Больше нельзя мириться с тем, что люди, которые болеют и умирают просто потому, что живут в бедности, лишены доступа к лекарствам, изменившим к лучшему жизнь тех, кто лучше живет»
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан
По данным ООН, темп распространения ВИЧ в России один из самых высоких в мире. Число зарегистрированных больных СПИДом в нашей стране составляет около 318 тысяч человек. При этом многие соотечественники не знают, что они ВИЧ инфицированы, поскольку первые симптомы СПИДа могут появляться через несколько лет после заражения. Реальное же количество инфицированных в РФ, по оценкам экспертов, близко к полутора миллионам (то есть, примерно каждый сотый из встретившихся вам сегодня в метро людей был носителем СПИДа). В нашей стране ВИЧ распространяется по тому же сценарию, что и ранее в США: сперва заболевали только наркоманы и люди с рискованным сексуальным поведением, но потом инфекция вышла за рамки групп риска. С каждым днем СПИД все ближе подходит к каждому из нас.
Для справки:
СПИД – заболевание, проявляющееся все увеличивающимся дефицитом иммунитета. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) относится к семейству ретровирусов, т. е., к таким вирусам, геном которых может встраиваться в генетический аппарат клеток человека, в особенности в геном клеток иммунной системы крови – лимфоцитов, моноцитов и макрофагов, клеток мозга, печени и кишечника.
Попадая в клетки иммунной системы, вирус способен продуцировать в клетках - хозяевах ДНК-копии своего генома. После встраивания ДНК вируса изменяет жизнедеятельность клетки, в результате чего в ней начинают образовываться вирусные белки. Они складываются в новые вирусные частицы, которые проникают в другие клетки иммунной системы. Родительская клетка при этом гибнет.
Поскольку иммунная система в нормальной ситуации как раз и должна бороться с инфекционными заболеваниями, по мере разрушения клеток иммунной системы у больных появляются различные вторичные инфекции, вызванные бактериями, грибами, вирусами, простейшими. Более чем у половины больных возникают неврологические и псиxические нарушения, обусловленные поражением нервной системы. Наконец, у каждого третьего больного СПИДом развиваются различные злокачественные опухоли - саркомы, глиомы, лимфомы, меланомы, причем их течение крайне неблагоприятно, опять таки из-за разрушения иммунной системы.
В последние годы был разработан ряд лекарств, позволяющих если не вылечить СПИД совсем, то намного снизить количество вирусов в крови. То есть, в результате применения этих лекарств значительно снижается вероятность передачи ВИЧ от одного человека другому, в том числе от матери - ребенку. На их основе врачами предложена комплексная антиретровирусная терапия, состоящая в применении лекарств трех-четырех разных групп, чтобы одновременно подавить развитие вируса, уменьшить иммунодефицит и не позволить образовать новый, устойчивый к лекарству вирусный штамм. Одновременный прием 3-х или 4-х антиретровирусных препаратов называют высокоактивной антиретровирусной терапией (ВААРТ). В результате проведения ВААРТ удается уменьшить содержание вируса в крови до неопределяемого уровня. Это означает снижение активности вируса и замедление или полную остановку развития болезни. В настоящее время считается, что такая терапия в большинстве случаев должна быть пожизненной.
Однако если существуют эффективные препараты для лечения, что же мешает их использовать и предотвратить тем самым распространение СПИДа? Ответ на этот вопрос достаточно прост: антиретровирусная терапия стоит немалых денег. В России стоимость курса антиретровирусной терапии составляет от 5 до 10 тыс. долларов США в год. Поэтому, несмотря на то, что федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» гарантирует «бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ инфицированным – гражданам Российской Федерации, бесплатное получение ими медикаментов при лечении в амбулаторных или стационарных условиях», к середине 2005 года антиретровирусное лечение получали менее 10% всех нуждающихся (всего лишь 4000-6500 человек из 318000).
Высокая стоимость препаратов напрямую зависит от их защищенности патентами. Это становится очевидно, когда истекает срок патента на лекарство и конкурирующие фирмы - производители непатентованных средств, так называемых дженериков, выходят на рынок. Скажем, в 2001 году в Соединенных Штатах оптовая цена на популярный препарат «Прозак» фирмы Пфайзер упала с 240 долларов до менее чем 5 долларов за упаковку в первые шесть месяцев с момента истечения срока патента. (Отчасти эта разница объясняется вложениями производителя в разработку и тестирование препарата, большими коммерческими рисками при запуске его в производство, отчасти монопольной прибылью).
