С каким эмоциональным воодушевлением вспоминают старые болельщики о противостоянии "Динамо" (Киев) – "Спартак" (Москва)! Сколько счастья, разочарований, просто воспоминаний! Но после распада Советского Союза борьба между командами становилась все менее актуальной, пока совсем не угасла. У каждой страны свой чемпионат, что сделало невозможным интригу между командами, а, следовательно, и борьбу между ними. Но «свято место не бывает». Так и на место "Спартака" в качестве постоянного соперника киевского "Динамо" пришел "Шахтер" (Донецк), который составил очень серьезную конкуренцию "Динамо". И каждый матч между ними превращается для болельщиков в определенный ритуал.
Вот и 10 мая болельщики собрались посмотреть, как померяются силами в Киеве эти две команды. Да еще какая интрига: в предпоследнем туре Динамо сыграло в ничью, позволив тем самым догнать себя по очкам "Шахтеру"; последний тур – кто выиграет, тот и чемпион. И лишь только если будет ничья – то назначат "золотой матч", который и определит чемпиона. Этот матч позже состоится и "Шахтер" выиграет в нем 2-1, но куда более интересен матч 10 мая, который как в капле воды показал все проблемы современного футбола.
Этот матч действительно был очень захватывающим. Не прошло и 25 минут, как Динамо уже выигрывало 2-0. Но уже к концу тайма игра выровнялась, и обе команды создавали опасные моменты у ворот соперника. Все же свисток об окончании певного тайма зафиксировал счет 2-0. Во втором тайме Шахтер сумел переломить ход поединка и до его средины сумел сровнять счет – 2-2. После этого у команд явно был уставший вид, и ничейный счет так и продержался до конца игры. Большинство спортивных газет писали о «вечном противостоянии», «равных соперниках», о "грандиозной, бескомпромисной борьбе" двух лидеров украинского футбола, последствием которой стал «золотой матч» и т.д.
Все бы ничего, но вот в ощущениях после первой игры у болельщиков остался какой-то привкус горечи, чувство обманутости. Ведь и правда, если разобраться с любых позиций, без футбольной эйфории, матч выдался очень странным, сначала одна команда активно заиграла, но после двух голов, вместо того чтобы добивать соперника, полностью закрывается в защиту. А ведь такая тактика на 90% дает соперникам шанс отыграться. Что они и сделали, причем два раза. После установившегося ничейного результата борьба на поле моментально выровнялась. Но команды, как ни странно, больше не организовали ни одной острой атаки. Мяч летел куда угодно, только не в ворота.
И болельщики протрезвели моментально, не только от эйфории, но и от алкоголя. В последние годы сложилась традиция на футбол трезвым не ходить. Большинство фанатов ее четко придерживаются, некоторые даже не доходят до стадиона. Так вот, после того как болельщик стал трезвым, он начал не болеть за команду, а кричать не ее, любимую, нецензурной бранью. Под раздачу попали все, начиная от болельшиков противоположной команды, заканчивая любимыми игроками своей команды.
И как ни стараются привести людей в состояние полного отупления (и современный насквозь коммерционализированный футбол – не последний инструмент в процессе оболванивания), все таки народ инстинктивно чувствует законы капитализма, которые так детально описаны в «Капитале» Маркса. Болельщики кричали «За что мы вам деньги платим!», «А ну работать, как мы работаем на Вас!» и т.д. И хотя большинство имело в виду билет на футбол, который был куплен заблаговременно (хотя цены были по украинским меркам довольно высокие – от 20 до 100 гривен), но за этим в общем-то пока жлобским возмущением явственно проступала та бесспорная истина, что как Ахметов, так и Суркисы, денежки на развитие команд тоже не своим горбом зарабатывают, а выкраивают с и без того нищенских зарплат рабочих, вкалывающих на их многочисленных предприятиях. Что самое печальное украинский рабочий готов к этому, ради своей любимой команды, ради «хлеба и зрелищ». Но он не готов платить за обман чувств, надежд. Трибуны единодушно умоляли: «Да забейте хоть кто-то, лишь бы не ничья!» Когда же матч начал подходить к концу, и стало ясно, что чудо просто не было запланировано, динамовские болельщики начали довольно дружно скандировать в адрес хозяина своей команды «Суркис – жид!» Видимо, имелась в виду не национальность сама по себе, потому, что подобные, да еще похлеще, крики были и в сторону Ахметова.
