6 апреля в столице Украины, в зале одной из самых престижных гостиниц «Президент-отель «Киевский», собралось много чиновников и представителей бизнеса для обсуждения вопросов профилактики ВИЧ/СПИДа в производственной среде. Мероприятие организовали Министерство труда и социальной политики Украины и МБО «Трансатлантические партнеры против СПИДа». Как выяснилось, эти структуры объединяет стратегическая программа по профилактике ВИЧ/СПИДа на рабочих местах (СМАРТ), которая действует в Украине уже почти 4 года. Будущей осенью она завершится, поэтому господа собрались для подведения ее предварительных итогов.
Итог 1. Неутешительный. Количество ВИЧ-инфицированных в Украине за последние 4 года не уменьшилось, а даже наоборот, увеличилось. Кроме того, эпидемия вышла за рамки закрытых «групп риска» (наркоманов), и стремительно распространяется среди всех категорий населения. По данным за 10 месяцев 2005 года, количество смертей от СПИДа увеличилось на 59,07% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.
Области с наибольшим уровнем инфицирования – Днепропетровская, Одесская, Николаевская, Донецкая.
Итог 2. Пилотный. По словам организаторов мероприятия, ряд собственников украинских предприятий начали сотрудничать с программой СМАРТ. И хотя было заявлено присутствие многих представителей бизнес-элиты, от «деловой» части сотрудничающих со СМАРТ выступила только представитель корпорации «Интерпайп». Она рассказала следующее. «Интерпайп» стала одной из первых представителей украинского бизнеса, которые присоединились к этой программе (2004 г). Высшее руководство корпорации якобы «лично привержено вопросам борьбы с ВИЧ/СПИД». Здесь же она упомянула о существовании фонда Елены Франчук (дочери экс-президента Украины Леонида Кучмы) «АнтиСПИД».
В ходе проведенных тренингов сотрудники телеканала ICTV (около 370 человек) и днепропетровского завода ОАО «Втормет» (около 650 человек) получили информацию о том, как защитить себя и членов семьи от инфекции, где можно пройти обледование, куда обратиться в случае положительного результата. Кроме того, было закуплено и роздано более 25 тысяч презервативов. В результате, работники предприятий попросили провести тренинги для детей в окрестных школах, а ICTV взял на себя обязательство снять фильм по профилактике ВИЧ.
Что послужило мотивом для руководителя «Интерпайпа» Виктора Пинчука (зятя экс-президента Украины Леонида Кучмы) заняться профилактикой ВИЧ/СПИДа на производстве, я попыталась выяснить у Галины Бордюг, специалиста по персоналу этой корпорации:
– Корпорация «Интерпайп» охватывает большое количество предприятий. Почему программу начали реализовывать именно на днепропетровском предприятии «Втормет» и ICTV?
– Как я уже сказала в своем выступлении, нашей целью было выбрать два диаметрально противоположных по характеру деятельности предприятия, и таким образом, попробовать – это пилотный проект. Посмотреть, каким образом влияет реализация нашей программы на аудиторию более образованных людей и представителей рабочего класса, продумать, как лучше в дальнейшем строить тренинги. Программа наших тренингов, информация, которая предоставлялась, плакаты, флаеры, компьютерные программы – несколько отличны для разных аудиторий. Телевизионный канал выбрали еще и потому, чтобы каким-то образом иметь возможность освещать программу в средствах массовой информации. Что касается «Втормет» – Днепропетровск – зона наибольшего риска в плане роста эпидемии. И естественно, мы посчитали абсолютно логичным начать с него.
– Какая разница в восприятии рабочих и телевизионщиков?
– В информационном плане журналисты были более подкованы, работа с ними была направлена на предложение и реализацию каких-то совместных творческих инициатив. Что касается завода, то там у людей был некоторый вакуум информации образовательного плана. Люди не знали, как передается эта инфекция.
– Вы говорили, что ICTV снимает фильм об этом, когда мы сможем его увидеть и как он будет называться?
– В самом ближайшем будущем. Как он будет называться, я пока не могу сказать. Тренинги и наши совместные инициативы продолжаются. Об этом станет известно позже. Пока фильм еще не закончен.
– Существует фонд Елены Франчук «АнтиСПИД». Почему она решила заняться именно этой деятельностью?
– Ну а как этим не заниматься? Видя то, что происходит в стране, рост эпидемии в Украине, если можно чем-то помочь, то почему бы и нет?
Разумеется, эти слова нужно относить к откровенному пиару.
Виктор Пинчук возглавил корпорацию «Интерпайп» в 1997 году. Один из самых богатых бизнесменов, народный депутат Украины нескольких созывов, действительно активно занимается благотворительной деятельностью, поддерживает творческие коллективы. Говорят даже, что он – эстет по натуре и ценитель прекрасного. Ещё в 1992 году Пинчук инициировал программу «Инвестиции в культуру».
Однако, делает он это отнюдь не только из любви к искусству. Для зятя Л.Кучмы очень важно иметь позитивный имидж на Западе. Он создал образ общественного деятеля европейского уровня. В то время как другие политики только говорили о европейском выборе – Пинчук не терял времени зря. Он активно налаживал связи в правящих кругах Западной Европы и США. Этому также содействовал визит в Украину американского миллиардера Джорджа Сороса, которому Пинчук оказал максимальное содействие. Благодаря этому, олигарх предстал перед мировой общественностью в роли благородного мецената. Он создал фонд «АнтиСПИД», которым руководит его жена Елена Франчук.
Своей благотворительной деятельностью супруги Пинчук – Франчук обеспечивают лояльное отношение со стороны как украинского общества, так и западных «любителей демократии», к своим огромным производственным активам. Среди сфер деятельности корпорации «Интерпайп» – трубная промышленность, металлургия, производство ферросплавов, поставки газа и электроэнергии. Ее интересы распространяются за пределы Украины: в Белоруссии корпорация контролирует Могилевский металлургический завод, из России импортирует электроэнергию, нефтепродукты и газ. |