29 апреля в Киеве закончила работу ежегодная десятидневная школа марксистской учебы, которая началась, как мы уже писали, с участия в Ильенковских чтениях.
Потом работа была построена таким образом, чтобы участники школы могли как можно больше времени уделить работе с произведениями классиков марксизма и живому общению, в ходе которого они могли как обсудить сложные вопросы теории, так и обменяться опытом практической работы.
Дни, когда ребята работали в проблемных группах под руководством более опытных товарищей, чередовались с днями, когда устраивались лекции и "круглые столы" по актуальным темам. Были прочитаны лекции на темы:
"Чем заменить рыночную экономику?" (В.Пихорович);
"Логика истории" (М.Шкепу)
"Куба, Венесуэла и Латинская Америка: их роль в становлении современного коммунистического движения" (М.Лопес).
Состоялись круглые столы по темам:
1. Теоретическое наследие Э.В.Ильенкова и проблемы современного коммунистического движения.
2. Экономическая природа социализма и коммунизма?
3. В чем состоял исторический спор Сталина и Троцкого, и кто в этом споре оказался прав: Сталин? Троцкий? оба оказались правы? оба оказались не правы?
Причем для участия в последнем круглом столе был приглашен известный московский публицист Марк Васильев.
Программа занятий в проблемных группах выглядела вот так:
Программа марксистской учебы 20-30 апреля 2006 года.
Занятие 1.
Диалектический материализм и материалистическая диалектика.
Какой вопрос диалектики является основным и почему?
2. В чем по Марксу заключается главный недостаток всего предшествующего материализма, включая фейербаховский?
3. Чем человек отличается от животного?
4. Сущность человека и сущность мышления – это одна и та же сущность, или это две разных сущности?
5. Почему на поверку метафизический материализм не в состоянии преодолеть идеализм, а идеалистическая диалектика приходит, в конце концов, к метафизическим выводам и результатам?
6. Благодаря какому открытию материализм становится диалектическим, а диалектика материалистической?
Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. 2. Т.21, с. 282-291.
К. Маркс. Письмо П. В. Анненкову. К. Маркс. Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. т. 27. С. 401-412.
К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. К. Маркс. Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. т. 13. С. 5-9.
Энгельс Развитие социализма от утопии к науке т. 19. С. 185-230.
Э. В. Ильенков. Идеальное. Философская энциклопедия. т. 2, с. 219-227.
Ф. Энгельс. Диалектика природы. К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. т. 20. С. 367-372.
Занятие 2.
Материалистическое понимание истории.
Марксизм о роли личности в истории.
Проблема отчуждения человеческой сущности в классической немецкой философии и марксизме.
1. Объективно-идеалистическое, субъективно-идеалистическое и материалистическое понимание истории.
2. Как понимают сущность человека и в чем видят отчуждение человеческой сущности и его преодоление Гегель, Фейербах, Бруно Бауэр, Маркс?
Противоположность диалектического метода Маркса диалектическому методу Гегеля по основанию.
3. В чем по Марксу заключается для философов (идеологов) «загадка истории» и на каком основании Маркс делает вывод о том, что "коммунизм есть решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение"?
4. "Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности". Что значит уничтожить частную собственность?
Г.В. Плеханов. К вопросу о роли личности в истории. Плеханов. Избранные философские произведения. Т. ІІ. С. 300-334.
Э.В. Ильенков. Что же такое личность? Ильенков Э.В. Философия и культура. М. 1991.
Маркс К. К еврейскому вопросу. Т.1, с.382-413.
Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Т.1, с.414-429. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Т. 42. Гл. Коммунизм. 113-127.
Э.В. Ильенков Маркс и западный мир. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. 1991.
И. С. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. М. 1952.
Занятие 3.
Материалистическая диалектика как метод восхождения от абстрактного к конкретному.
1. Попытка Прудона применить диалектический метод Гегеля к экономическим отношениям и её результаты. Маркс о диалектическом методе Гегеля, о методе экономистов и о диалектико-материалистическом методе в работе “Нищета философии”. Если "в каждом обществе производственные отношения образуют некоторое единое целое", то каким образом возможно воспроизвести это целое в логической форме и с чего следует начать логическое движение?
2. Что такое абстрактное и что такое конкретное: а) в метафизике; б) в диалектике?
3. Существует ли абстрактное в действительности?
4. Диалектика а) материалистическая; б) идеалистическая, как метод восхождения от абстрактного к конкретному.
