Современная путинская идеология
Николай Некрасов
Реалистическая школа русской скульптуры никуда не делась и никоим образом не сдала свои позиции. Она востребована и создает все новые и новые композиции, украшающие улицы и площади российских городов. Новая эспланада на площади трех вокзалов (Комсомольской) в Москве – один из ярких примеров создания целостного ансамбля в традиционных формах.
Фигура Мельникова, первого министра путей сообщения, на фоне гостиницы «Ленинградская»
Здесь, на месте неприметного сквера, бывшего до недавнего времени пристанищем бомжей и мелких жуликов, появился памятник Павлу Петровичу Мельникову, первому министру путей сообщения. Этот памятник заказало, естественно, Министерство путей сообщения, МПС, а выполнила группа, состоящая из скульпторов Салавата и Сергея Щербаковых и архитекторов Виктора Пасенко и Сергея Герасимова. В результате пятачок между вокзалами, куда выходит лишь лестница подземного пешеходного перехода, ведущая к остановке трамвая, превратился в бульвар, ведущий к памятнику. Сам памятник – это крупная фигура министра, стоящего во весь рост и указывающего рукой на Ленинградский (Николаевский) вокзал, за постройку которого он отвечал при государе Николае I. Бронзовый министр поставлен на круглом гранитном постаменте с крестообразно расположенными ризалитиками, а к этому постаменту ведут лестничные всходы.
Эспланада перед памятником Мельникову на Комсомольской площади в Москве
К этому объекту, кульминации всей композиции, ведет небольшой бульвар со скамейками и двумя бронзовыми картами железных дорог России по сторонам. Гранитные стелы для карт похожи на фонтаны Воронихина на Пулковской горе, а на самих картах изображена Россия при Мельникове с одной дорогой Петербург—Москва и нынешняя Россия, несколько меньших размеров, но с гораздо более развитой железнодорожной сетью. Замыкает бульвар с дальней, узкой стороны гранитный фонтан с массивной чашей, живо напоминающей некоторые фонтаны Петергофа или фонтан перед Адмиралтейством.
Комплексу на Комсомольской площади как будто вторит, как будто откликается на его звучание другой скульптурный и архитектурный комплекс, сооруженный на дальнем краю России. Те же скульпторы, Салават и Сергей Щербаковы, и архитектор Виктор Пасенко сделали памятный знак в начале Северомуйского туннеля БАМа и оформили портал самого туннеля. Все это сделано по заказу МПС в самые короткие сроки и в сорокаградусные морозы.
Памятный знак в честь открытия Северомуйского туннеля и портал туннеля
Памятный знак – это гранитный обелиск, увенчанный бронзовым двуглавым орлом, сияющим золотым блеском. По сторонам обелиска размещено несколько накладных бронзовых деталей и дата, «3 августа 2003 года», отмечающая открытие туннеля. Сам обелиск напоминает памятные знаки, устанавливавшиеся при Николае I в важных местах, например, знак открытия Мариинской системы в Белозерске. Здесь явно ощущается перекличка с петербургской стилистикой 1830-х – 1840-х годов.
Портал туннеля облицован мрамором и гранитом, его завершает пологий фронтон с шарами по краям. Все в целом – и портал Северомуйского туннеля, и стоящий неподалеку от него памятный знак, и памятник Мельникову на Комсомольской площади в Москве, – все складывается в некую цельную композицию, связанную не только самими лентами железных дорог, не только авторством одной группы художников и заказом, поступившим от МПС, но и единым стилем, серьезным и державным.
(информация с сайта www.projectclassica.ru )
Клейнмихель (Петр Андреевич, граф) - русский государственный деятель (1793 - 1896); воспитывался во 2-м санкт-петербургском кадетском корпусе. Выдвинулся, главным образом, благодаря Аракчееву , при котором состоял адъютантом, а затем начальником штаба военных поселений. В 1826 г . назначен генерал-адъютантом и членом комиссии по составлению устава пехотной службы. Пользовался особым доверием и расположением императора Николая I . В 1838 г . ему поручена была перестройка Зимнего дворца после пожара, что он и исполнил с замечательной быстротой. По этому случаю была выбита в честь Клейнмихеля золотая медаль с надписью: "Усердие все превозмогает". В начале 1842 г . Клейнмихель исправлял должность военного министра, а в конце того же года назначен главным управляющим путями сообщений и публичными зданиями и оставался в этой должности до октября 1855 г . За время управления Клейнмихелем этим ведомством окончен постоянный мост через Неву (Николаевский), выстроено здание нового Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога и прочее. Казенные постройки во времена Клейнмихеля возводились быстро, но стоили казне массы денег, а народу - человеческих жертв. По восшествии на престол Александра II , Клейнмихель был одним из первых деятелей предыдущего царствования, уволенным от должности; он был назначен членом государственного совета, в делах которого почти не принимал участия.
Мельников Павел Петрович - инженер и государственный деятель (1804 - 1880). Окончил курс института инженерных путей сообщения, был профессором прикладной механики в том же институте и артиллерийском училище. В 1862 - 69 годы Мельников был министром путей сообщения. При нем произведены многие важные перемены, направленные к изъятию из ведомства учреждений, не имеющих прямого к нему отношения и к замене военного устройства инженеров путей сообщения и института их гражданским устройством. Очень значительно было участие его в сооружении Николаевской железной дороги. При Мельникове была возобновлена постройка железных дорог непосредственным распоряжением правительства, оставленная в период времени с 1856 до 1863 г . Вместе с тем начинается выдача концессий частным лицам, с выпуском акций или облигаций под гарантией правительства. В 1869 г . был созван общий съезд представителей железнодорожных предприятий, на котором положено начало прямой перевозке пассажиров и бесперегрузочной перевозке товаров. При Мельникове улучшены шоссейные пути, открыт канал императора Александра II , расширена и углублена часть Свирского канала, продолжались работы по улучшению Мариинской системы и условий судоходства по Волге. В 1867 г . положено начало устройству судоходной инспекции (на Волге). Работы Мельникова печатались в "Журнале Путей Сообщения" 1832 - 60 годы. Отдельно изданы: "Основания практической гидравлики, или О движении воды в различных случаях и действии ее ударом и сопротивлением" (1836) и "О железных дорогах" (1856).
(информация с сайта http://www.rulex.ru/01111291.htm )
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
В а н я (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
П а п а ш а (в пальто на красной подкладке),
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне
1
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
2
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие - в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. "В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё претерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!
Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?.."
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого -
Это всё братья твои - мужики!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе.
3
В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул - исчезла толпа мертвецов!
"Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал,- тысяч пять мужиков,
Русских племен и пород представители
Вдруг появились - и он мне сказал:
"Вот они - нашей дороги строители!.."
Захохотал генерал!
"Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же... всё это народ сотворил?
Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?
Вот ваш народ - эти термы и бани,
Чудо искусства - он всё растаскал!"-
"Я говорю не для вас, а для Вани..."
Но генерал возражать не давал:
"Ваш славянин, англо-сакс и германец
Не создавать - разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону..."
4
Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены - немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку -
Брал ли на баню, лежал ли больной:
"Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!.." Махнули рукой...
В синем кафтане - почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Праздный народ расступается чинно...
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
"Ладно... нешт о ... молодц а !.. молодц а !..
С богом, теперь по домам,- проздравляю!
(Шапки долой - коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И - недоимку дарю !.."
Кто-то "ура" закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!
Выпряг народ лошадей - и купчину
С криком "ура!" по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
1864 год
|