Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Ну что, сделаем перекличку
 
Так начинается стандартная лекция в современном вузе. Процесс «переклички» длится около десяти минут – на потоке 170 студентов. Долго было непонятно – зачем? Казалось, что лектор – эгоист и лентяй,  и таким образом просто облегчает себе жизнь, ведь десять минут лекции – целая вечность, как в плане подготовки, так и в плане самого action’a. Было скучно и неприятно. Потом стало понятно: облегчает жизнь не только себе, но и нам. За десять минут можно поспатьпоговорить по мобильному переписать предыдущую лекциюсьесть бутербродсделать домашку по английскому... Кроме того, выяснилось, что переклички студентам очень даже выгодны: по результатам присутствия выставляются атестации и зачеты. На лекции сидеть, конечно, крайне неинтересно. Но ради зачета потерпеть можно. Тем более, что никаких умственных усилий прилагать вовсе не требуется – лектор лекцию в буквальном смысле слова ЧИТАЕТ, студенты – ПИШУТ. Больше похоже на диктант. А не хочешь – не пиши, лектор не обидится. Главное, чтобы ты ему не мешал. Поэтому формальная сторона дела – присутствие – становится самой важной. И лектор ещё удивляется, когда после переменки между полупарами половина мест в аудитории пусты. И считается, что после курса таких «лекций» студент усвоил предмет.  
Но кроме лекций есть и другая форма аудиторных занятий – семинары. То есть время непосредственного живого общения студентов с преподавателем, возможность обмена опытом и все такое. На деле же «практические» занятия мало чем отличаются от «теоретических». Преподаватель не питает иллюзий услышать от студента что-то новое, поэтому «творческим» заданием на семинаре есть пересказ прошлой лекции – как можно более детальный и последовательный.
Лекции отходил, семинары отмучил. Кажется, зачет уже в кармане. И тут оказывается, что нужен еще реферат. РЕФЕРАТ в нынешнем вузе – это такое волшебное слово, что-то вроде пропуска в рай, индульгенции или панацеи от всех студенческих бед. Рефераты есть двух  видов. Первый – и самый неотвратимый – обязательный реферат для всех. Это составная «зачетного комплекта». Второй – дополнительный реферат, позволяющий аннулировать «энки» и «неответы» на семинарах. Но сущность у них одна – чисто формальная, поскольку и студент, и преподаватель заранее знают источник происхождения рефератов и освобождают себя от лишних усилий (первый – освоить и «защитить», второй – проверить и оценить). Суть сегодняшнего реферата скорее «понятна» глубокому подсознанию Интернет-сети, чем нормально мыслящему живому человеку. Хотя, наверное, какую-то цель преподаватели все-таки преследуют, требуя от студентов рефераты. Может, приобщить студентов к работе в поисковых системах?.. Или просто нужна «обратка» для черновиков?
Такой же чистой формальностью является и курсовая работа. Бывает, что научный руководитель сразу говорит студенту, что главное – правильное оформление (т.е. согласно последнему решению специальной комиссии, которая каждый год заседает и меняет такие важнейшие составные «научной» работы как поля, размер шрифта, количество страниц и т.п.), а вовсе не содержание. Можно представить себе отношение студента к написанию курсовой…  
И, наконец, последнее – учебная практика. Наверное, не зря когда-то ей дали именно такое название. Однако сейчас только одно название и осталось…
Отношения преподавателя и студента  – взаимовыгодная сделка. Не усложняй жизнь мне – я не буду усложнять тебе. Главное – чтобы были соблюдены все формальности, чтоб не к чему было придраться «в случае чего». Очень удобно. Только забываем, что и само образование превращается в формальность, то есть, что форма есть, а содержания нету. Что задание образования – ОБРАЗОВЫВАТЬ, формировать, производить людей – редуцируется к выдаче диплома взамен за определенную сумму денег (частных или государственных) и количество отсиженных учебных часов. Поэтому не стоит удивляться, что студенты не заинтересованы, плохо осваивают знания, стремятся быстрее пойти работать. За соблюдением формальностей руководство вузов (а вслед за ним и преподаватели)  как-то теряют из вида, что, поступая в вуз, молодой человек ждет чего-то совершенно нового, готовится к творчеству, к ответственности, стремится к практическому действию, хочет быть нужным. На деле же вуз оказывается той же школой с вечными зубрежками и сухой теорией. Учебный процесс не требует инициативы, творчества. Как результат, студенты и не становятся инициативными и творческими. И не только в учебном процессе – сколько студентов проводит свободное время на «поляне» с пивом, в барах, ночных клубах! Хотя, впрочем, это уже не модно – гораздо круче увлекаться спортом, иностранными языками или работой, что, конечно, лучше, но только до некоторой степени, поскольку дает лишь одностороннее развитие в ущерб всем остальным бесчисленным способностям молодого человека. Современный вуз не справляется ни с задачей всестороннего воспитания человека, ни с задачей его полноценного профессионального развития. То, что студенты все же остаются самой прогрессивной и активной частью населения, происходит не благодаря вузу, а вопреки – за счет того, что студент выбирает – не зазубривать параграфы из учебника, а устроиться на работу/ записаться на танцы/плаванье и.т.д.  Как видим, вузовское образование «вкладывает» в развитие человека намного меньше, чем может и – значит – должно.  
