Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Процесс образования и процесс производства человека
 
 Несколько десятилетий назад вокруг системы образования велись острые дискуссии, предлагалось множество разных  реформ и методик. Сегодня этих дискуссий не слышно. Значит ли это, что  были сделаны  какие-то прогрессивные шаги  в этой сфере? Скорее, наоборот, в остальных сферах  произошли такие изменения, «благодаря» которым тяжелое состояние образования  растворилось в общей тяжелой ситуации и перестало казаться таким уж гибельным и недопустимым.
Тем не менее, любой школьник скажет, что в школе ему не интересно и скучно, любой студент – что вузовское образование формально и «оторвано от жизни». Что же является причиной неэффективности обучения?
Ещё социалисты-утописты, в частности Роберт Оуэн,  заговорили о необходимости совмещения обучения с трудом. Впервые же их идея была осуществлена в Англии в середине 19-го века. Формально закон об обязательном образовании до 14 лет стал большим  шагом вперёд на пути к производству всесторонне развитого человека. Но он и остался лишь чистой формальностью, поскольку школы, организованные при фабриках, были поставлены на примитивнейшем уровне, в лучшем случае учитель мог научить детей читать и писать. А с дальнейшим развитием капитализма произошел полный отрыв образования от труда, который повлек за собой физическое, моральное и умственное уродство ребёнка.
«Производственная потребность для развития науки важнее десятков университетов», – писал Энгельс. Наука обречена догонять производство, подхватывать его достижения, но как бы оперативно она не двигалась, она все ровно остается позади – то, что в производстве является уже результатом процесса, для науки становиться лишь изначальным пунктом. Что же касается образования, то оно оказывается ещё более отстающим, поскольку даже и не пытается идти в ногу с производством. Система образования откровенно ориентирована на науку, и, таким образом,  школа и вуз дают знания, отработанную научную теорию, которая, как оказывается в жизни, давно уже  «не первой  свежести».
Но возможно ли вообще обучение, не отстающее от производства? Ответ простой: это может быть только обучение производством. Только  оно дает возможность преодолеть пропасть между теорией и практикой. И это далеко не утопия (хоть именно утопистам мы обязаны первыми идеями в этом направлении); ярким опытом обучения, которое идет от практики к науке (а не наоборот) является известная во всем мире система воспитания Макаренко. Например, в «Педагогической поэме» Антон Семенович, описывает эпизоды, когда электродрель, изготовленная  коммунарами, искрила, они её разбирали, «орудовали радикалами, логарифмами, шелестели чертежами». Можно легко представить себе, что логарифмы и радикалы отнюдь не казались ребятам неинтересными, оторванными от практики; наоборот, только в таком непосредственном производственном процессе и может возникнуть потребность в теоретических обобщениях и, следовательно, их подлинное понимание. Тут наука уже из далекого ориентира превращается в верного помощника, производство – из ещё более далекого конечного пункта – в исходную точку, в живой стимул саморазвития, непрерывного процесса познания.
 Почти неосознанно чувствуя, что одной теории мало, наша школа делает некоторые попытки «подкреплять» её практикой, но делает это ровно наоборот, идя от теории к практике. Например, после поэтапного изучения химической реакции по учебнику следует лабораторная работа, подтверждающая, что такая реакция действительно происходит. В результате, для школьника неинтересной оказывается как «теория», так и «практика». Существуют  также отдельные «уроки труда», во время которых детям положено «трудится». И не важно, что это за труд, кому он нужен. Обычно эти уроки превращаются в формальность, вызывая у детей не радость живого действия, а безразличие…
Почему же колонисты проявляли такой интерес к своей работе? Потому, что это была не игра  в труд, а настоящий, общественно необходимый, ответственный труд, соединяющий со всей системой общественных отношений. Не зря Макаренко руководствовался формулой «коллективность + промфинплан»: он понимал, что лишь совместный производительный труд на благо всего общества способен произвести свободного, творческого, развитого, активного человека. В послевоенные десятилетия, имея столь неоценимый педагогический опыт и столь быстро прогрессирующую техническую базу, правительство обязано было ставить  своей задачей полноценное включение детей в производство. Но этого не было сделано, в результате система образования не смогла воспитать мыслящего человека, способного повести страну в будущее.  
