Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Ахилессова пята капитализма
 

438-страничный фолиант, поступивший на книжные прилавки мира еще летом, читается, по утверждению людей знающих, на одном дыхании. И поверить в это не так и сложно — уж слишком широкую дискуссию в зарубежной прессе вызвали идеи, высказанные в книге «Ахиллесова пята капитализма, или Как восстановить систему свободного рынка?». Ее автор Реймонд Бейкер, 45 лет посвятивший полевым исследованиям прикладных аспектов экономических теорий более чем в 60 странах, является признанным во всем мире экспертом по отмыванию денег и коррупции. И в его устах основной вопрос капитализма: что первично — соблюдение законности или максимизация прибыли — звучит совсем не так уж наивно.
Когда в 1961 году свежеиспеченный выпускник Гарварда отправился в далекую Нигерию и стал во главе старейшей в стране пекарни, этот вопрос перед ним еще не стоял, хотя необходимость давать на каждом шагу взятки изрядно ему докучала. Будучи уже тогда прекрасно осведомленным о всех существующих незаконных способах увеличения прибыли — использование «налоговых гаваней», создание фиктивных компаний, игра на трансфертных ценах, тайные банковские счета и анонимные трасты, запутанные акционерные структуры и т. д. — молодой ученый все же считал, что подобные «мелочи» являются лишь незначительными побочными эффектами развития капитализма, тогда как его истинные идеалы, как и учил Адам Смит, посредством свободной торговли и честной конкуренции, несут индивидуумам, организациям и странам богатство и процветание. Сейчас же, почти полвека спустя, авторитетный ученый заявляет, что сложившаяся система глобального капитализма ведет к легализации беззакония, усугублению экономического неравенства между странами и спонсированию преступников.
Бейкер на ярких и убедительных примерах показывает, что грань между контрабандой наркотиков и торговлей людьми, с одной стороны, и укрыванием от налогов и пошлин прибылей при помощи таких с виду «законных» операций, как перевод бизнеса в зоны с облегченным налогообложением или злоупотребление трансфертными ценами, с другой, настолько тонка, что заметить ее практически невозможно. И почти каждая такая «условно законная» махинация как раз и ведет к еще большему обогащению наркобаронов, мафиози и террористов. Годовой оборот таких махинаций составляет, по оценкам ученых, один триллион долларов. А всего в различных офшорах и на тайных банковских счетах, по данным британской организации Tax Justice Network, накоплено 11 трлн. долл. Правительства богатых стран, западные банки и крупнейшие транснациональные компании не только не осуждают подобную практику, но и тайно ей потакают. И это неудивительно: ведь половина годового тайного оборота «грязных» денег направлена из самых бедных стран в богатые. Иными словами, выделяя бедным странам ежегодную «помощь» в объеме 50 млрд. долл., богатые страны «выкачивают» из них в 10 раз большую сумму, создавая весьма опасный перекос в распределении совокупного богатства.
В масштабах всего мира соотношение между уровнем дохода 20 процентов самого богатого и самого бедного населения составляет 31 к 1. В Японии этот же коэффициент равен 3,4, в США — 8,5. Ответственность за такое положение дел Бейкер возлагает на британского философа Джереми Бентама, который «упростил» идею Адама Смита, изъяв из нее все моральные аспекты, и «подарил» миру концепцию утилитаризма. Именно эту концепцию и навязывают всему миру в качестве экономической религии свободного рынка. Однако в условиях даже минимального несоблюдения законности и неуважения моральных принципов ни о какой вольной торговле и говорить не приходится. О действительно свободном рынке, по мнению Бейкера, можно будет говорить только тогда, когда будут обнародованы все тайные счета должностных лиц, через руки которых прошли кредиты Всемирного банка и МФВ, когда транснациональные компании будут открыто публиковать все свои налоговые декларации с объяснением причин перевода своего бизнеса в офшоры, и когда ценовая политика будет открытой и прозрачной. А служащие каждого крупного банка или транснациональной компании в обязательном порядке будут посещать уроки этики.
«Зеркало недели» № 46 (574) , 26 Ноября - 2 декабря 2005 года
Г.Киев
 
