Сегодня буржуазные идеологи всех стран пытаются доказать, что в силу наличия ООН, развития демократии и международного права, войны между странами перестают быть неизбежными. Более того, США как глобальный «гарант мира», стали настолько сильны, так подчинили себе все страны, что не позволят воевать им друг с другом. Говорят также о мощном антивоенном движении и отсутствии социалистического лагеря, от которого-де и исходила основная военная угроза. Эти господа сознательно выдают желаемое за действительное, они лишь констатируют поверхностные явления и не вдаются в смысл современного международного положения, тем самым вуалируют действительную сущность международной политики.
Один из знаменитых писателей по истории войн – Клаузевиц, говорил: «Война есть продолжение политики иными средствами» (Клаузевиц. «О войне», т.1, 5 изд., 1941, стр. 43). На этой точке же зрения стояли Маркс и Энгельс. В своих работах они боролись против того обывательского мнения, будто война есть надклассовая политика правительств, есть простое нападение, нарушающее мир. Подрались и помирились! В действительности, учит марксизм, характер каждой войны зависит от её политического содержания: системы противоречий данной эпохи, политических целей борющихся классов, государств; зависимости хода и исхода войн от существующего в стране социально-экономического строя, материальных и военных возможностей государства, уровня развития науки и техники; идеологии и морального духа народа. История всех войн свидетельствует о неуклонном возрастании экономического фактора и роли народных масс в войне. До 19 века войны имели сравнительно узкую экономическую базу и велись, обыкновенно, немногочисленными профессиональными армиями. Со второй половины 19-го века и особенно в 20-м веке в войны стало вовлекаться всё больше людей. В 1-й мировой войне 1914-1918 гг. участвовало свыше 70 млн. человек, во 2-й мировой войне – 110 млн. Народные массы вовлекаются в войну как непосредственные участники, и как создатели материальных средств её ведения. Возрастание роли народных масс в современных войнах вызывается их огромной ролью в материальном производстве, политической зрелостью и организованностью.
Марксизм, в отличие от наивного пацифизма, не отрицает войн и их значения в истории, но делит на справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные.
Войны, ведущиеся народами за освобождение от социального и национального гнёта, в защиту национальной независимости являются войнами справедливыми и прогрессивным. Напротив, войны, ведущиеся эксплуататорскими классами с целью подавления освободительных движений народов, захвата чужих территорий и грабежа, являются войнами реакционными и несправедливыми. Все справедливые войны играли прогрессивную роль в истории. Однако не все войны, имевшие прогрессивные исторические последствия, были справедливыми. Так, например, присоединение к России в середине 19 века народов Средней Азии имело для них прогрессивное значение с точки зрения перспектив экономического, социального и культурного развития, однако это присоединения было достигнуто путём несправедливых, захватнических войн российского царизма.
В ходе развития та или иная война может изменить свой характер: справедливая стать несправедливой, прогрессивная – реакционной. Это происходит тогда, когда в её ходе одерживают верх интересы иных классов, чем было первоначально. К примеру, справедливые войны Французской республики в конце 18 века в защиту интересов буржуазии и мелкобуржуазных слоёв города и деревни против феодализма, переросли в войны несправедливые, захватнические, отвечавшие интересам крупной французской буржуазии. Сегодня справедливый характер войн определяется интересами борьбы за социализм и национальную независимость. Поэтому марксисты выступают против захватнических, реакционных войн и поддерживают справедливые национально-освободительные и революционные войны против империализма, служащие прогрессу общественного развития.
В основе экономической и политической жизни современного мира лежит монополистический капитализм, или империализм. Это означает, что присвоение прибыли, погоня за дешёвым сырьем, рабочей силой и рынками сбыта остаются главными движущими силами развития империализма.
Да, на первый взгляд сейчас всё обстоит «благополучно»: США в роли мирового жандарма обеспечивают «стабильность», господствующие империалистические державы выстроены по экономической силе, большинство народов мира, особенно после краха социализма в СССР, смиренно склонило головы перед «золотым миллиардом». Но это «благополучие» существует только на словах буржуазных идеологов, поскольку при всем внешнем демократизме и благопристойности сохраняется капитализм, следовательно, остаётся возможность войны, передела уже много раз поделенного мира.
