В воскресенье 9 апреля 2006 года в Афинах успешно завершила свою работу 2-х дневная европейская встреча на тему: “Стратегия Лиссабона и реструктуризация в системе образования: вопросы борьбы и ответ рабочего и коммунистического движения”.Участники – представители 18 коммунистических и рабочих партий положительно оценили ее результаты и считают, что она внесла значительный вклад в развитие инициатив коммунистических и рабочих партий, которые были выдвинуты во время международной встречи в Афинах в ноябре 2005 года. Участники встречи выразили свою солидарность с массовой, боевой борьбой молодежи и трудящихся Франции, требующих немедленного упразднения неприемлемого закона о «контракте первой занятости», который призван был содействовать практической реализации реакционной «Стратегии Лиссабона». Участники считают, что существует необходимость дальнейшего развития интернационального движения солидарности и необходимость действовать более скоординировано и решительно в связи с многочисленными выступлениями сопротивления в сфере образования, которые развиваются в последнее время по всей Европе. Из докладов, представленных на встрече, становится ясным, что в последние годы, как в рамках ЕС, так и за его пределами, наблюдается разрушительное наступление с целью проведения реакционных изменений в сфере образования. Как подчеркнуто участниками, это наступление связано со стремлением международного капитала приспособить систему образования к более жестким условиям эксплуатации, использовать ее для усиления манипуляции и укрепления контроля над сознанием нового поколения.
В связи с этим, многие участники отметили катастрофические последствия для высшего образования в связи с мерами Болоньи. После встречи в верхах ЕС в Лиссабоне особенно ускорился процесс приспособления образования к законам капиталистического рынка, так как этого требуют не только внутренние причины, но и обострение антагонизма трех империалистических полюсов (ЕС, США, Япония).Поэтому реструктуризации образования, несмотря на темпы и методы продвижения в различных странах, имеет общие черты, в следующем:1. Расширение приватизации, уменьшение государственных расходов на образование и перекладывание проблемы финансирования образования на плечи обучающихся и их семей, а также проникновение частного предпринимательства во все ступени образования, включая высшее. Такая приватизация заставляет государственные образовательные учреждения функционировать также на основах антагонистических, частно-хозяйственных критериев, принуждает их к поиску методов самоокупаемости через спекулятивное вторжение в них предпринимателей – «спонсоров».
2. Усиление селективных механизмов и установление классовых преград с целью обеспечить социальный отбор элиты и вталкивания большинства учащихся в узкие рамки специализации, вместо системного образования. Деление учащихся по классово-отличительным типам, взависимости от категории и формы образования, а также получаемой квалификации. 3. Сужение общего образования и стремительная коммерциализация образования, снижение уровня знаний, замена массового образования частными формами т.н. «обучения в течение всей жизни» для приобретения прибыльных способностей и «навыков», что обрекает человека на пожизненное блуждание между узкой квалификацией и безработицей. 4. Дискриминация по отношению к эмигрантам, тенденции национализма и шовинизма, клеветнические измышления против народов и цивилизаций с параллельным распространением «евро-национализма» и вражды между народами. 5. Всеобщее упразднение общественной миссии науки через тесный контроль ее направлений и результатов со стороны империалистических организаций (НАТО, ЕС), которые открыто вмешиваются в дела образования и определяют научную работу университетов и исследовательских учреждений. 6. Систематические меры по внедрению мракобесия, антидиалектического подхода к пониманию общественного процесса, извращение и клевета по поводу национально-освободительной, социальной, антифашистской и классовой борьбы, а также усилия по превращению в преступление любого сопротивления и прогрессивной и коммунистической идеологии. Участники отметили серьезные последствия реструктуризации в системе образования для рабочего класса и народных слоев, что разоблачает миф буржуазной политики о том, что лишь делается попытка качественного обновления и модернизации образования на основе научного, технологического и производственного прогресса. Отмечалось, что ответ рабочего движения должен состоять в выдвижении требования максимально возможного количественного и качественного расширения всеобщего образования для всех молодых людей как минимальной предпосылки для какого бы то ни было последующего образовательного или профессионального выбора.Такой ответ является сегодня необходимым и абсолютно возможным, как показывают, с одной стороны, нужда в специалистах с как можно более широкой подготовкой, а с другой -- огромное скопление богатства и научный прогресс.Параллельно участники осудили глубоко лицемерное утверждение правительств и ЕС о том, что реструктуризация направлена на борьбу против безработицы. Выступающие отметили, что за безработицу несет ответственность не образование, а капиталистический способ производства, который предполагает постоянный запас безработных, чтобы снизить до самой минимальной точки требования трудящихся, усиливая их эксплуатацию.Участники встречи отметили, что сопротивление и борьба будут усиливаться, отмечая, что перед лицом единой стратегии реакционных сил требуется умножение усилий, совместные разработки и обмен опытом по всем уровням образования, а также укрепление связей с молодежью, родителями и с организациями трудящихся в сфере образования, практические меры солидарности в возникающей борьбе. Участники встречи усилят свою координацию и усилия, как в национальном, так и на европейском уровне, в борьбе за:- Единое народное образование в рамках бесплатной государственной системы образования в противовесе приватизированному и классово-дифференцированному образованию, расширяющемуся социальному неравенству в образовании, начиная даже с маленького возраста. - Научные исследования должны служить современным народным нуждам, а не монополиям. Для того, чтобы наука из инструмента выкачивания сверхприбыли и сверхэксплуатации трудящихся стала средством освобождения человека от материального недостатка и духовного гнета. - Координация системы образования со всеобщим рабочим, народным движением, их слияние в общую борьбу против капиталистической реструктуризации в образовании, в труде и общественной жизни, против монополий и империалистических союзов, которые проводят эту глубоко классовую политику. Такая борьба, которая должна иметь своей целью не только реорганизацию образования, но и реорганизацию всего общества. Пока мерой прогресса остается прибыль, ни образование, ни наука, ни человек не могут стать выше этого. Разумеется, что корны проблемы образования имеют социальной характер, и это есть один из вопросов, который указывает на необходимость и актуальность социализма. Значительную роль при выдвижении этих задач могут играть следующие меры: - Обеспечить продолжение взаимного обмена информацией в отношении текущих событий, а также периодическую совместную разработку методов борьбы против мер, принимаемых ЕС и другими империалистическими организациями. - Приложить усилия к тому, чтобы наиболее значительные разработки партий и прогрессивных, марксистских ученых, стали известными. Для этого создать специальный сайт в интернете, а также использовать другие возможности. - Совместные инициативы, на уровне либо партий, либо движений в общеевропейском масштабе с началом нового учебного года в сентябре и в конце 2006 года. - Обеспечить информирование и координацию усилий, с тем, чтобы более систематически выражать солидарность на уровне партий, движений.- Совместная деятельность и координация с параллельным укреплением идеологического фронта борьбы, принимая во внимание тот факт, что образование является значительным орудием идеологического господства. - Обратиться с призывом к прогрессивной интеллигенции, работникам образования, с тем, чтобы они сопротивлялись реакционным реформам, не поддавались усилиям, которые прилагаются с тем, чтобы превратить их в инструменты новых реакционных мер.
|