От редакции комру.
Книга Реймонда Бейкера «Ахиллесова пята капитализма, или Как восстановить систему свободного рынка?» интересна не только собранным в ней богатым эмпирическим материалом по отмыванию денег и коррупции но и как классический образчик буржуазного социализма в котором вульгарный экономический материализм преспокойно уживается с не менее примитивным субъективным идеализмом. Пытаясь разобраться в том, почему капиталистический строй, который по идее должен был бы посредством свободной торговли и честной конкуренции, принести индивидуумам, организациям и странам богатство и процветание, а на практике ведет к легализации беззакония, усугублению экономического неравенства между странами и спонсированию преступников, Реймонд Бейкер после 45 лет «полевых исследованияй прикладных аспектов экономических теорий» пришел к выводу, что во всем виноват философ Джереми Бентам, который «упростил» идею Адама Смита, изъяв из нее все моральные аспекты, «подарил» миру концепцию утилитаризма».
Таким образом, фигура заурядного, пошлого и мелкого философа, который только то и сделал, что обобщил и изложил в связной форме представления современных ему обывателей о том, как добиться богатства, славы и успеха, под пером Реймонда Бейкера (и Оксаны Приходько) выростает на наших глазах до размеров настоящего демиурга истории, по прихоти которого творятся вот уже многие десятилетия подряд всякие безобразия на планете.
И когда же наступит всему этому конец, спросите вы?
Не раньше, чем «будут обнародованы все тайные счета должностных лиц, через руки которых прошли кредиты Всемирного банка и МФВ, когда транснациональные компании будут открыто публиковать все свои налоговые декларации с объяснением причин перевода своего бизнеса в офшоры, и когда ценовая политика будет открытой и прозрачной». А это произойдет только тогда, (слушайте!), когда «служащие каждого крупного банка или транснациональной компании в обязательном порядке будут посещать уроки этики».
Следуя логике Реймонда Бейкера (и Оксаны Приходько), это произойдет не раньше, чем появится не менее грандиозная личность, чем Джереми Бентам, только с высокоморальной проповедью, которая заставит всех этих богатеньких проходимцев и мошенников в обязательном порядке прилежно штудировать этику.
Вот такая вот получается благая весть от «товарища» Реймонда Бейкера.
Это о таких социалистах как он К.Маркс и Ф.Энгельс писали еще в «Манифесте» буквально следующее:
«Известная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества.
Сюда относятся экономисты, филантропы, поборники гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы благотворительности, члены обществ покровительства животным, основатели обществ трезвости, мелкотравчатые реформаторы самых разнообразных видов. Этот буржуазный социализм разрабатывался даже в целые системы…
Буржуа-социалисты хотят сохранить условия существования современного общества, но без борьбы и опасностей, которые неизбежно из них вытекают. Они хотят сохранить современное общество, однако, без тех элементов, которые его революционизируют и разлагают. Они хотели бы иметь буржуазию без пролетариата. Тот мир, в котором господствует буржуазия, конечно, кажется ей самым лучшим из миров. Буржуазный социализм разрабатывает это утешительное представление в более или менее цельную систему. Приглашая пролетариат осуществить его систему и войти в новый Иерусалим, он в сущности требует только, чтобы пролетариат оставался в теперешнем обществе, но отбросил свое представление о нем, как о чем-то ненавистном.
Другая, менее систематическая, но более практическая форма этого социализма стремилась к тому, чтобы внушить рабочему классу отрицательное отношение ко всякому революционному движению, доказывая, что ему может быть полезно не то или другое политическое преобразование, а лишь изменение материальных условий жизни, экономических отношений. Однако под изменением материальных условий жизни этот социализм понимает отнюдь не уничтожение буржуазных производственных отношений, осуществимое только революционным путем, а административные улучшения, осуществляемые на почве этих производственных отношений, следовательно, ничего не изменяющие в отношениях между капиталом и наемным трудом, в лучшем же случае — лишь сокращающие для буржуазии издержки ее господства и упрощающие ее государственное хозяйство.
Самое подходящее для себя выражение буржуазный социализм находит только тогда, когда превращается в простой ораторский оборот речи.
Свободная торговля! в интересах рабочего класса; покровительственные пошлины! в интересах рабочего класса; одиночные тюрьмы! в интересах рабочего класса — вот последнее, единственно сказанное всерьез, слово буржуазного социализма.
Социализм буржуазии заключается как раз в утверждении, что буржуа являются буржуа, — в интересах рабочего класса».
 
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьих он руках
П. Устинов
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2025 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.