Современное положение мирового капиталистического хозяйства таково:
1) мир расколот на горстку империалистических держав-метрополий и большинство угнетаемых и задавленных неоколониализмом развивающихся стран;
2) раскол на богатых и бедных, буржуа и пролетариев, эксплуатация наёмной рабочей силы никуда не исчезли в рамках отдельных, даже самых «демократических» государств;
3) в попытке преодолеть тенденцию нормы прибыли к понижению и ряд других экономических законов, действие которых всё более ярко показывает несоответствие буржуазных производственных отношений возросшим в тысячу раз общественным производительным силам, капитал завоёвывает весь мир;
4) стремление к господству, а не к свободе свидетельствует о крайнем напряжении всей международной обстановки;
5) анархия производства, как в масштабах отдельных стран, так и на мировом рынке в целом – заставляет капитал искать всевозможные, даже самые бесчеловечные, пути для уничтожения конкурентов;
6) неравномерность и скачкообразность развития отдельных отраслей промышленности и целых государств неизбежно ведёт к постоянному изменению соотношения сил между ними, создаёт предпосылки для военных вторжений, передела собственности крупнейших корпораций, разрушения производительных сил и т.д.
7) производство вооружений, в том числе и разрушительного ядерного оружия, является исключительно прибыльным для капиталистов всех стран.
Если не учитывать, что война есть продолжение политики другими методами, если не видеть роли того класса, который стоит за этой политикой, то становится невозможным какое бы то ни было её историческое, научное рассмотрение. На первый, поверхностный взгляд, сегодня страны Западной Европы «дружно» объединились в ЕС. Для всякого непредвзятого аналитика ясно, что их объединение вызвано не добровольным желанием капиталистов этих стран создать союз равноправных народов, а является вынужденной необходимостью совместного противостояния более могущественным капиталистам США.
Сейчас мир поделен в строгом соответствии с определившемся соотношением сил, в нём установлены рамки и зоны влияния, определены рынки и иерархия монополистического грабежа. Но не для кого не является секретом, что корпорации США при всём внешнем «демократизме» и «благополучии» то и дело стремятся вывести из строя своих конкурентов, захватить зарубежные рынки, мировые ресурсы сырья и дешевой рабочей силы, достичь мирового господства. Под видом борьбы с терроризмом они устанавливают и укрепляют мировой порядок, фактически ведут империалистическую войну со всем миром. Однако не следует думать, что такое положение дел можно сохранять сколько угодно. Ленин говорил, что соотношение сил между империалистическими государствами постоянно меняется. И это действительно так. Капиталисты из Европы и Азии, не будут до бесконечности смиренно благоговеть перед Соединёнными Штатами Америки. Несмотря на внешнее «спокойствие», в глубине, подобно подземной магме, действуют силы, противостоящие США, стремящиеся к самостоятельному существованию и высоким дивидендам силы. Евросоюз – одно из непосредственных проявлений их активности, а введение единой европейской валюты – прямой вызов долларовому монополизму Америки.
Следовательно, существующий при капитализме мир есть всего лишь перемирие, перерыв между войнами для накопления сил.
У Ленина есть замечательная статья, которая называется «Война и революция». Ничего в ней не устарело. Всё будто написано вчера.
«Разве войну можно объяснить, не ставя её в связь с предшествовавшей политикой данного государства, данной системы государств, данных классов?...Мы говорим: если вы не изучили политики обеих групп воюющих держав в течение десятилетий, - чтобы не было случайностей, чтобы не выхватывали отдельных примеров, - если вы не показали связь этой войны с предшествовавшей политикой, вы ничего в этой войне не поняли!
А эта политика показывает нам сплошь одно: непрерывное экономическое соперничество двух величайших мировых гигантов, капиталистических хозяйств. С одной стороны – Англия, государство, которое владеет большей частью земного шара, государство, которое стоит на первом месте по богатству, которое создало это богатство не столько трудом своих рабочих, но, главным образом, эксплуатацией необъятного количества колоний, необъятной силой английских банков, сложившихся во главе всех остальных банков, в ничтожную по числу - каких-нибудь три, четыре, пять – группу банков-гигантов, распоряжающихся сотнями миллиардов рублей и распоряжающимися ими так, что без всякого преувеличения, можно сказать: нет кусочка земли на всём земном шаре, на который этот капитал не наложил бы свою тяжелую руку, нет кусочка земли, который бы не был опутан тысячами нитей английского капитала….С другой стороны, против этой группы англо-французской главным образом, выдвинулась другая группа капиталистов, ещё более хищническая, ещё более разбойничья – группа пришедших к столу капиталистических яств, когда места были заняты, но внесших в борьбу новые приёмы развития капиталистического производства, лучшую технику, несравненную организацию, превращающую старый капитализм, капитализм эпохи свободной конкуренции, в капитализм гигантских трестов, синдикатов, картелей (имеется ввиду Германия – прим. автора). Группа эта внесла начала огосударствления капиталистического производства, соединения гигантской силы капитализма с гигантской силой государства в один механизм, ставящий десятки миллионов людей в одну организацию государственного капитализма. Вот та экономическая история, вот та дипломатическая история в течение ряда десятилетий, от которой не может уйти никто. Она даёт вам путь к правильному решению вопроса о войне и приводит вас к тому, что данная война есть продукт политики тех классов, которые в этой войне сцепились, двух величайших гигантов, накинувших задолго до войны на весь мир, на все страны сети финансовой эксплуатации и поделивших между собой экономически весь мир до войны. Они должны были столкнуться потому, что передел этого господства с точки зрения капитализма стал неизбежен» (Ленин В.И. Соч. 4 изд., т. 24, стр. 368).
