Ильенков Эвальд Васильевич. Об идолах и идеалах. Киев, «Час-Крок», 2006. Книга издана при содействии «Communist.ru»
Книга Эвальда Васильевича Ильенкова «Об идолах и идеалах» была издана в 1968 году и впервые переиздана только сегодня. 1968 и 2006 годы стали переломными точками в судьбе этой работы не случайно. Книга поднимает острейшие вопросы современности. Трагические роды подлинной истории на разных этапах выдвигают на передний край различные формы классовой борьбы. В те годы, когда была написана и впервые опубликована книга Эвальда Васильевича, многие теоретические вопросы по видимости были уже разрешенными и на повестке дня, казалось, стояли вопросы политической и социальной практики. Практика, являющаяся, как известно, критерием истинности всякой теории? привела к той исторической развилке, которая на деле (многие радостно восклицали бы: поделом!), оказалась точкой невозврата. Историческая практика мирового социализма настойчиво, пускай во многом интуитивно, в своих теоретических обоснованиях выдвинула вопрос о собственной истинности.
Ускользающий от практики коммунистический идеал, попранный и оплеванный идолопоклонничеством «ученых» и (что опаснее) учащих мужей, всяческих «деятелей» с кафедры «научного» коммунизма, оставлял лишь отблески исторической перспективы.
Мужество Эвальда Васильевича и его талант революционного теоретика не позволили ему трусливо сбежать ни в комфортное пространство кафедры научного коммунизма (требующее ознакомления со свежим номером газеты «Правда»), ни в историю философии (где и сегодня так комфортно чувствуют себя те, кто не имеет никакого отношения ни к истории, ни к философии). Ильенков настойчиво ищет то главное, что на языке диалектики называется противоречием между бытием и мышлением. То, что в мутном водовороте современности предстает перед нами как противоречие между трудом и капиталом, а в историческом пространстве социализма, в его логических и исторических параметрах предстает перед обществом как вопрос о снятии частной собственности в подлинном смысле.
Перед индивидом эта проблема предстает как задача преодоления общественного разделения труда, обретения им всего богатства деятельных способностей. Именно в этом заключен освободительный пафос творческого наследия Эвальда Ильенкова.
Эвальд Васильевич блистательно находит теоретический корень проблемы и тут же направляет свои творческие силы на разрешение самых болезненных вопросов общественной практики, он обращает свой взор на проблемы социальной педагогики и социальной политики.
Книга поднимает вопросы школьного образования, отношения «человек-техника», научного прогресса. Много воды утекло со времени первого выхода книги «Об идолах и идеалах», социализм потерпел поражение. Деградировавшая социальная практика выносит на повестку дня иные «новые-старые» вопросы, классовая борьба возвращается пространство столь убогое, сколь и необходимое – на страницы книг, журналов, в академическую аудиторию. Отступление мирового социализма остановилось на последней черте, коммунистический идеал сжался в комок теоретической борьбы, в необходимость обосновать себя, завоевать право властвовать над умами, чтобы потом руководить массами.
Никто не может поручиться (да и нужно ли?), что обезумевшая история не нанесет новых поражений нашему движению, отбрасывая его с исторической баррикады классовой войны в пространство «внутрипартийной» борьбы с теми, кто сдался, испугавшись истории, кто стремится найти новую точку опоры на «суше» «стабильности», «гражданского согласия», исторической «ответственности».
Тайны рождения идолов прошлого и реальные источники идеалов грядущего открывает нам Эвальд Ильенков. Задачи новой революции раскроются с небывалой остротой перед будущими поколениями. Книга говорит о тех путях, вокруг которых нет объездной дороги. И если нашей маленькой планете не суждено сгореть в атомном пожаре (слишком многие сегодня примеряют на себя роль властителей судеб человеческих), проблемы, о которых говорит Ильенков вспыхнут новыми огнями.
Человек рождается в муках физических, историческое рождения человека – процесс куда более болезненный. Миллионы сгорят в грядущих войнах, падут от кровавого террора власть имущих, погибнут от голода и холода. Но наша идеология, в которой нет «ни грана этики» (В.Ленин), дает нравственную надежду, надежду на то, что на обломках старого мира родится новая подлинная жизнь человечества. Наши будущие победы призывают творческое наследие Эвальда Васильевича, в котором так остро (до боли) сформулированы проблемы социализма, его историческая миссия, его гуманистический пафос. Что возвышеннее и благороднее цели вернуть человеку его сущность, наполнить жизнью социальное пространство? Об идолах и идеалах прошлого и настоящего читайте в замечательной книге Эвальда Ильенкова. |