Прочитав это, кто-то может подумать: ну – и что? Так было всегда: учеба всегда чисто теоретическая и неинтересная. Для того она и учеба, в отличие от работы. Однако так было не всегда и нам, студентам, нужно знать, что теперешнее образование – далеко не единственно возможный его образец. И речь идет вовсе не об иностранных моделях образования, для которых у нас «не тот менталитет». Речь идет о нашем родном Политехе 80, 50, 20 лет назад! Тогда никому из «взрослых» не могло и в голову прийти, что студент – существо несамостоятельное и неответственное, что важного дела ему доверить нельзя. Наоборот, тогда именно от студентов, от их инициативы и труда зависели жизнь и развитие всего института.
Дело в том, что, начиная с 1920- х гг. вся система обучения была построена на ТРУДЕ, на постоянном, разнообразном, необходимом для общества и для самих студентов труде. С 1920-21 гг. студенты принимали непосредственное участие в организации хозяйства института – в 21 г. помогали заготавливать и завозить дрова, в 22-23 гг. отремонтировали 4 паровых котла, обеспечив отопление, в 40-х отстраивали Крещатик, помогали на стройках жилых домов, школ, детских садов, спортивных площадок в Киеве и области.
Анатолий Ананьевич Каменский, проректор по хозяйственным делам Киевского политехнического института, с увлечением и ностальгией рассказал мне о периоде с 1960 по 1980 гг., когда на территории студгородка атмосфера была совсем иная, «все работали – преподаватели, студенты – все», говорит он, «работали с энтузиазмом и гордостью». И рассказывает о том, что когда он пришел в КПИ в начале 50-х, институт состоял из трех корпусов – теперешних первого, четвертого и шестого. Не было ни водопровода, ни системы отопления, мест в общежитиях катастрофически не хватало даже для сравнительно немногочисленных студентов того времени. Дороги были выложены булыжником, все в ямах и выбоинах. Не было ни столовой, ни дома культуры, ни спортивного центра. Перед коллективом стояла задача масштабного расширения материальной базы. Именно за период с 60 по 80 гг. студгородок стал таким, каким мы его знаем теперь  –  31 учебный корпус, 22 общежития, большой парк, красивые дороги, Площадь Знаний, ДК, библиотека, спорткомплекс. И все это – дело студенческих рук! В пятидесятые годы студенты помогали проложить теплотрассу и провести водопровод. Начиная с 60-го, за студентами каждого факультета была закреплена постройка соответствующего корпуса и общежития. Под руководством мастеров-строителей студенты ВСЕХ факультетов фактически сами строили себе жилье и место будущих занятий. Руководили работой  стройотрядов сами студенты, они же выбирали командиров. Кроме того, так же по факультетам ухаживали за «собственным» участком парка, асфальтировали дороги, участвовали в заложении Площади Знаний, строительстве Дома Культуры и Научно-Технической Библиотеки.
  «На строительстве спортивного центра работа шла круглосуточно», - рассказывает Анатолий Ананьевич. – «Когда бетонировали чашу бассейна, студенты работали посменно по 4 часа – нельзя было, чтобы бетон остыл». На территории студгородка работали одновременно по 23 башенных крана, строили одновременно по 7 объектов. Каждый год начинали функционировать пара новых общежитий и корпусов. Два месяца  летних каникул  студенты всех факультетов проводили на стройке. Ездили в Тюмень, в Магадан, на Сахалин, работали на строительстве Байкало-Амурской магистрали, отстраивали после землетрясения Ташкент, работали на полях и заводах других городов Узбекистана. В составе интернациональных стройотрядов студенты КПИ ездили на работы в Чехию, Германию, Польшу, на Кубу.   
