
Они и сегодня говорят, что у нас на предприятии якобы работает много людей. Все, что не написано, то не сказано, но в устной форме представитель администрации по связям с общественностью и кадрам господин Франк Паннир, а также господин Нарендра Чодэри открыто говорят: мы будем выходить с предложением выдавать определенную сумму денег тем, кто согласиться уйти с предприятия. Особенно тем людям, которые работают в непромышленной группе цехов, особенно – пенсионерам. Опять таки устно было сказано, что эта сумма может колебаться от 7 до 10 тысяч условных единиц, и я думаю, что при нынешней жизни в Украине люди будут соглашаться. Но самое страшное, что увеличится интенсивность труда. Если из бригады, которая работает ручным трудом, будет уволен тот или иной человек, нагрузка на других работников явно увеличится. При том же фонде оплаты труда.
-Вы посещали предприятие Mittal Steel в казахском Темиртау?
Там были мои заместители. И не только в Казахстане. Как раз сейчас они приехали из Румынии. Там они встречались с людьми из профсоюзов других трудовых коллективов компании Mittal Steel, где были представители практически всех ее предприятий, из Америки, из Европы. Вы первыми получите от них эту информацию. Есть много интересных моментов – например, мы четко видим и прослеживаем, где профсоюзы – например, в Германии, сидят на заработной плате собственника. У нас этого нет, поэтому нам проще выступать. Представители этих профсоюзов говорили в том духе, что все хорошо, и проблем нет. А мы были в числе тех, выступления которых не понравились собственнику.
- Проводили ли вы акции протеста и солидарности? В частности, в связи с тяжелым социальным положением работников предприятий в Темиртау?
Да. С момента прихода собственника, когда мы увидели, что он явно не хочет выполнять условия инвест-обязательств в части заработной платы, мы провели акцию протеста в виде митинга. Такие же акции проводятся на Темиртау. Мы здесь солидарны, поддерживаем друг друга. За десять лет, с момента прихода компании Mittal Steel на предприятия Темиртау, численность трудящихся уменьшилась на 30%. Заработная плата на предприятиях компании в других странах, в лучшем случае, увеличивается от 3 до 5%. Мы же за предыдущие пять лет ежемесячно увеличивали заработную плату от 25 до 30%. С приходом нового собственника, добились увеличения зарплаты на 15%. Конечно, на фоне других предприятий мы выглядим лучшим образом. Но это не показатель для хвастовства, потому что надо знать какой прожиточный минимум в тех странах, какая там зарплата у металлургов.
- Как повлияет на трудовой коллектив возможное слияние компаний Mittal Steel и Arcelor?
Если это объединение произойдет, тогда конечно, нам будет сложно бороться, поскольку они будут монополистами, будут диктовать цены на мировом рынке металла. Кстати, с момента прихода на наше предприятие компания неоднократно увеличивала цену готовой продукции для украинских потребителей. С 1 июня цена практически всей готовой продукции увеличена на 25 долларов за тонну (с 4 июля – на 48 долларов – прим.ред.).
-Новый собственник сократил финансирование экологических программ на комбинате. Чем это угрожает экологии города и здоровью рабочих?
Это один из самых злободневных вопросов. Пока что мы не можем видеть ясную картину ситуации, и вынуждены оперировать цифрами. На природоохранные мероприятия в этом году собственником запланировано израсходовать 56 миллионов гривен. Фактически за полгода израсходовано 6 миллионов гривен. Собственник говорит, что сегодня у нас не ухудшилась ситуация с выбросом вредных веществ в атмосферу – фенолов, формальдегидов, и так далее. Я бы так не сказал, потому что с момента прихода собственника мы не раз ощущали это на себе. Появились коллективные жалобы жителей города – причем, из разных районов, а не только из районов, близких к комбинату, как это было раньше. Когда мы начали подымать эти вопросы, говорить о неосвоении денег на экологию в СМИ, руководство кампании подошло к этому вопросу более жестко, и на протяжении двух последних недель ситуация с выбросами в атмосферу заметно улучшилась. А две недели назад я не мог открыть форточку у себя дома, в 15 километрах от комбината.
