Три четверти россиян доверяют Владимиру Путину. Если выборы случились бы в это воскресение, за действующего президента проголосовало бы более половины избирателей. Такова статистика официозного ВЦИОМа. Либеральный Центр Юрия Левады называет более скромные цифры, но и по оценкам антипутинских социологов рейтинг президента колеблется вокруг отметки 70%.
Большинство аналитиков называет следующие причины столь высокого рейтинга Путина: экономический рост, обеспеченный высокими ценами на российское сырье; стабильность после кризисных 90-х; а также «усмирение Чечни» и «борьбу с терроризмом».
Не следует ли нам по этому поводу отложить мечты о революционном переустройстве российского капитализма до лучших времен?
Нет, не следует. И даже не потому, что революционер даже в самую «спокойную» эпоху остается революционером, а потому что уже само общественное сознание эпохи путинского неозастоя несет в себе признаки ожидания революционного перелома.
Так, при высокой поддержке президента, спустившись всего на этаж ниже по властной вертикали, мы увидим, что хоть что-то положительное в работе правительства видят только 29% опрошенных, отрицательно его работу оценивают 49%. Даже среди тех, кто поддерживает Путина лишь 40% одобряют деятельность правительства и столько же не одобряют. А ведь ни для кого не секрет, кто именно формирует правительство и определяет основные направления его политики.
Спустимся еще чуть ниже. Работу Госдумы, где всем заправляет прочное пропрезидентское большинство, одобряют уже лишь 24%, а не одобряют вдвое больше. В целом, лишь 29% опрошенных в январе 2006 года считали, что «дела в стране идут в правильном направлении».
Сильны сомнения и в самом президенте. 36% сомневаются в его способности «вывести страну из кризиса». То есть недовольство политикой государства в целом налицо, тем не менее, рейтинг поддержки президента стабилен.
Основную причину такого положения, на мой взгляд, следует искать в том, что отсутствует зримая, реальная альтернатива Путину и всей системе, которую он олицетворяет. Понятно, что «либеральная» оппозиция такой альтернативы создать не может. В тех вопросах, которые действительно волнуют россиян, она занимает те же позиции, что и власть. А те вопросы, которые разделяют путинистов и либералов народ волнуют слабо. Например, в качестве тревожных проблем общества «ограничение гражданских прав, демократических свобод» назвали лишь 2% опрошенных.
Какой образ потенциального могильщика путинской системы дает нам буржуазная социология? Конечно, это не капиталист-олигарх, как пытается представить официальная пропаганда. При общей отрицательной оценке работы правительства, среди 9-10% опрошенных, относящих себя к группе, которой по карману покупать «вещи длительного пользования», кабинет пользуется поддержкой аж 43% (в более бедных группах – в два раза меньше).
О том, что альтернатива путинизму может быть только левой, но никак не либеральной, свидетельствуют шесть самых тревожных проблем общества, названные опрошенными. Согласно опросам Левада-Центра россиян волнуют следующие проблемы (в порядке убывания значимости): рост цен; бедность, обнищание населения; рост безработицы; кризис в экономике; резкое расслоение на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов; недоступность многих видов медицинского обслуживания. На пять из шести этих проблем существует только левый, социалистический ответ. Что касается преодоления кризиса в экономике, то и здесь либералы вряд ли смогут предложить какую-либо альтернативу нефтегазовому сырьевому капитализму Путина.
Интересны и следующие данные опроса:
К какой из следующих групп населения Вы бы могли отнести себя скорее всего? (потребительские возможности)
%
1. Мы едва сводим концы с концами; денег не хватает даже на продукты
13
2. На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения
37
3. Денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является для нас проблемой
38
4. Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования. Но затруднительно приобретать действительно дорогие вещи
12
5. Мы можем позволить себе достаточно дорогие покупки квартиру, дачу и многое другое
0.1
Затруднились ответить
1
Согласно опросу, лишь 12,1% населения могут отнести себя к буржуазии или «среднему классу», остальные относятся к беднейшим пролетарским и полупролетарским слоям, составляя потенциальную массовую базу социальной революции.
Они ничего не имеют при Путине, им мало что могут дать политики-либералы. Ответ на их проблемы – изменение самой системы. Тем не менее, они не видят никакой силы, выдвигающей альтернативу путинскому капитализму. Отсутствие альтернативы и держит рейтинг «доброго царя». Такой силой была КПРФ, но она доказала бесперспективность своего парламентского, мирного пути десятилетием своего существования, а также отметилась чередой предательств и соглашательством.
Созрел спрос на революционных левых, подлинных коммунистов. Этот спрос фиксирует даже буржуазная социология. Дело за «малым» - этот спрос надо удовлетворить. Нужна организация, стоящая на революционной, марксистской платформе, способная возглавить, а где-то и инициировать, широкие социальные движения. |