Условия патентования регламентируются международным соглашением ТРИПс от 1996 года и являются общими для стран – членов ВТО и присоединяющихся к ВТО. Это подразумевает патент на фармацевтические продукты и способы их изготовления сроком на 20 лет. Однако когда стало понятно, что подобное законодательство может увеличить скорость распространения эпидемии СПИДа, члены ВТО подписали специальную декларацию Министерской конференции в Дохе, Катар в 2001 году, которая позволяет правительствам использовать в ряде случаев так называемые «принудительные лицензии» для преодоления охраняемых законом исключительных прав на запатентованные товары. А в 2003 году даже был создан специальный механизм, позволяющий развивающимся странам с недостаточными мощностями для производства фармацевтической продукции импортировать непатентованные лекарства.
Таким образом, страна может отвергнуть эксклюзивные права владельца патента и дать лицензию другому изготовителю, если правительство примет решение о необходимости данного шага и обеспечит владельцу патента оговоренную компенсацию. Это возможно в случае, если производство данного препарата-дженерика является необходимостью для страны. В частности, некоторые государства позволили местным производителям изготавливать лекарства против ВИЧ на основании того, что эпидемия СПИДа является угрозой национальной безопасности. Например, Бразилия смогла обеспечить всех ВИЧ-положительных граждан бесплатной антиретровирусной терапией именно благодаря производству дженериков. При таком подходе стоимость терапии снизижается до 300 долларов в год на пациента…
В середине 2005 года Министерство здравоохранения и социального развития России провело переговоры по снижению цен с рядом ведущих мировых фармацевтических компаний. В итоге, как заверял министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, стоимость лечения сократилась до 3 тысяч долларов в год. Кроме того, в следующем году начнется реализация займа, выделенного Всемирным банком на борьбу со СПИДом и туберкулезом и реализация проекта Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией.
"Около миллиарда долларов будет выделено из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, из привлеченных средств, в частности, глобального фонда. Они пойдут на профилактику, диагностику и лечение ВИЧ/СПИД", - сообщил заместитель министра здравоохранения и социального развития Владимир Стародубов. Кроме того, Стародубов напомнил, что в рамках национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения на борьбу с ВИЧ/СПИД из федерального бюджета в следующем году будет выделено 3,1 млрд. рублей и 3,6 млрд. рублей в 2007 году. Заместитель министра также сказал, что в следующем году все зарегистрированные ВИЧ инфицированные россияне, нуждающиеся в таком лечении, получат его. "В 2006 году мы должны охватить лечением антиретровирусной терапией от 10 до 15 тысяч человек и мы считаем, что таким образом полностью закроем эту проблему", - сказал Стародубов. (http://txt.newsru.com/russia/14nov2005/aids.html)
Напомним, что в России на сегодняшний день как минимум 318 тысяч ВИЧ инфицированных, а как максимум – полтора миллиона. 1 миллиард долларов на 5 лет дает 200 миллионов долларов в год. Плюс 3,1-3,6 миллионов рублей, или около 116 миллиардов долларов в год из федерального бюджета. Итого, в год на борьбу со СПИДом будет расходоваться 316 миллионов долларов. Даже если считать 318 тысяч больных числом неизменным, простейший арифметический расчет показывает, что на каждого больного в год приходится только 994 доллара. Таким образом, даже при условии обещанного министром здравоохранения Зурабовым сокращения стоимости антиретровирусной терапии до $3000, проблема дороговизны лечения остается актуальной. Особенно учитывая, что эти суммы должны расходоваться не только на лечение, но и на профилактику распространения заболевания.
Между тем, очевидно, что распространение СПИДа в России приняло характер эпидемии. По данным Всероссийского центра по профилактике и борьбе со СПИДом, каждый день смертельно опасным вирусом в нашей стране инфицируются более ста человек. Особенно мрачным представляется тот факт, что более 70% от числа всех ВИЧ-положительных составляют молодые люди в возрасте от 15 до 39 лет. По данным руководителя Центра по борьбе со СПИДом РФ Вадима Покровского, в некоторых районах Подмосковья инфицированы до 5% молодых людей, т.е. каждый двадцатый.
К 2010 году по оценкам экспертов СПИД может поразить до 8 миллионов россиян - около 10% взрослого населения страны.
В связи с этим неизбежно возникает ряд вопросов: почему наше государство до сих пор не позаботилось о легализации производства антиретровирусных дженериков в России или на худой конец – их импорта? Почему потенциальная потеря 10% населения не считается серьезной угрозой? И каким образом предполагается «полностью закрыть проблему» обеспечения антиретровирусной терапией, если выделяемых средств недостаточно даже для лечения уже заразившихся СПИДом граждан нашей страны?
Хотелось бы также особо отметить, что антиретровирусное лечение порой недоступно даже тем, кто мог бы доплатить необходимую сумму. Дело в том, что в аптеках купить антиретровирусные препараты нельзя: они распространяются только через специализированные центры. Лекарства закупаются государством централизованно и доставляются в эти центры. А количество лекарств напрямую зависит от количества денег, которые государство готово потратить. Круг замкнулся. |