И все это – добровольно и по студенческой инициативе! И даже деньги не имели здесь решающего значения, хотя в «дальнем» стройотряде за лето можно было заработать очень приличную сумму; просто это было, как сейчас бы сказали, «круто». Работа в стройотрядах была веселой, интересной, постоянно велись дружеские соревнования между факультетами, это было захватывающей частью студенческой жизни! Естественно, работали не только парни, но и девушки, так что стройотряд превращался в маленький коллектив со своими симпатиями, дружбой, взаимопомощью. И если сейчас нам трудно представить, как студент может согласиться – а то и «напроситься»! – так тяжело работать, причем далеко не в самых комфортных условиях, то чья в этом вина? Кто не научил нас любить труд и получать от него удовольствие? Кто не воспитал нас готовыми жить общими интересами, интересами коллектива, а не собственного кармана? Так что для тех преподавателей и просто взрослых, которые на каждом шагу твердят о том, что теперешняя молодежь  пассивна, ленива и эгоистична, у нас есть один ответ: учите нас быть активными, трудолюбивыми и альтруистичными!!!!        
Но не спешите думать, что хорошая «практика» в КПИ была организована лишь в области строительства. Обучение в целом было неотрывной частью производственного процесса. Студенты делали разработки на заказ заводов «Арсенал», «Большевик», «Будшляхмаш», НДИ «Гідроприлад» и многих других. Кафедры работали вместе с соответствующими заводами, заводские инженеры приходили в институт читать лекции, на заводах открывали лаборатории от института, в институт с просьбами помочь в разработке или усовершенствовании специальных технологий обращались далеко не только киевские заводы.
Дипломные и курсовые работы студенты выполняли для практических потребностей хозяйства страны: завод заказывал необходимый проект – студенты проводили исследования и делали проект, который потом воплощался в жизнь. Было налажено тесное сотрудничество с заводами «Кристалл», «Арсенал», «Большевик», «Червоний екскаватор» и др., при которых студенты непосредственно работали над дипломными и курсовыми. Внедрение в производственный процесс разработанных ими усовершенствований давало реальную пользу народному хозяйству.
Практику проходили тоже на заводах, но не так, как сейчас – пришел, потынялся туда-сюда, заняться нечем, никто с тобой возиться не хочет – дали справку, что, мол, практику отбыл и – будь здоров! Тогда же студенты были реальной рабочей силой – первокурсники состояли при заводах в качестве учеников, старшекурсники полноценно работали, пятикурсники становились инженерно-техническими работниками. И студенты не подводили – не только справлялись с рабочими обязанностями, но то и дело делали значительные изобретения – так, разработанные в Политехе паровые и газовые турбины приносили 100-150 тысяч рублей в год, впоследствии их стали применять в США, Германии, Франции, Индии, Египте. Подобные открытия были сделаны студентами многих направлений и кафедр.
Кроме того, студентам было поручено проводить консультации для школьников и рабочей молодежи, желающих поступить в институт, и вести работу с «трудными» подростками.
Вот какая напряженной и полной работы была атмосфера в этих стенах еще каких-то 25 лет назад!
Как могли «пары» быть скучными, если студенты после вчерашней работы на заводе приходили к преподавателю с массой вопросов и впечатлений; если и сам преподаватель не просто отчитывал учебные часы, как сейчас, а вел исследовательскую работу и был сотрудником соответствующего завода – ему действительно было о чем рассказать студентам.  А теперь от лекции осталась одна перекличка на 10 минут и скучные лица присутствующих, с лектором включительно.
Нам сейчас кажется, что это трудно – организовать студентам такую объемную и живую практику. Не верится даже, что такое когда-то на самом деле было. Однако все дело в принципе, а принцип тогда был простой – народное хозяйство просто не могло обходиться без помощи вузов, вузы ведь для того и были придуманы, чтобы обеспечивать страну умными, развитыми людьми, широкопрофильными специалистами. Поэтому в сотрудничестве с заводами и строительствами не было ничего удивительного – оно было абсолютно естественным, каким и должно быть. А то, что сегодня нас это удивляет, еще раз подтверждает, что современное образование свое истинное предназначение забыло. Оно работает вовсе не на развитие наших всесторонних способностей и не на общественное благо, а на поддержание системы, необходимой для процветания горстки бизнесменов.  
А ведь на самом деле у студентов и сейчас хватает творческой энергии, энтузиазма и активности.
Вот только используются они уже не на благо человечества, а на благо владельцев «Макдональдса», курьерских и рекламных служб. А владельцы фирм заинтересованы вовсе не во всестороннем развитии молодежи, а в увеличении собственных доходов, поэтому современная работа превращает студента или в слепо подчиняющегося указаниям зомби, или в безжалостного хищника.  
И в то время, когда преподаватели продолжают упрекать нас в инертности и лени, мы, студенты, в свою очередь, требуем: долой формализм и зубрежку! Нам надоело переписывать, перечитывать и пересказывать! Мы хотим дела! 
Леся Ивашкевич
Студентка четвертого курса
Киевского политехнического института
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Человек мало отличается от животного, если он использует свой разум лишь в тех же целях, в каких животное использует свои инстинкты
Кант
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.