-Накануне Федерация профсоюзов Украины организовывала всеукраинские акции против повышения тарифов и цен. Вы поддерживаете эти протесты?
Я думаю, мы должны научиться быть более солидарными, более сплоченными, какими являются профсоюзы других европейских стран. Там – если бастует игольная промышленность, бастует все, вплоть до авиации. А правительство всегда считалось и считается с профсоюзами. На любых, будь то больших, будь-то малых предприятиях подписание коллективных договоров и социальных контрактов происходит только с участием профсоюзов.
А у нас, если говорить о Генеральном тарифном соглашении между ФПУ и Кабинетом министров, о необходимости повышения прожиточного минимума… Как известно, минимальная зарплата и минимальная пенсия на сегодня составляет 350 гривен, а прожиточный минимум – 496 гривен. То есть, на такую пенсию человек и минимум не может обеспечить. А что будет, когда повысятся цены на жилье, газ, электроэнергию и коммунальные услуги? А они уже повысились…Здесь не надо быть большим политиком – помаранчевым, «голубым», белым, социалистом, и так далее. Пора поворачиваться лицом к людям.
И не надо думать, кто на каком языке разговаривает – это мое личное мнение. Якщо сьогодні ми будемо розмовляти на чистій українській мові, і завтра від цього в нас рівень заробітньої платні збільшиться до європейського рівня – я буду розмовляти виключно українською мовою.
Профсоюзы Mittal Steel приступают к солидарной борьбе
Комментарий Сергея Комышева, заместителя председателя профкома ОАО «Mittal Steel Кривой Рог»
26-27 числа в Бухаресте прошло организационно-консультативное совещание представителей профсоюзных комитетов, представляющих предприятия Mittal Steel практически по всему миру. Первой темой стала новость о том, что Mittal Steel фактически поглотил активы Arcelor. Это известие насторожило всех присутствующих, особенно тех, кто представлял Европу.
Это была первая подобная встреча под эгидой глобального профобъединения – Международной федерации металлистов. Она была посвящена текущему положению дел на предприятиях Mittal Steel и подготовке почвы для солидарных действий профсоюзов в отстаивании своих интересов. На этот же форум были приглашены и представители компании, а именно ее европейского отделения, которое как раз и приобрело «Криворожсталь». Они говорили о партнерстве с профсоюзами, но не стали отрицать, что здесь имеются спорные моменты, поскольку, по их словам, «цели профсоюзов не всегда равняются целям компании». Так было заявлено. Нас с самого начала вежливо попросили не задавать им «неудобных» вопросов. Спрашивали в основном о технологических проблемах, о том, что они хотели бы услышать, не касаясь вопросов заработной платы. Отношение к нашим выступлениям было настороженное.
Затем выступали представители профкомитетов из разных стран. Этот обмен мнениями между профлидерами показал, что для предприятий Mittal Steel характерны общие наболевшие проблемы социального плана. В частности, практически везде собственник стремится к существенному сокращению численности работников. Например, предприятие Mittal Steel в Казахстане ежегодно теряет до тысячи человек. Похожая ситуация на предприятиях в Румынии, Боснии и Герцеговине. В Македонии, куда компания пришла в 2004 году, численность персонала сократилась на треть. В Чехии и Польше на предприятиях Mittal Steel до 2008 года планируется сократить 28 тысяч работников.
Транснациональный собственник крайне неохотно идет на повышение заработной платы на своих предприятиях. На комбинате «Зеница» в Боснии, где коллектив пытается добиться этого повышения, компания оказывает давление на местный профсоюз и его лидеров, идет по пути создания «желтых» профсоюзов и раскола профдвижения. На встрече в Румынии выяснилось, что в некоторых странах Mittal Steel удалось сделать профкомы полностью «карманными». Представителю профсоюза платятся деньги, он входит в состав компании, и делает то, что ему говорит руководство. Естественно, это крайне негативно отражается на социальных аспектах развития предприятия.