5. Почему “общий закон изменения формы движения гораздо конкретнее, чем каждый “конкретный” пример этого” (Ф. Энгельс)?
6. Работа Ленина "Карл Маркс" и логика восхождения в развитии и освоении марксизма от абстрактного к конкретному.
Литература:
Маркс К. Нищета философии. Т.4, с. 128-147.
Маркс К. Маркс – Анненкову, 28 декабря 1848. Т.27, с.401-412.
Маркс К.Капитал. Т. 23, с.5-22 (предисловие к первому и послесловие ко второму изданию), 43-93 (Гл. Товар).
Энгельс Ф. Карл Маркс «К критике политической экономии». Т. 13, с.489-499.
Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов) Т.12, с.709-738, или Т.46, ч.1 (Введение).
Ленин В.И. Карл Маркс. ПСС. Т.26, с.43-93.
Дополнительная литература:
1. Ильенков Э.В. Статьи «Логическое и историческое»; «Диалектика абстрактного и конкретного» в кн. «Философия и культура». М.,1991 г.
Занятие 4.
Государство и революция
1. На каком основании марксисты делают вывод о том, что объективная логика развития противоречий капитализма ставит вопрос о революционном переходе к коммунизму?
2. Кто является сегодня субъектом коммунистического движения?
3. Необходимость переходного периода между капитализмом и коммунизмом.
4. Диктатура пролетариата. Необходимость слома буржуазной государственной машины. Чем ее заменить?
5. Революционная партия пролетариата в условиях развитой буржуазной демократии и парламентаризма.
Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Т.21. Гл. 9. Варварство и цивилизация. С. 156-178.
В.И. Ленин. Государство и революция. ПСС. Т. 33.
В.И. Ленин. О государстве. ПСС. Т. 39, с. 64-84.
К. Маркс. Критика Готской программы. Т. 19. С. 9-32.
В. И. Ленин. Карл Маркс. В.И. Ленин. ПСС. Т. 26. С. 60-81.
В. И. Ленин. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. В. И. Ленин ПСС. т. 39. С. 271-282.
В. И. Ленин. Очередные задачи Советской власти. В. И. Ленин ПСС. т. 36, с. 165-208.
Конечно, такая насыщенная программа не могла быть выполнена в полном объеме, тем более, что уровень подготовки участников школы был очень неравномерным: одни имели за плечами достаточно серьезную подготовку в виде регулярных занятий в кружках или являются "ветеранами" школ марксисткой учебы, а другие начинали едва ли не с ноля. Но задача школы состоит в первую очередь, в том, чтобы привить вкус к марксизму, а не просто дать "набор знаний". В течение следующей недели мы постараемся вывесить эту программу под отдельным баннером, указанные в ней произведения дать в электронном виде и открыть на форуме в разделе теория отдельную тему, где те, кто захочет освоить программу заочно, смогут получить квалифицированную помощь.
В этот раз школа отличалась, кроме прочего, наличием весьма серьезной "культурной программы", куда вошли посещение находившейся в это время выставки картин Нико Пиросмани, музея авиации, где собрана очень богатая коллекция (больше 60 единиц) военных и гражданских самолетов советского производства послевоенного времени, просмотр и обсуждение фильмов о Кубе, Венесуэле.
Часть иногородних участников школы не уехали после его официального закрытия, а остались для того, чтобы поучаствовать в демонстрации 1 Мая. Поэтому вместе с активистами Киевской организации "Че Гевара", коллективом киевской части редакции "Коммунист.ру", активистами Киевского комитета "За свободу Пяти Кубинских героев" на акции были участники школы марксисткой учебы из Томска, Красноярска, Харькова, Северодонецка, Лисичанска. А некоторые из них вместе с киевскими товарищами на днях уедут в Вену на акцию солидарности с народами Латинской Америки.
После окончания занятий все активные участники школы получили в подарок от организаторов учебы книги "Об идолах и идеалах" Э.В. Ильенкова, "Всеобщая теория развития" и "Воспитать воспитателя" В.А. Босенко. А три "самых-самых" активиста в качестве "приза" получили изданную недавно в московском издательстве "Культурная революция" книгу "Эрнесто Че Гевара. Статьи. Выступления. Письма". Большинство текстов этой книги на русском языке публикуется впервые.
Пользуясь случаем, хотим познакомить вас с опубликованным в этой книге письмом Че Гевары, которое он написал своему старому соратнику, министру культуры Кубы Армандо Харту Давалосу, и которое имеет самое непосредственное отношение к теме марксистской учебы. |