Однако не всякий производительный труд полезен  молодому организму. Однообразный (хоть и производительный) труд можно вслед за Лениным назвать «отупляющим», нивелирующим разносторонность человеческих способностей. Именно на такой труд ориентировано сегодняшнее образование, которое не устает штамповать людей не завтрашнего (и даже не сегодняшнего), а вчерашнего дня. Производство же всесторонне развитого (т.е. подлинного) человека требует труда разнообразного, развивающего, формирующего личность. Настоящим изобретением педагогики стал сводный отряд Макаренко – непостоянный по составу и выполняемым задачам отряд. Именно эта система  воспитала колонистов способными «настроится и перестроится для любой задачи», а жизнь в колонии сделала «напряжённой и полной интереса».
Сегодня же всесторонность труда как процесса производства человека однозначно требует политехнических умений, без которых человек превращается в придаток к машине. Только политехническое образование, неразрывно связанное с  разнообразным производительным общественно необходимым трудом, способно полноценно «включить каждого индивида в практику обобществившегося человечества, чтобы ничто человеческое не было ему чуждо» [1,127].  
Какие же тенденции наблюдаются в нынешнем образовании? Имеет ли они что-либо общее с политехнизмом, со всесторонностью и непрерывностью? Ориентировано ли оно на производство человека или имеет задачи «поважнее»? Какова судьба педагогического метода Макаренко, чье имя незнакомо современным студентам и даже многим педагогам здесь, на его родине?
Скажем только, что в сегодняшнем интернате труд запрещен, в результате чего выпускники часто не могут сами себе даже еды приготовить…
Но далеко не все забыли подлинное предназначение образования, а вместе с ним – имя Антона Семеновича Макаренко. Общества сторонников его педагогических методов имеются в пятидесяти странах мира. Более того, существует страна, где ими не просто восхищаются, а воплощают в жизнь. Страна эта – Куба, и последователи Макаренко здесь – не редкие герои- подвижники, а все педагоги страны. «Педагогическая поэма» является настольной книгой учителей и студентов педагогических вузов.  Сразу после революции систему образования на Кубе начали строить именно по методам Макаренко.
   С 1972-го года  недалеко от Гаваны начала действовать «профессиональная школа», в которой учеба совмещалась с трудом. Ученики работали на состоящем при школе заводе кукол  (первом на Кубе, до того куклы импортировали); кроме того, ездили на единственный в то время завод спортивного оборудования, где из-под рук учеников выходили футбольные и волейбольные мячи, бейсбольные биты, спортивные лодки. Трудились наряду с работниками – никакого недоверия, никаких поблажек.
 В 1973 году эта школа переехала в большое здание в Гаване и стала называться «Профессиональная школа им. В.И.Ленина». При школе открыли первый завод по производству компьютеров, причём их не собирали, а полностью изготавливали, ученики сами паяли схемы. Впоследствии этот завод перерос в мощнейший институт информационных наук. Кроме него в распоряжении учеников были: завод по изготовлению батареек, работающий по японским технологиям, завод спортивного инвентаря, завод по сборке телевизоров и антенн, завод радиоприемников (известные марки – Taino, Agricola), хлебопекарня и большой огород, снабжающие школу провиантом. Все вышеперечисленные заводы принадлежали школе, на них работали исключительно ученики, работали, естественно, для народного хозяйства и бесплатно (школа предоставляет ученикам все необходимое, начиная от книг и карандашей и заканчивая лабораториями и общежитиями). Каждый год класс переходил на другой завод. Один раз в неделю вместо работы на заводе ученики занимались в научных кружках (строительства, ядерной физики, агрохимии и т.д.), руководителями которых были представители конкретных государственных министерств. Занятия включали выезды на важные объекты (например, на станцию спутниковой связи), зачастую школьники ставали там «своими». Эта школа действует и  до сегодняшнего дня  под именем «Preuniversitario de ciencias exactas» (Предуниверситетская школа точных наук), методика образования остается неизменной.
С 1975-76 года такие школы существуют в каждой провинции. При школе имеются госпитали, стоматологические клиники, собственный транспорт, развозящий учеников домой на выходные. И это все – бесплатно: государство полностью финансирует сферу образования.
Мы не станем утверждать, что Кубе больше некуда стремиться – высшее образование, например,  ещё доступно не каждому (в профессиональные школы, а потом и в университеты, попадают лучшие ученики, те же, кто послабее, продолжают учебу в училищах, техникумах или сельскохозяйственных школах). Однако не нужно быть ни педагогом, ни аналитиком, чтобы найти «десять отличий» в тенденциях движения нашего и кубинского образования и понять, кто находится ближе к производству настоящего, всесторонне развитого человека.   
Литература:
1) Босенко В. Воспитать воспитателя. – К.: Всеукраинский Союз рабочих, 2004. – 352 с.
2) Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить.— М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 112с.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Когда чиновники воруют быстрее, чем народ производит, они говорят, что народ не умеет работать
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2025 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.