Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Ахилессова пята капитализма
 

438-страничный фолиант, поступивший на книжные прилавки мира еще летом, читается, по утверждению людей знающих, на одном дыхании. И поверить в это не так и сложно — уж слишком широкую дискуссию в зарубежной прессе вызвали идеи, высказанные в книге «Ахиллесова пята капитализма, или Как восстановить систему свободного рынка?». Ее автор Реймонд Бейкер, 45 лет посвятивший полевым исследованиям прикладных аспектов экономических теорий более чем в 60 странах, является признанным во всем мире экспертом по отмыванию денег и коррупции. И в его устах основной вопрос капитализма: что первично — соблюдение законности или максимизация прибыли — звучит совсем не так уж наивно.
Когда в 1961 году свежеиспеченный выпускник Гарварда отправился в далекую Нигерию и стал во главе старейшей в стране пекарни, этот вопрос перед ним еще не стоял, хотя необходимость давать на каждом шагу взятки изрядно ему докучала. Будучи уже тогда прекрасно осведомленным о всех существующих незаконных способах увеличения прибыли — использование «налоговых гаваней», создание фиктивных компаний, игра на трансфертных ценах, тайные банковские счета и анонимные трасты, запутанные акционерные структуры и т. д. — молодой ученый все же считал, что подобные «мелочи» являются лишь незначительными побочными эффектами развития капитализма, тогда как его истинные идеалы, как и учил Адам Смит, посредством свободной торговли и честной конкуренции, несут индивидуумам, организациям и странам богатство и процветание. Сейчас же, почти полвека спустя, авторитетный ученый заявляет, что сложившаяся система глобального капитализма ведет к легализации беззакония, усугублению экономического неравенства между странами и спонсированию преступников.
Бейкер на ярких и убедительных примерах показывает, что грань между контрабандой наркотиков и торговлей людьми, с одной стороны, и укрыванием от налогов и пошлин прибылей при помощи таких с виду «законных» операций, как перевод бизнеса в зоны с облегченным налогообложением или злоупотребление трансфертными ценами, с другой, настолько тонка, что заметить ее практически невозможно. И почти каждая такая «условно законная» махинация как раз и ведет к еще большему обогащению наркобаронов, мафиози и террористов. Годовой оборот таких махинаций составляет, по оценкам ученых, один триллион долларов. А всего в различных офшорах и на тайных банковских счетах, по данным британской организации Tax Justice Network, накоплено 11 трлн. долл. Правительства богатых стран, западные банки и крупнейшие транснациональные компании не только не осуждают подобную практику, но и тайно ей потакают. И это неудивительно: ведь половина годового тайного оборота «грязных» денег направлена из самых бедных стран в богатые. Иными словами, выделяя бедным странам ежегодную «помощь» в объеме 50 млрд. долл., богатые страны «выкачивают» из них в 10 раз большую сумму, создавая весьма опасный перекос в распределении совокупного богатства.
В масштабах всего мира соотношение между уровнем дохода 20 процентов самого богатого и самого бедного населения составляет 31 к 1. В Японии этот же коэффициент равен 3,4, в США — 8,5. Ответственность за такое положение дел Бейкер возлагает на британского философа Джереми Бентама, который «упростил» идею Адама Смита, изъяв из нее все моральные аспекты, и «подарил» миру концепцию утилитаризма. Именно эту концепцию и навязывают всему миру в качестве экономической религии свободного рынка. Однако в условиях даже минимального несоблюдения законности и неуважения моральных принципов ни о какой вольной торговле и говорить не приходится. О действительно свободном рынке, по мнению Бейкера, можно будет говорить только тогда, когда будут обнародованы все тайные счета должностных лиц, через руки которых прошли кредиты Всемирного банка и МФВ, когда транснациональные компании будут открыто публиковать все свои налоговые декларации с объяснением причин перевода своего бизнеса в офшоры, и когда ценовая политика будет открытой и прозрачной. А служащие каждого крупного банка или транснациональной компании в обязательном порядке будут посещать уроки этики.
«Зеркало недели» № 46 (574) , 26 Ноября - 2 декабря 2005 года
Г.Киев
 