Наше предприятие выглядит наиболее приемлемо на общем фоне, так как в других странах зарплату увеличивали на больше чем на 3-5%. Больше повышают там, где активны профкомы. Например, серьезная организация в Македонии, ей руководит очень уважаемая женщина, – активно борется за повышения зарплаты, проводит акции солидарности в защиту прав трудящихся. В Румынии, вы знаете, были события, там блокировалось здание администрации, менеджеров не допускали к работе пока не был сдвинут с мертвой точки вопрос о повышении зарплаты. Вообще, это самый больной вопрос для собственника, они идут на это крайне неохотно. Ведь повышение на 3-5 % при уровне инфляции от 2 до 6% в стране – это, в общем-то, ничего. И даже там, где зарплату повышают – например, в Македонии, – работник компании получает почти в половину меньше, чем металлург на других таких предприятиях в этой стране. 260 евро в месяц на руки, с учетом налогов. Естественно, эти профсоюзы очень близки к нам по духу и по сути, поскольку проблемы у нас с ними общие – проблемы заработной платы.
В США и Германии зарплата довольно высока, согласно нашим стандартам – в США это 22 доллара в час. Платить меньше нельзя согласно законодательству. Но и там она заморожена, ни разу не поднималась за четыре последних года, с тех пор, как компания пришла на эти заводы. Кроме того, там тоже прошло сокращение. В Германии после переговоров было сокращено 30% рабочих.
Господин Паннир, или господин Чодэри говорили нам, что они понятия не имеют, что такое тринадцатая зарплата. Однако практически на любом предприятии рабочим по итогам года выплачиваются бонусы. Размер их зависит от профсоюзного комитета, от того, как он договорится с собственником.
Главным инструментом работы профкомов на всех предприятиях являются генеральное и отраслевое соглашения, на которых основывается коллективный договор. Механизм во всем мире одинаковый. Каких социальных гарантий мы добились, что заложили в соглашение – так и живем.
Еще раз скажу, разница между профсоюзами, которые настроены по-боевому, и теми, которые получают зарплату, сразу бросалась в глаза. Те, кто реально отстаивает свои права, борется за них – это, в основном, представители стран СНГ, в частности – Казахстана, и Восточной Европы. То есть, тех стран, которые не входят в ЕС. Все остальные – Германия, Америка, – довольны сотрудничеством с Митталом. Хотя те же американцы говорят: да, нам бы хотелось, чтобы было лучше. Мы сами видим, что роста заработной платы у них абсолютно нет. Что меня поразило, это когда представители США сказали, что у них очень плохое законодательство о труде, как таковое. Они привели сравнение с нашим законодательством: «У вас, по крайней мере, есть хоть какая-то защита для трудящихся. А у нас собственник если решил, он может выгнать одномоментно всех рабочих».
По итогам встречи в Бухаресте ее участники приступили к налаживанию солидарных действий профсоюзов в рамках корпорации Mittal Steel, за выработку общих требований по социальной защите и подписали общее коммюнике, которое будет помещено в европейской печати и направлено собственнику. Впечатлений много, установили связи, будем учить языки. Везде очень похожие методы воздействия на собственника, везде собственник не хочет уступать. Когда говорил представитель компании, слова у него были такие же, как у господина Паннира. «Мы социально ориентированная компания, мы работаем на благо людей, мы сделали то-то…». Кто с ними общался, сталкивался, знает: это общие фразы декларативного характера.
Беседовали: Андрей Манчук, Захар Попович, Андрей Бондаренко
Также смотри:
- Независимый профсоюз комбината "Азовсталь"
- Становление рабочего профсоюза |