Подставим вместо Германии Соединённые Штаты Америки, и ленинская характеристика станет такой, будто она была написана вчера, а не 88 лет назад.
Прошло 88 лет, а положение в мире не изменилось. ЕС, США и Россия вовсе не союзники, а соперники и враги. Они, так или иначе, делят сферы влияния, рынки дешёвой рабочей силы и сырья. И этот делёж осуществляется вовсе не в «правовых рамках». Терроризм – это отнюдь не порождение исламских фанатиков – это порождение империализма. США сами спланировали и провели акции 11 сентября 2001 года, Английские спецслужбы устроили взрывы в Лондоне прошлым летом в дни собрания G8 (для пущего эффекта!), Россия развязала первую и вторую «чеченские кампании», Израиль самыми циничными и бесчеловечными методами ведёт беспрерывный геноцид арабов на Ближнем Востоке.
Буржуазная пропаганда утверждает о том, что сегодня в мире господствует демократия, права человека, свободный рынок. Нет ничего пошлее и разнузданнее этих разговоров! Вновь и вновь повторюсь: не бывает демократии «вообще». Демократия, как политическое устройство государства, имеет всегда и везде, во все эпохи классовое содержание. Без учёта этого она превращается в лживую фразу либерала для одурачивания народа. В эпоху рабовладельческого строя демократия в Греции и Риме была демократией для рабовладельцев и диктатурой по отношению к рабам. В эпоху феодального строя демократия в Генуе, Венеции, Флоренции, В. Новгороде и Пскове была демократией для феодалов и диктатурой по отношению к крестьянам. Сегодня в мире господствует буржуазная демократия, демократия для монополистической финансовой олигархии и диктатура по отношению к трудящимся, к гигантскому пролетарскому массиву развивающегося мира. Если в США демократия, то демократия насквозь циничная, лицемерная, загнивающая и издающая на весь мир невероятное зловонье. Демократия по-американски – это господство кучки миллиардеров над всем американским обществом, это бесконечные захваты и войны, это подкуп правительств даже самых богатых стран, это эксплуатация развивающегося мира, это жизнь целого государства посредством стрижки купонов и спекуляции на фондовых рынках, это циничная дипломатия и политика «двойных стандартов», это использование терроризма и биотерроризма в целях увеличения монополистических прибылей. Маркс и Энгельс говорили, что «не может быть свободен народ, угнетающий другие народы». Точно также и не могут считаться свободными США, ибо их «демократия» построена на власти денег, войне, паразитизме, страдании миллионов людей.
Сегодня часто любят говорить о том, что например, вторая мировая война была действительной войной, а вот события в Ираке, Афганистане, Чечне есть вовсе не войны, а антитеррористические операции. Учитывая, что сам терроризм есть порождение и прямое продолжение политики «мирного» империализма говорить подобным образом полная нелепость. Войны в этих странах носят империалистический, захватнический характер. Американские и английские войска аннексируют Ирак и Афганистан, российские – Чечню. Всё делается ради нефти и геополитического влияния, которое, в конечном счете, сводится к тому же интересу получения прибыли. В этих условиях нет ничего более нелепого, чем обвинять Тони Блэра, Джорджа Буша, Бориса Ельцина и Владимира Путина в развязывании соответствующих войн. Как говорит Ленин: «…смешно тут обвинять того или другого коронованного разбойника. Они все одинаковы – эти коронованные разбойники. Вот почему также нелепо обвинять капиталистов той или иной страны. Они виноваты только в том, что завели такую систему. Но так делается по всем законам, охраняемым всеми силами цивилизованного государства. «Я в полном моём праве, я покупаю акции. Все суды, вся полиция, вся постоянная армия и все флоты на свете охраняют это моё священное право на акции». Если создаются банки, которые ворочают сотнями миллионов рублей, если они накинули сети банковского грабежа на весь мир, если эти банки столкнулись в мёртвой хватке, – кто виноват? Ищи виноватого! Виновато в этом всё развитие капитализма за полвека, и нет выхода из этого, кроме свержения господства капиталистов и рабочей революции. Вот тот ответ, к которому пришла из анализа войны наша партия, вот почему мы говорим: простейший вопрос об аннексиях запутан настолько, насколько изолгались представители буржуазных партий, что они могут представить дело так, будто бы Курляндия не есть аннексия России. Курляндию и Польшу они вместе делили, эти три коронованных разбойника. Они делили сто лет, они рвали по живому мясу, и русский разбойник урвал больше, потому что был тогда сильнее. А когда из молодого хищника, участвовавшего тогда в дележе, выросла сильная капиталистическая держава – Германия, она говорит: давайте переделим! Вы хотите сохранить старое? Вы думаете, что вы сильнее? Померяемся!» (там же, стр. 373).