От редакции комру.
Книга Реймонда Бейкера «Ахиллесова пята капитализма, или Как восстановить систему свободного рынка?» интересна не только собранным в ней богатым эмпирическим материалом по отмыванию денег и коррупции но и как классический образчик буржуазного социализма в котором вульгарный экономический материализм преспокойно уживается с не менее примитивным субъективным идеализмом. Пытаясь разобраться в том, почему капиталистический строй, который по идее должен был бы посредством свободной торговли и честной конкуренции, принести индивидуумам, организациям и странам богатство и процветание, а на практике ведет к легализации беззакония, усугублению экономического неравенства между странами и спонсированию преступников, Реймонд Бейкер после 45 лет «полевых исследованияй прикладных аспектов экономических теорий» пришел к выводу, что во всем виноват философ Джереми Бентам, который «упростил» идею Адама Смита, изъяв из нее все моральные аспекты, «подарил» миру концепцию утилитаризма».
Таким образом, фигура заурядного, пошлого и мелкого философа, который только то и сделал, что обобщил и изложил в связной форме представления современных ему обывателей о том, как добиться богатства, славы и успеха, под пером Реймонда Бейкера (и Оксаны Приходько) выростает на наших глазах до размеров настоящего демиурга истории, по прихоти которого творятся вот уже многие десятилетия подряд всякие безобразия на планете.
И когда же наступит всему этому конец, спросите вы?
Не раньше, чем «будут обнародованы все тайные счета должностных лиц, через руки которых прошли кредиты Всемирного банка и МФВ, когда транснациональные компании будут открыто публиковать все свои налоговые декларации с объяснением причин перевода своего бизнеса в офшоры, и когда ценовая политика будет открытой и прозрачной». А это произойдет только тогда, (слушайте!), когда «служащие каждого крупного банка или транснациональной компании в обязательном порядке будут посещать уроки этики».
Следуя логике Реймонда Бейкера (и Оксаны Приходько), это произойдет не раньше, чем появится не менее грандиозная личность, чем Джереми Бентам, только с высокоморальной проповедью, которая заставит всех этих богатеньких проходимцев и мошенников в обязательном порядке прилежно штудировать этику.
Вот такая вот получается благая весть от «товарища» Реймонда Бейкера.
Это о таких социалистах как он К.Маркс и Ф.Энгельс писали еще в «Манифесте» буквально следующее:
«Известная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества.
Сюда относятся экономисты, филантропы, поборники гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы благотворительности, члены обществ покровительства животным, основатели обществ трезвости, мелкотравчатые реформаторы самых разнообразных видов. Этот буржуазный социализм разрабатывался даже в целые системы…
Буржуа-социалисты хотят сохранить условия существования современного общества, но без борьбы и опасностей, которые неизбежно из них вытекают. Они хотят сохранить современное общество, однако, без тех элементов, которые его революционизируют и разлагают. Они хотели бы иметь буржуазию без пролетариата. Тот мир, в котором господствует буржуазия, конечно, кажется ей самым лучшим из миров. Буржуазный социализм разрабатывает это утешительное представление в более или менее цельную систему. Приглашая пролетариат осуществить его систему и войти в новый Иерусалим, он в сущности требует только, чтобы пролетариат оставался в теперешнем обществе, но отбросил свое представление о нем, как о чем-то ненавистном.
Другая, менее систематическая, но более практическая форма этого социализма стремилась к тому, чтобы внушить рабочему классу отрицательное отношение ко всякому революционному движению, доказывая, что ему может быть полезно не то или другое политическое преобразование, а лишь изменение материальных условий жизни, экономических отношений. Однако под изменением материальных условий жизни этот социализм понимает отнюдь не уничтожение буржуазных производственных отношений, осуществимое только революционным путем, а административные улучшения, осуществляемые на почве этих производственных отношений, следовательно, ничего не изменяющие в отношениях между капиталом и наемным трудом, в лучшем же случае — лишь сокращающие для буржуазии издержки ее господства и упрощающие ее государственное хозяйство.
Самое подходящее для себя выражение буржуазный социализм находит только тогда, когда превращается в простой ораторский оборот речи.
Свободная торговля! в интересах рабочего класса; покровительственные пошлины! в интересах рабочего класса; одиночные тюрьмы! в интересах рабочего класса — вот последнее, единственно сказанное всерьез, слово буржуазного социализма.
Социализм буржуазии заключается как раз в утверждении, что буржуа являются буржуа, — в интересах рабочего класса».
 
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве
Герцен
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.