«Известный галерист Гельман очень хорошо объяснил сущность современного изобразительного "искусства", – написал в своем блоге писатель постмодернист Д. Горчев, - так
что даже я понял, что это такое. Если красиво - это не искусство, а
дизайн. Если есть смысл - это не искусство, а иллюстрация. А вот если
безобразно и бессмысленно - это и есть искусство». Примерно в том же роде высказывался герой «Незнайки на Луне» Козлик:«Ты,
братец, лучше на эту картину не смотри. Не ломай голову зря. Тут все
равно ничего понять нельзя. У нас все художники так рисуют, потому что
богачи только такие картины и покупают. Один намалюет такие вот
загогулинки, другой изобразит какие-то непонятные закорючечки, третий
вовсе нальет жидкой краски в лохань и хватит ею посреди холста, так что
получится какое-то несуразное, бессмысленное пятно. Ты на это пятно
смотришь и ничего не можешь понять - просто мерзость какая-то! А богачи
смотрят да еще и похваливают. "Нам, говорят, и не нужно, чтоб картина
была понятная. Мы вовсе не хотим, чтоб какой-то художник чему-то там
нас учил. Богатый и без художника все понимает, а бедняку и не нужно
ничего понимать. На то он и бедняк, чтоб ничего не понимать и в темноте
жить».Мы беседуем с ангарским художником Николаем Михайловичем Тереховым о ситуации в современной живописи. «Тех,
кто изображал людей, поднимал какую-нибудь тему, их и раньше было не
слишком много, а сейчас вообще вымерли, как динозавры, - говорит он. Листает каталог выставки «Сибирь-9», посвященной 155-летию со дня рождения Сурикова. - Видите,
заслуженный художник СССР, а что теперь рисует?! Вот другой - народный
художник, профессор… Я понимаю, что назначение этих картин
декоративное, но и содержание-то должно быть какое-то!?» На
репродукциях женщины – их тела «сложены» из разноцветных треугольников;
далее – что-то уж совсем нераспознаваемое – какие-то цветные разводы. «Почему
такое происходит? Конечно, играет роль то, что профессиональные
художники рисуют для богатых, на продажу. Но с другой стороны, никакого
сравнения с дореволюционной Россией. Вот, скажем, написал Репин
«Бурлаков», а Третьяков их сразу себе в галерею взял. Можете
представить себе сейчас что-либо подобное? Кто сейчас таких «Бурлаков»
купит? Какой новый русский?»Творчество самого Николая
Михайловича с перестройкой тоже претерпело значительные изменения, хотя
и другого плана. Картины «доперестроечного» цикла исполнены света и
спокойной радости, несмотря на выпавшие на долю его поколения
трудности. «Детство было не очень нарядным, - констатирует он, - шла
война». В иркутский Художественный музей ходил, чтобы посмотреть
полотна и заодно погреться. Одно из ярких воспоминаний – о том, как
мама купила первые в его жизни цветные карандаши. Первые рисунки были
«с натуры»: о рыбаках, о том, как сплавляют бревна по Ангаре. А уже
взрослые картины о том времени несут в себе элемент автобиографии.Картина «Мальчишки»
написана по воспоминаниям. «Это то, что я вынес из детства, - говорит
Николай Михайлович. – Знаете, ребята любят представлять себя
робинзонами. Это и есть такой «остров Робинзонов», один из островов на
Ангаре, на мелководье. Тот «Мальчик на трамплине» - это, наверное, я».Окончив
с отличием Иркутское художественное училище, Николай Михайлович Терехов
участвует в республиканской выставке в Москве. А через некоторое время
переезжает в Ангарск и прочно связывает свою дальнейшую судьбу с этим
городом.Работая на Ангарском электролизном комбинате, Николай
Михайлович становится основателем одной из самых известных картинных
галерей города, в которой его руками собрано более 600 экспонатов.
Часть своих работ дарит библиотеке ДК нефтехимиков.Картина "Два поколения" - такие разные, но соблюдающие преемственность...Николай
Михайлович выступает с идеей украсить ангарские дома мозаикой и,
«получив добро», делает три прекрасных панно. Несмотря на
монументальность, они «человечны»: полны деталей, света, настроения.
Эти картины Николай Михайлович считает своей творческой удачей: «Я
много лет занимался мозаикой. Чтобы делать такие панно, знания живописи
недостаточно. В мозаике плоскость надо обрабатывать совсем по-другому,
используя все богатство каменных красок».Эти каменные картины
размером с черырехэтажки ежедневно видят сотни людей, проходящих или
проезжающих мимо. Хотя абсолютному большинству неизвестно их авторство,
зато они выставлены на всеобщее обозрение и их не упрячешь в запасник.Современные
картины художника, как экскурсия по нынешней реальности, оставляют
тяжелое впечатление, несмотря на красивость изображаемых людей и
предметов."Бомжа",
- одухотворенное лицо и набор странно смотрящихся вместе, случайных и
вместе с тем неслучайных предметов: топор, икона, бутылка спиртного...
И – цветы, совершенно неуместные у бомжихи, напоминающие, что перед
нами женщина. «Так и жизнь наша российская - между богом и топором, -
комментирует Николай Михайлович. - Вы не думайте, что только алкаши
побираются. Бывает, что хороший человек, а приходится шариться по
помойкам».Картина «Беспредел»
написана под впечатлением от смерти учителя 20-й школы г. Ульяновска
Александра Анатольевича Моторина. Человек, отслуживший в Афганистане,
он скончался 2 декабря 1999 года в результате массовой голодовки
учителей, требовавших погашения долгов по зарплате.Картина «Брошенная деревня».
«Деревня чахнет. Провода оборваны, и машины туда не ходят, остались
только старые да малые. Такая природа красивая, а никому стала не
нужна», - сокрушается Николай Михайлович. В нескольких картинах присутствует образ Колчака. -
У меня отец с Колчаком воевал, что я еще могу к этому добавить? –
отвечает Николай Михайлович о причинах своего негативного отношения.Отец
Николая Михайловича - Михаил Егорович Терехов - воевал в Чапаевской
дивизии, а в мирное время работал пожарником. «Он не очень грамотный
был, - вспоминает Николай Михайлович, - а мать совсем неграмотная».- Сейчас считают, что пора уже примириться и не поминать старое, - говорю я.-
Какое тут примириться. Я по духу ближе к рабочему классу, я коммунист,
и не могу помириться с последователями Колчака, которых сейчас
развелось... – возражает Николай Михайлович.Картина «Гиблое место» призвана показать, где мы сейчас оказались.- Вы в Иркутске выставляетесь, на Вас там косо не смотрят, что Вы двуглавых ворон рисуете? – спрашиваю.- Кто косо смотрит, а кто наоборот хорошо.Одна из последних картин - «Власовцы». «Флаг
у нас видите, какой. Вот и власть такая же, - говорит Николай
Михайлович. – Я ведь тоже среди всего этого живу. Все что имею – все
нажил в советское время. Деньги были на книжке – сгорели, работы нет,
крупных заказов никто не делает… Творческие планы? Думаю, еще несколько
свирепых картин нарисую». |