Подставим на место Курляндии Чечню, и всё станет ещё более похожим на современность. Нет ничего более пошлого, когда рассуждают о «недвусмысленном влиянии Запада на Чечню», ибо под этим подразумевают, что раз американский империализм нацелился на эту горную республику, значит, чтобы не допустить его туда, там необходимо присутствие российского империализма. Только так, и никак иначе. Конечно, и здесь могут возразить в том казённо-патриотическом духе, что, мол, Чечня есть российская территория. Ответить на этот вопрос можно следующей цитатой Ленина: «…всякий народ, который присоединён к другому народу не по добровольному желанию своего большинства, а по решению царя или правительства, есть народ аннексированный, народ захваченный. Отказ от аннексий есть предоставление каждому народу права образовать отдельное государство, или жить в союзе с кем он хочет» (там же, стр. 371). Следовательно, коммунисты не должны говорить: Чечня наша, Украина наша, Грузия наша и т.д. Они не наши! Это рассуждения империалистов. И когда Российское правительство перекрывает газоснабжение Украины, нет никакого повода радоваться тому, что «давят оранжевых», ибо давят не «оранжевых», а народ, трудящихся, которые загнутся, не выдержат таких высоких цен на газ. Социал-патриоты сильно ошибаются, когда говорят, что они за «защиту территории». На деле они защищают интересы одной кучки капиталистов против другой. Борьба за объединение народов, за воссоединение Советского Союза не может возлагаться коммунистами на буржуазию, ибо буржуазия может соединять и сливать народы никак иначе, только путём аннексий, путем закабаления финансовым капиталом. Только солидарность трудящихся в борьбе с общим врагом – империализмом, как американским, так и российским, может быть основой и залогом этого воссоединения. Здесь и лежит водораздел между всевозможными «красными путинистами» и марксистами.
Из всего вышесказанного следует, что все разговоры о том, будто война в прошлом, что ныне будет только мир, есть разговоры лживые, лицемерно прикрывающие действительную сущность современного капитализма. Война не только в прошлом, она в настоящем, она идёт беспрерывно и чем дальше, тем более будут разжигаться межимпериалистические противоречия. Это совершенно очевидно.
Могут сказать, что мы – марксисты, специально накаляем обстановку, специально разжигаем ненависть народа к бизнесменам, к «великим и демократическим» США, к рынку и прогрессу. Это будет наглой ложью. Мы только срываем маску «демократизма» с межимпериалистических отношений, показываем, к каким в действительности методам прибегает современный капитализм для сохранения своего господства. И делаем это не для того, чтобы «разжигать ненависть к бизнесу», а для того, что показать, что капиталистические производственные отношения окончательно сгнили, что поддерживать их сегодня можно никак иначе, как только войной, причем ведущуюся такими методами, которые чреваты гибелью всего человечества.
Сегодня вопрос перед коммунистами стоит с железной четкостью: либо борьба за социализм (то есть, за действительный социализм, а не за социал-реформистское прикрытие господства капитала, какой-нибудь «шведский» разврат рабочих!), либо третья мировая война, фашистская диктатура капитала.
А что такое борьба за социализм? Это отнюдь не только хождение с красными флагами по Красной площади, болтовня в Думе и ррреволюционнейшие лозунги. Это длительная подготовка масс, умелое сочетание подпольных методов борьбы с легальными, парламентскими, это участие и направление рабочей борьбы во всех её проявлениях, теоретическая борьба, в частности борьба с ревизионизмом и оппортунизмом. Я не зря подчеркнул здесь именно сочетание подпольных методов с парламентскими, ибо многие современные «коммунисты» отрицают подполье, предпочитая ему тёплые и уютные думские кресла. От них само понятно, никакого толку нет и быть не может. Ибо настоящая коммунистическая партия – это партия социальной революции, а не социальных реформ, и, следовательно, она не может быть на все 100% легальной. Когда недавняя проверка Устава КПРФ показала полное соответствие его закону «О политических партиях», здесь совершенно нечем гордиться. Подобное «торжество легальности» есть только лишь выражение оппортунизма, соглашательства. Конечно, можно допустить, что в Уставе (для отвода глаз, так сказать) написано одно, а партия будет подпольно действовать по-другому. Это действительная коммунистическая тактика. Однако это совершенно не относится к «коммунистам» из КПРФ. Впрочем, всё самое главное по поводу основных задач марксистов я сказал в статье «Состояние коммунистического движения в России и задачи современных коммунистов».
|