Но для чего этот цирк, кому нужно было это представление? Как сказал Суркис младший, давая интервью телепередаче «Гол»: «Ничья устраивала всех, кроме Олега Блохина, ведь ему надо подготовить ребят нашей сборной к чемпионату мира по футболу». На первый взгляд, получается парадокс, неужели футболистов, тренеров, тех же президентов клубов просто не интересует спортивный результат? Неужели они готовы пережить полтора часа напряжений, реальной возможности травм игроков, руководствуясь исключительно соображениями выгоды?
Ответ, конечно ДА. Ведь в наше время, во времена капитализма, главное не спортивное соперничество между командами, не здоровье игроков, не красота игры не такое грандиозное чувство, как переживания болельщика. На первое место выходят деньги, прибыль с матча, выкачивание денег с болельщиков и утилизация его свободного времени. Только самый наивный человек думает, что прибыль идет только с продажи билетов, большая доля которой расходуется на содержание команды и стадиона. А сколько денег тратит болельщик на алкоголь, на различные футбольные аксессуары (дудки, шапки, футболки, шарфики)! Большинству курящих не хватает пачки сигарет на матч. Если это все умножить на количество людей, которые посетили матч, получится кругленькая сумма. Но не следует забывать и о тех, кто остался дома, или смотрит футбол в каком-то баре. Их насчитывается намного больше, чем присутствующих на стадионе, и возможности купить у них больше. А еще вспомните о рекламе, которая в последние годы стала неотделимой от футбола. Загадка, почему 10 мая никто не стремился выиграть, решается просто. "Золотой матч" – это огромнейшие деньги, и те, кто эти деньги выкачивает из карманов болельщиков, вовсе не собирались упускать такой "щастливой возможности".
Футбол, как и любой другой популярный вид спорта, превратился в грандиозную систему производства прибыли. Эта система впитала в себя все наслаждения болельщиков, всю красоту спорта, а взамен выплеснула в мир футбола всю прелесть капиталистических отношений, в которых правила диктуют деньги. И болельщик начинает поддаваться на такой соблазн, соглашаться с подменой, превращаясь в простого потребителя.
А суть потребителя очень примитивная и простая: «я плачу, вы делаете!». Поэтому когда результат на табло не устраивает болельщика, не устраивает игра команды (а как она может устраивать, если она тоже построена на денежных интересах?), он ищет другие способы, чтобы, если уж не возместить затраты, то, по крайней мере, согнать зло на ком-то или на чем-то. А способов таких масса: начиная с алкоголя и заканчивая различной руганью и хулиганством. В такой ситуации всеобщей ненависти, поиска причин неудовлетворенности начинает процветать не только национализм и расизм, но и неприятие и ненависть на региональном уровне. Все чаще кричалки типа «Собака любит мясо, ворона любит сыр, а я люблю Динамо, Динамо – мой кумир!» дополняются такими весьма небезобидными лозунгамикак «Кроты должны жить в шахтах!», «В шахту! В шахту!» и т.д.
Таким образом, спорт из мощного средства физического развития, воспитания воли, характера, чувства коллективизма, каким он был раньше, не только превращается в средство дополнительного выкачивания денег из карманов трудящихся и дополнительное средство облванивания молодежи, но и явно приобретает реакционный характер, создает почву для националистических и даже фашистских настроений. Единственный способ противостоять этому, кроме того, что вести борьбу с капитализмом, это заниматься спортом самим, показывая пример будущему поколению.
|